Переселение из ветхого и аварийного жилья предусматривает несколько обязательных этапов, содержание которых периодически менялось в связи с изменением нормативно-правовой базы.
Российское законодательство не содержит такого понятия, как ветхое жилье. Поэтому главный признак ветхости жилого помещения – физический износ объекта – на практике является одним из оснований для признания дома аварийным.
Еще одним реальным вариантом для переселения граждан из ветхих и аварийных домов является деятельность Фонда реформирования ЖКХ. Деятельность данного фонда заключается в безвозмездной финансовой поддержке органов местного самоуправления, направленной на переселение людей из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.
Для возможности получения данной помощи и приобретения за государственные средства квартир для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, местным органам власти необходимо выполнить ряд обязательных требований. Прежде всего, список жилья, из которого осуществляется переселение по данной программе, содержит перечень домов, признанных ветхими и аварийными по состоянию на 2007 год.
Жильцы указанных домов включаются в очередь, в соответствии с которой будет происходить приобретение квартир для переселения нуждающихся граждан.
Консультация юриста по жилищным вопросам бесплатно Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)
Переселение собственников из аварийных домов
Порядок переселения собственников имеет особенности, связанные с возможностью выбора различных вариантов поведения в процессе принятия решения о расселении домов.
Права собственников при переселении из ветхого или аварийного дома включают в себя:
- Согласие на переселение по варианту, предложенному местными властями.
- Отказ от переселения с одновременной выплатой компенсации за жилое помещение, которое находилось в аварийном или ветхом здании.
В случае отказа от переселения компенсация собственникам выплачивается исходя из рыночной стоимости квартир. При несогласии с размером компенсации собственники имеет право оспорить рыночную стоимость квартиры. Для этого подается исковое заявление в суд, к которому прилагается отчет о рыночной стоимости жилья, составленный независимым профессиональным оценщиком.
При переселении из ветхого или аварийного здания собственники имеют право доплачивать за предоставление квартиры, обладающей большей площадью или повышенной комфортностью, по сравнению с ранее занимаемым помещением.
Приобретение квартир для приобретения из ветхого жилья
Законодательство не содержит таких обязательных требований, для переселения может приобретаться квартира во вновь построенном доме, либо жилье на вторичном рынке.
Законодательством предусматриваются условия, которым должны удовлетворять приобретенные для переселения жилые помещения:
- Физические и технические характеристики приобретенного жилья должны соответствовать ранее занимаемому помещению (площадь, степень благоустройства и т.д.).
- Новое жилье должно располагаться в том же территориальном округе.
- Новое помещение должно отвечать всем качественным требованиям, предусмотренным для жилых объектов.
Если граждане отказываются от предложенных вариантов, его возможно осуществить в принудительном порядке через суд.
Правила переселения из ветхого и аварийного жилья предусматривают следующие обязательные стадии процесса:
- Оформляется акт проверки жилищных условий и заключение межведомственной комиссии.
- Принимается решение о признании объекта аварийным (ветхим) и подлежащим расселению.
- Местными органами власти выделяются помещения для жильцов, либо приобретаются квартиры.
- Нанимателям и собственникам предлагаются возможные варианты.
- В случае отказа нанимателей их переселяют в принудительном порядке.
- В случае отказа собственников им выплачивается компенсация рыночной стоимости освобождаемых квартир.
Жилые помещения, предоставляемые для переселения, не должны находиться в аварийном или ветхом объектах. Проверку этого условия осуществляют органы жилищного контроля и надзора.
Условия переселения из аварийного жилья
Условия переселения регламентирует Жилищный кодекс РФ и Порядок № 47, утвержденный постановлением Правительства РФ. В отношении ряда специфичных объектов (например, памятников архитектуры) приняты и действуют особые правила.
Главное условие – предоставляемое жилье должно в полной мере отвечать всем требованиям, предусмотренным для пригодности проживания. Кроме того, новая квартира должна быть не хуже по площади и степени благоустройства. Для проверки соответствия указанным требованиям составляется акт проверки жилищных условий с участием представителей Роспотребнадзора, органов жилищного контроля и надзора.
При проверке санитарно-эпидемиологических и гигиенических норм устанавливается соответствие СНИП, технических регламентам и иным правилам, утвержденных нормативно-правовыми актами.
Несоответствие данным условием может являться основанием для судебного процесса с участием граждан, проживающих в ветхом или аварийном доме. Порядок переселения в принудительном порядке предусматривает проверку в ходе судебного заседания всех указанных условий.
Что полагается опекаемым
При переселении из ветхого или аварийного жилья опекаемые граждане обладают равными правами, наряду с другими жильцами ветхого дома. Так как опекуны выступают законными представителями опекаемых, они представляют их интересы во всех уполномоченных органах на каждом этапе процедуры расселения аварийного (ветхого) объекта.
Если предоставляемая квартира имеет худшие условия для проживания, опекун имеет право отказаться от переселения в интересах опекаемого гражданина. В этом случае составляется акт проверки обоих жилых помещений, который будет являться основанием для подтверждения факта такого несоответствия, если начнется процедура принудительного выселения.
Льготы инвалидам
Льготы инвалидам при переселении из аварийного жилья включают в себя, прежде всего, право на первоочередное получение помещений и право на получение дополнительной жилплощади в зависимости от категории льготника.
Соблюдение прав инвалидам входит в компетенцию органов местной власти, где инвалид стоит в очереди на улучшение жилищных условий. Нарушения прав инвалидов при отселении из ветхого или аварийного жилья могут стать основаниями для принятия мер прокурорского реагирования с привлечение к ответственности должностных лиц органов власти.
Отказ от переселения
Отказ может быть вызван различными причинами: несоответствие уровня жилищных условий квартир, территориальная удаленность предоставляемого объекта от прежнего места жительства, недостаточный размер суммы компенсации за жилье.
Каждое основание для отказа от переселения должно быть мотивировано со ссылкой на конкретные нормы и правила жилищного законодательства. Если в последующем судебном процессе основания для отказа будут признаны незаконными и необоснованными, собственников обяжут переселиться в принудительном порядке.
Отказ от переселения оформляется в письменной форме и может являться основанием для начала процедуры принудительного выселения. Принудительное выселение осуществляется в судебном процессе. Инициатором подачи иска в суд могут выступать местные органы власти, прокуратура, а также органы жилищного контроля и надзора.
Если итогом судебного разбирательства будет решение о принудительном выселении, оно будет исполнено в процессе исполнительного производства. Если собственники будут уклоняться от выполнения решения суда о принудительном переселении, на них будут возложены расходы на исполнительное производство.
Если собственники не согласны с условиями переселения, а размер предложенной компенсации за освобождаемое жилье их не устраивает, они имеют право на следующие действия:
- Обжаловать заключение межведомственной комиссии и решение органа местного самоуправления.
- Провести независимую оценку рыночной стоимости сдаваемого жилого помещения, которую имеет право осуществлять независимый профессиональный оценщик, имеющий квалификационный аттестат.
- Добиться выплаты полной стоимости компенсации рыночной стоимости сдаваемого помещения, расположенного в аварийном или ветхом доме.
По своей значимости переселение из ветхого и аварийного жилья является одной из важнейших гарантий, предоставляемой государством нанимателям и собственникам жилых помещений. Их реализация входит систему мероприятий, предусмотренных реформой ЖКХ, и зависит от множества факторов.