Фактическое землепользование является актуальной проблемой в сфере юриспруденции и экономики. Несоблюдение правил регистрации и оформления прав собственности на землю приводит не только к затруднению использования территорий. Отклонения от норм оформления влияют и на темпы развития рынка недвижимости Российской Федерации.
Законодательные основы в сфере фактического землевладения
Чаще всего случаи отказа от оформления встречаются по причине нежелания брать ответственность по:
- оплате налогов;
- совершению арендной платы;
- восстановительным процедурам с земельными участками.
Доказать право собственности на землю, которая не имеет официального оформления, практически невозможно. Государственное законодательство создает условия, необходимые для своевременного и правильного оформления земельного участка во избежание проблем при использовании недвижимости (аренда, продажа, раздел имущества). Правовой основой в сфере землевладения являются федеральные законы. К сожалению, их действие не всегда находит правильное применение на практике.
Участники и категории в земельных отношениях
В соответствии с Земельным кодексом РФ землепользователями могут выступать:
- физические лица;
- юридические лица;
- образования государственного и муниципального значения.
Фактическое землепользование включает следующие категории:
- граждане, которые обладают правами собственности на использование объекта недвижимости;
- граждане, которые заняли определенный земельный участок без регистрации документов и оформления юридических прав;
- лица, которые получили право собственности во время действия официальных юридических документов (полная выплата аренды, вступление в права наследства).
Несанкционированный захват территории наказывается государственным законодательством в рамках административной ответственности.
Проблема идентификации земельных участков
Практика показывает, что во многих ситуациях доказать несанкционированный захват земли практически невозможно. Сложность заключается в отсутствии критериев для идентификации определенного участка территории. В данном случае, правильно урегулировать гражданские отношение очень сложно.
Если в Кадастре государственной недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, то фактически невозможно определить его границы. Следовательно, провести судебное разбирательство в соответствии с государственными нормами нельзя. Незарегистрированная в кадастровом учете недвижимость не имеет никаких гарантий для собственников. В виду этого, власти вынуждены вводить в правовую базу обособленное понятие «фактическое землепользование», за которым закрепляются конкретные нормы применения в судебной практике.
Задать вопрос юристу бесплатно Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)
Обязанности землепользователей
Фактическое землепользование предполагает ряд обязанностей, которые принимают граждане, использующие определенную территорию:
- охрана лесных ресурсов, водоемов и экосистем;
- соблюдение норм и правил пожарной безопасности;
- соответствие регламентам Градостроительного кодекса РФ;
- противостояние загрязнению и борьба с процессами загрязнения почв, водоемов и воздуха;
- не допускать ухудшения состояния плодородных почв.
Документальные особенности использования земли
Несмотря на несовершенство законодательства в данной сфере, фактическое землепользование должно подкрепляться определенными бумагами и документами:
- бумага, указывающая на официальное разрешение использовать определенную часть земли;
- нотариально заверенный договор, указывающий на приобретение объекта недвижимости, расположенного на исследуемом земельном участке;
- результат судебного процесса, указывающий на то, что конкретные лица имеют право использовать участок земли или объекты недвижимости, расположенные на его территории.
Несовершенство законодательства в данной правовой области обуславливает некоторые разногласия. Многие специалисты не согласны с правильностью использования вышеуказанных документов в качестве подтверждения права на использование земли.
Тут же следует учесть, что лица, которые используют земельный участок на протяжении пятнадцати лет, могут свободно претендовать на право собственности. Гражданский кодекс РФ в данном случае учитывает свойство преобретательной давности и регламентирует для него определенные требования. Право собственности приобретается через пятнадцать лет использования, если гражданин:
- непрерывно использует земельный участок;
- несет ответственность за его сохранность и содержание;
- добросовестно и открыто ведет деятельность на определенном земельном участке;
- выполняет обязанности на ряду с собственниками имущества на протяжении всего времени.
Особенности фактического землевладения в разрезе государственного законодательства
В Земельном кодексе теоретические и практические вопросы землевладения остаются актуальными и на сегодняшний день. Проблема присвоения определенного статуса лицам, которые на сегодняшний день являются фактическими землепользователями, остро затрагивает решения высших органов управления.
На данный момент государственное законодательство устремлено в повышение эффективности процессов синхронизации правовых основ с регламентами Земельного кодекса. В данном случае основной целью является поиск механизмов, которые бы смогли максимизировать ответственность землепользователей по отношению к земельным ресурсам.
Обеспечить масштабный процесс приватизации необходимо на высших уровнях законодательной власти. Такие процессы положительно отобразятся на экономических результатах, урегулировании гражданских и земельных отношений. Повышение контроля улучшит и условия проведения судебных процессов в данной сфере юриспруденции.