С каждым годом потребитель становится все более требовательным, и если ему попадается продукция с низким качеством, то это скажется не только на прибыли производителя, но и на его деловой репутации. К сожалению. Мошенники уже давно научились подделывать известные торговые марки, и потому рынок переполнен контрафактной продукцией. Владелец торговой марки в любой момент может потребовать от государства защиту своего имиджа, однако только при условии, что его бренд официально зарегистрирован и находится под правовой защитой государства.
Основные понятия
Такое понятие, как бренд, знакомо практически каждому человеку. По своей сути, бренд являет собой средство индивидуализации бизнеса, которое может существовать в графической, словесной или смешанной формах. Кроме того, с развитием информационных технологий появилось такое понятие, как звуковой бренд.
Юридически понятие бренда никоим образом не закреплено. Закон в данном случае выделяет определенные средства индивидуализации, к которым относят:
- Фирменное наименование, то есть бренд, который способен придать определенные индивидуальные черты производителю и его продукции.
- Товарный знак, главная задача которого заключается в индивидуализации конкретной продукции или услуги, которые являют собой в соответствии с действующим законодательством объекты права.
- Коммерческое обозначение, индивидуализирующее предприятия в качестве промышленного комплекса. В отличии от выше обозначенных средств индивидуализации, обозначение не может подлежать официальной регистрации, и потому доказать принадлежность конкретному производителю будет крайне сложно. Впрочем, грамотный юрист всегда может разработать успешную стратегию защиты, и отстоять интересы своего клиента.
- Доменные имена. После того, как информационные технологии стали развиваться особенно быстрыми темпами, возникла необходимость защиты в интернете. Тем не менее, домены не относят к средствам индивидуализации, хотя государство и предоставляет определенную защиту владельцам электронного адреса. Чаще всего защита доменного имени - вынужденная мера. Многие производители регистрируют такие обозначения, которые изначально создают аналогию с их продукцией, и потому они вынуждены регистрировать еще и информационные порталы, рекламирующие их услуги и продукцию.
Несколько фактов о средствах индивидуализации
Для того, чтобы защитить производителя и его товар (услугу) от недобросовестных продавцов и мошенников, необходимо в первую очередь пройти регистрацию. Только после этого пользователь может быть уверен в том, что его интересы соблюдены, и в случае возникновения непредвиденных ситуаций его права будут защищены самым тщательным образом.
Консультация юриста по авторскому праву бесплатно Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)
Впрочем, существует несколько моментов, касающиеся товарных знаков и наименований, о которых следует знать:
- Регистрация товарного знака осуществляется только в конкретных странах. Таким образом, если в другой стране появится товар с аналогичным названием, защитить интересы будет невозможно, если только регистрация не была проведена и в другой стране.
- Бренды существуют в различных формах, и потому средства защиты, которые применимы в случае необходимости, могут между собой существенно отличаться. Так, комплексные действия по защите бренда мебели будут отличны от аналогичных действий по защите товарного символа производителя макаронных изделий.
- В том случае, если марка не прошла официальную регистрацию, производителю запрещено использовать маркировку R в окружности. Согласно действующим правилам, данное нарушение будет признано как преступление согласно положениям ст. 180 УК РФ.
Главным образом государство определяет конкретные меры защиты бренда только в тех ситуациях, когда он зарегистрирован и является объектом права. Если это не так, то никакие действия со стороны производителя (собственника бренда) не могут повлечь за собой установление конкретной ответственности для нарушителя. Если же необходимые документы в норме, то владелец бренда может в любой момент привлечь нарушителя к ответственности.
Ответственность за неправомерное использование бренда
Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда известный бренд не зарегистрирован. В такой ситуации любой злоумышленник может провести регистрацию товарного знака, и потребовать денежную компенсацию за его использование. Впрочем, государево научилось противодействовать подобным мошенническим схемам, и если подобные ситуации происходят, то ФАС имеет полное право признать такие действия недобросовестной конкуренцией, и привлечь нарушителя к ответственности. Меры наказания тут будут установлены согласно положениям ч.1 ст.14.10 КоАП и ст. 180 УК РФ:
- Конфискация продукции и денежный штраф в трехкратном размере от ущерба, нанесенного производителю (но не менее 40 тыс. рублей);
- Направление ответственного на обязательные работы на 480 часов, принудительные работы на 2 года и штраф в 200 тыс. рублей, если ФАС определит, что сумма ущерба значительная, и превышает допустимые нормы.
А в некоторых ситуациях защита требуется по другим причинам. Многие производителей стараются «подделать» товарный знак более успешных конкурентов, придавая ему некоторые изменения. Если ФАС установит, что имеет место выпуск аналогичной продукции под товарным знаком, который имеет значительное сходство (графическое, визуальное или смысловое) с оригиналом, то нарушитель будет привлечен к ответственности согласно положениям ст.1515 ГК РФ.
В такой ситуации обвиняемый в недобросовестной конкуренции может ожидать такие меры наказания:
- Изъятие продукции из оборота;
- Выплата денежной компенсации владельцу зарегистрированного наименования в двукратном размере ущерба от мошенничества или в пределах от 10 тыс. рублей до 5 млн. рублей.
Аналогичная ответственность будет установлена в тех случаях, когда под известным брендом реализуется товар неоднородного происхождения. В качестве примера можно назвать ситуации, когда под торговой маркой, которой обозначают спортивную одежду, неизвестные злоумышленники начинают продавать кондитерские изделия или бытовую химию.