Многие пользователи сталкиваются с обманом со стороны производителей или продавцов товаров и услуг. Как показывает практика, чаще всего потребители сталкиваются с данным явлением в сфере торговли.
Принято считать, что чаще всего потребители подвержены обманным действиям на стихийных рынках, но и довольно крупные торговые сети не против нажиться на доверчивых клиентах.
Потому при взаимодействии с продавцами необходимо проявлять максимальное внимание, и следует знать, что предпринять в случаях, когда вас откровенно обманывают.
Виды обмана в торговле
Обман покупателя являет собой одно их противозаконных действий в отношении потребителей в сегменте рыночных отношений. Столкнуться с данным явлением может каждый покупатель, и крайне сложно определить, когда продавцы говорят правду, а когда откровенно лгут.
Существует немало способом обмана, которые используются для получения определенных выгод. Среди наиболее распространенных можно выделить:
- Обвешивание и обмеривание. В данной ситуации продавец отпускает товар, который изначально имеет меньший вес и габаритные показатели, нежели это заявлено в характеристиках товара.
- Утаивание. Продавец не возвращает излишек денежных средств, которые передает ему покупатель. Самым ярким примером в данной ситуации будет невозврат сдачи.
- Обсчет. При данной ситуации продавец изначально берет за товар большую сумму денег, нежели это предусмотрено.
- Продажа фальсификата. Вместо того, чтобы снять негодный к употреблению товар, продавец реализует его. Фальсификат представляет собой продукцию ненадлежащего качества, для изготовления которой использовались дешевые заменители или некачественные компоненты.
- Продажа просроченной продукции. Потребителю всегда необходимо смотреть на сроки годности товара. Очень часто в магазинах и на рынке продается продукция, которая уже давно должна была отправиться в утиль.
- Продажа товара с дефектами или опасной для здоровья продукции. В данной ситуации продавец обязан списать товар или снять его с продажи, если будет установлено, что продукция может нанести вред пользователю. Однако товар остается на реализации, хотя и отпускается по сниженным ценам.
- Обман человека в отношении качества продукта (услуги) и его потребительских характеристик.
Последствия преступления
Задать вопрос юристу бесплатно Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)
Обман в отношении потребителей несет за собой целый перечень определенных последствий отрицательного характера. В первую очередь нарушение приводит к экономическому и моральному ущербу для пользователя. Приобретая некачественный продукт, или же оказываясь жертвой обмана, потребитель теряет свои деньги, что изначально вызывает определенные негативные эмоции.
В некоторых ситуациях последствия более печальные. Некачественный продукт, у которого закончился срок годности, или изначально в составе присутствуют опасные канцерогены, может вызвать тяжелые заболевания у потребителя, которые завершаться значительными затратами или даже летальным исходом.
Чтобы предотвратить подобные ситуации, законодательство устанавливает уголовную ответственность за обманные действия в адрес потребителей. Кроме того, надзор за рыночными отношениями осуществляет специальная инстанция – Роспотребнадзор, в обязанности которой входит защита потребителей от обмана со стороны продавца услуги (товара)и обеспечение условия для нормального взаимодействия на рынке.
Характеристика преступления
Обман в отношении покупателя является уголовно наказуемым деянием. Ввиду этого, на законодательном уровне закреплена определенная характеристика противоправных действий подобного характера.
Предметом преступного деяния выступает товар или услуга, в частности их денежный эквивалент. Причем в качестве предмета может выступать не только конкретный продукт, но и действия продавцов, которые повлекли за собой создание ущерба для потребителя (обвес, обмеривание и т.д.).
Объективная сторона преступления состоит в обмане покупателя. Это означает, что потребителю изначально предоставляют недостоверные сведения относительно характеристик продукции, ее стоимости и габаритов.
В качестве субъекта преступной деятельности могут выступать как производители товара (услуги), продавцы розничных сетей и индивидуальные предприниматели. В их отношении может быть возбуждено уголовное судопроизводство, однако при условии, что нечестный продавец полностью дееспособен и ему исполнилось 16 лет.
Что же касается места преступления, то противоправное действие в отношении потребителей может быть реализовано где угодно, начиная от пунктов продаж продукции на рынке, и заканчивая полками супермаркетов.
Ответственность за обман
Как показывает статистика, чаще всего обман покупателя совершается в организациях торговли и общепита, предприятиях по предоставлению коммунальных и бытовых услуг. В соответствии с положениями, которые предусматривает статья 200 УК РФ, любые противоправные действия, которые влекут за собой определенные последствия, в том числе и экономического характера для потребителя подлежат соответствующему наказанию.
При этом определено, что ответственность наступит только в том случае, если потери пострадавшего в денежном эквиваленте будут составлять не менее десятой доли от установленного показателя МРОТ. В противном случае в адрес нарушителя может быть применена административная ответственность, или же вынесено предупреждение. Что же до привлечения к более строгому наказанию, то для этого должны быть установлены конкретные причины и обстоятельства.
В том случае, если будет установлено, что обман не был умышленным, с обвиняемого будут сняты все обвинения. В качестве наказания чаще всего применяются меры экономического характера. За обман нарушитель будет обязан возместить материальный и моральный ущерб пострадавшему, и оплатить штраф, составляющий не менее половины суммы ущерба.
Если имеются некие отягощающие обстоятельства, то в судебном порядке также может быть вынесено решение о запрете коммерческой деятельностью. Подобная мера чаще всего устанавливается в отношении тех нарушителей, которые уже имели проблемы с законом по аналогичным причинам, и несли наказание по ст. 200 УК РФ.
Полезная информация по мошенничеству
- Банковские мошенничества
- Обман доказательств в гражданском процессе
- Фальсификация доказательств в арбитражном процессе
- Фальсификация доказательств
- Мошенники с банковскими картами
- Как доказать факт мошенничества
- Мошенничество с займами
- Мошенничество при продаже земельного участка
- Образец заявления о фальсификации доказательств
- Подложные документы - УК РФ
- Мелкое мошенничество
- Подделка подписи
- Мошенничество на финансовых рынках
- Мошенничество в крупных размерах
- Уголовная ответственность за мошенничество
- Мошенничество с квартирами
- Мошенничество с автомобилями
- Мошенничество по телефону
- Мошенничество в страховании
- Ответственность за подделку документов
- Обвинение в мошенничестве
- Помощь обманутым дольщикам
- Обман потребителей в УК РФ
- Мошенничество при оформлении кредита
- Заявление о мошенничестве
- Мошенники в интернете
- Мошенничество при продаже недвижимости
- Cделка под влиянием обмана
- Подделка водительских прав
- Срок давности по делам о мошенничестве
- Пособничество мошенничеству - статья УК РФ
- Мошенничество с материнским капиталом
- Покушение на мошенничество
- Подделка больничного листа
- Что делать, если обманули в интернет-магазине