Наследование долгов умершего по кредиту

Бесплатная консультация адвоката по наследству
Цены на услуги адвоката по наследству
Автор статьи: Петр Романовский, юрист Рейтинг автора:  5 Написано статей:  540

Наследование долгов по кредиту умершего - событие не из самых приятных, он тем немее имеющее ряд особенностей.

Получение наследства (вступление в права) подразумевает приобретение в собственность не только вещных благ, денежных средств и прочего имущества. По нормам действующего законодательства человек, который получает наследство, несет определенные расходы после смерти родственника. Часть из их связана с оплатой государственной пошлины, размер которой связан с видом имущества. Другая часть расходов связана с выплатой обязательной доли в наследстве другим претендентам. Не стоит забывать, что наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя. В эту категорию относятся документально подтвержденные сделки, например, по кредитам. Вполне логично, что квартира, приобретенная в долг у банка, который еще не погашен, после смерти становится объектом притязаний со стороны кредитного учреждения.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста

Онлайн чат снизу справа, юрист консультант всегда на связи

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Бесплатная консультация адвоката по наследству
Цены на услуги адвоката по наследству

Срок предъявления требований кредиторами и виды долговых обязательств

Общий срок давности, в течение которого могут быть предъявлены требования по гашению кредита умершего, составляется три года. Вступление в наследство, в составе которого имеются долги, подразумевает согласие с обязанностью их выплаты. Для того, чтобы избежать выплат по кредитам умершего, необходимо в установленный законодательством срок отказаться от вступления в наследство.

Вступление во владение наследственной массой умершего или ее частью в установленные сроки подразумевает принятие долгов по кредитам. Стоит различать два вида таких задолженностей:

1. Связана с фактом смерти наследодателя. Сюда относятся расходы, связанные с организацией похорон и оплата государственных услуг (пошлины).
  2. Второй вид долгов, который может «свалиться» на голову наследника, это обязанность по выплате, которая является непосредственным долгом завещаниедателя, подтвержденного соответствующими документами. Договоров купли-продажи, кредитного, долги за оказание коммунальных услуг.

В пределах срока, установленного Законом, кредиторы имеют право требовать от наследников погашения задолженности, которая осталась после смерти родственника. В период действия дела о наследстве соискатель извещается о наличии возможных долгов по кредитам. Объем претензии не может превышать размера приобретенного наследства (доли).

В состав наследственной массы по долгам не входят обязательства по уплате алиментов, наложенных при жизни штрафов, - все то, что прекращает свое действие после смерти основного собственника.

Как наследуются долги по кредиту после смерти наследодателя

Погашение имеющейся задолженности по кредиту является обязательной и подлежит уплате по усмотрению наследника. В том случае, если при вступлении в наследство новый собственник имущества не принимает действий к погашению долга, банк вправе обратиться в суд с требованием к новому должнику (должникам). При этом принимаются во внимание следующие обстоятельства:

1. В пределах срока исковой давности кредитное учреждение имеет право только на ту стоимость кредита, которая зафиксирована на день смерти наследодателя. В расчет претензий не входят штрафы и начисленные проценты, задолженность по которым возникла после смерти основного должника;
  2. Каждый конкретный случай стоит рассматривать в отдельности. Перед вступлением в наследство умершего необходимо взвесить все за и против, - оценить размер имущества и долга перед банковскими структурами. Часто имущество, движимое и недвижимое, находится в залоговой стоимости.

На практике бывает так, что перед подписанием кредитного договора банк настаивает на оформлении страховки. Имеется ввиду страхование здоровья и жизни гражданина. Если страховая компания своевременно получала взносы до момента смерти наследодателя, то она будет обязана возместить стоимость оставшегося долга по кредиту.

Опять же, в случае возникновения споров между родственниками (наследниками), за каждым из них остается право установления порядка наследования через суд.

Порядок наследования задолженности по кредитам несовершеннолетними

В законодательстве РФ прописаны два основных правила наследования после смерти родственника – по завещанию или по закону. Если несовершеннолетнем отписываются права по завещанию, то, следовательно, у него автоматически возникают и обязанности. При этом стоит учитывать следующие обстоятельства:

1. Долги по кредитам не являются обязанностью несовершеннолетних, так как наследование является прерогативой опекунов или попечителей;
  2. Если будущему наследнику еще не исполнилось 14-ти лет, то огни пока не имеют права принятия наследства, так как заявления от их имени будут писать представители;
  3. Если же несовершеннолетние достигли возраста 14 лет, то они получают право самостоятельно обращаться к нотариусу, но при этом потребуется согласие их родителей (опекунов) или попечителей.

Таким образом, обязанность выплаты долгов наследодателя закрепляется за несовершеннолетними только в случае самостоятельного наследования. Если наследство принимают их представители, то платить кредиты соизмеримо наследственной массе будут они.

Отдельные случаи «вручения» долговых обязательств

Часто бывает так, что в своем завещании наследодатель указывает не только порядок распределения имущества, но и указывает, кто будет исполнителем кредитных обязательств. Теоретически, право такое у него есть, так как согласно закону, наследственная масса это есть совокупность прав и обязанностей (в том числе долгов).

Согласно жилищному Кодексу, обязанность уплаты коммунальных платежей лежит на собственнике помещения, которое находится в эксплуатации. Стоит только наследнику перейти во владение квартирой или домом, как начисления за воду, газ и свет, будут приходить в его пользу.

Не секрет, что сегодня коммунальные компании пользуются услугами обновления сведений с домоуправлений. Это значит, что межрегионгаз уже в течение месяца получит информацию о смене собственника жилого помещения.

Если совокупность прав и обязанностей не является «выгодным» для наследника, за ним всегда остается законное право на отказ от наследства.

Полезная информация по наследству

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по наследству с 16 по 30 ноября 1000 руб. бесплатно