Сегодня на ответственном и мировом рынке товаров и услуг наблюдается рост конкуренции. Чтобы реализовать продукт и не уйти «в минус», фирмам-изготовителям приходится выискивать новые способы захвата внимания и симпатий целевой аудитории. При этом часто встречается замалчивание значимых характеристик изделий, сообщение потребителям заведомо некорректных сведений или использование неэтичных элементов. Все перечисленное трактуется как нарушение законов о рекламе и подразумевает гражданскую и административную ответственность.
Что такое ненадлежащая реклама?
Согласно общепринятой трактовке, любая реклама, не соответствующая требованиям действующего законодательства, называется надлежащей. Создатели норм права исходят из того, что только добросовестный подход к продвижению продукции способен не нанести вреда ни конкурентам, ни потребителям. Чтобы последние могли осознанно выбирать продукт из имеющихся альтернатив, они должны получать достоверную информацию о нем.
В частности, ФЗ «О рекламе» запрещает использование в текстовых объявлениях, видеороликах и других материалах образов следующих лиц:
- несовершеннолетних;
- представителей определенных профессий;
- образов реально существующих людей без их согласия;
- непристойные, оскорбительный для общества образы.
Консультация юриста по авторскому праву бесплатно Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)
Приведем примеры из практики, чтобы показать возможные нарушения Федерального закона.
Пример 1
В рекламе пива одной марки был использован образ российского ученого Циолковского, употреблявшего хмельной напиток в своем рабочем кабинете. Родственники обратились в суд, сочтя такое использование образа деятеля науки порочащим его честное имя. По результатам рассмотрения дела контролирующие инстанции направили рекламодателям предупредительное письмо о дальнейшем нераспространении ролика.
Получив предупреждение от госинстанций, пивная марка прекратила транслировать ролик. Если бы она не сделала этого, то понесла бы ответственность по п. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ.
Пример 2
Реклама известного энергетического напитка рассказывает о некоем 15-летнем мальчике, который благодаря обилию получаемой энергии к своим годам успел защитить докторскую диссертацию, выиграть чемпионат по шахматам, выучить множество иностранных языков.
Данный ролик содержит несколько нарушений закона. В нем используется образ совершеннолетнего, что запрещено нормами действующего права. Содержание материала ориентировано на подростковую аудиторию, ей внушается, что напиток даст преимущества перед сверстниками без каких-либо усилий. Это неправомерно, ведь энергетики запрещено употреблять лицам до 18 лет.
Гражданская ответственность за нарушение законов
Согласно ст. 38 ФЗ «О рекламе», нарушение гражданами и организациями норм действующего «рекламного» законодательства влечет наступление гражданской ответственности.
Согласно ст. 393 ГК РФ, невыполнение фирмой-рекламодателем принятых на себя обязательств и данных гарантий влечет необходимость возмещения убытков, понесенных по этой причине гражданами и организациями. Речь идет о тратах, которые должен будет понести субъект гражданского права для восстановления поврежденного имущества, приобретения нового и об упущенной выгоде, т.е. тех доходах, которые можно было бы получить, если бы контрагент следовал нормам закона.
Другой вид гражданско-правового наказания за ненадлежащую рекламную кампанию – компенсация морального вреда лиц, о которых обнародованы нелицеприятные, порочащие их честь и достоинство сведения (ст. 152 ГК РФ). К такому вреду относятся страдания и переживания человека, связанные с нарушением его неимущественных прав, данных законодательством. Сумма компенсации определяется в судебном порядке.
Нарушением, влекущим гражданскую ответственность, признается использование в рекламных материалах объектов интеллектуальной собственности без согласия на то их авторов. Например, запрещено применение музыкальных произведений, запатентованных идей и т.д.
Административная ответственность за ненадлежащую рекламу
Согласно закону, дела об административных нарушениях, допущенных рекламодателями рассматриваются Федеральной антимонопольной службой или ее уполномоченными территориальными подразделениями. К ответственности привлекаются как юридические, так и физические лица.
Согласно ст. 14.3 КоАП РФ, нарушения, допущенные в ходе организации рекламной компании, караются следующими санкциями:
- штраф для граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. руб.;
- штраф для должного лица – 4-20 тыс. руб.;
- штраф для организаций-рекламодателей – штраф от 100 тыс. руб. до полумиллиона.
По закону выплата денежного штрафа не освобождает компанию от обязанности прекратить распространение материалов, содержащих противоречия с действующими нормами права.
В большинстве случаев наказание нарушителей ограничивается материальными санкциями. Единственное исключение – ст. 6.13 КоАП, посвященная пропаганде наркотических и психотропных препаратов. У рекламодателя, замеченного в осуществлении этого противоправного действия, могут конфисковать оборудование и продукцию, используемую для создания и распространения рекламы.
Сумма штрафа, налагаемого на юридических лиц, замеченных в пропаганде наркотических средств, составляет от 800 тыс. до миллиона руб. Эта мера может быть заменена административным приостановлением работы компании на период до 90 суток.
Сегодня ответственность физических и юридических лиц за нарушение законов касательно распространения рекламы ограничивается двумя видами: административной и гражданской. До 2003 года за распространение заведомо ложных сведений было предусмотрено наказание по ст. 182 УК РФ, однако эта статья утратила силу.
Специалисты едины во мнении, что нарушения законов, связанные с распространением ненадлежащей рекламы, не находят достаточно жесткого наказания, способного остановить злоумышленников. Возможно, в дальнейшем законотворцы вернут уголовные наказания за такие деяния или увеличат суммы административных штрафов.