Решение суда о защите трудовых прав № 2-1133/2017 ~ М-1030/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

дело № 2-1133/2017             принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

20 сентября 2017 года                       город Ярославль

    Ленинский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Рыбиной Н.С.,

при секретаре Кирсановой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Царевой В.В. к ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» о защите трудовых прав,

УСТАНОВИЛ:

    Царева В.В. обратилась в суд с иском, содержащим (с учетом уточнения) требования взыскать с ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее по тексту решения – ПАО «ТГК-2») задолженность по заработной плате в сумме 752.807 рублей 57 копеек, денежную компенсацию в размере 24.078 рублей 07 копеек (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), производить начисление денежной компенсации на сумму невыплаченной заработной платы в размере 432.281 рубль 25 копеек, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической выплаты заработной платы, исходя из положений статьи 236 Трудового кодекса РФ, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50.000 рублей, возложить обязанность на ПАО «ТГК-2» произвести расчет и начисление спорных премий за фактически отработанное время в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование исковых требований указано, что истец работала в ПАО «ТГК-2» в должности заместителя генерального директора по правовым вопросам (исполнительный аппарат). ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор был расторгнут по соглашению сторон. Соглашением предусмотрена выплата выходного пособия в размере семи среднемесячных заработных плат. Однако при увольнении, а также после увольнения истице не были выплачены премия за ДД.ММ.ГГГГ и премия за ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренные Положением о материальном стимулировании высших менеджеров ПАО «ТГК-2». При этом работающим сотрудникам премия за ДД.ММ.ГГГГ была выплачена ДД.ММ.ГГГГ, а премия за ДД.ММ.ГГГГ — в первой декаде ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Царева В.В. и ее представитель Тихомирова М.В. иск поддержали по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика ПАО «ТГК-2» по доверенности Васильева Д.В. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку согласно пункту 2 соглашения о расторжении трудового договора с истцом, работодатель обязан выплатить выходное пособие в указанном выше размере. В соответствии с пунктом 4 соглашения все обязательства работодателя в части выплаты заработной платы исполнены в рамках выплаты выходного пособия, предусмотренного пунктом 2. Стороны исходили из того, что работник, выразив свое волеизъявление на получение выходного пособия, не претендует на получение каких-либо выплат, основание для начисления которых наступили бы после даты увольнения. Указанное выходное пособие выплачено истцу при увольнении. Кроме того, истцом в период трудовых правоотношений не выполнены условия для начисления и выплаты премий в соответствии с Положением о материальном стимулировании высших менеджеров. Оценка выполнения или не выполнения общих и индивидуальных КПЭ (ключевые показатели эффективности) производится генеральным директором ПАО «ТГК-2», генеральный директор вправе принять решение о невыплате или выплате премии высшему менеджеру не в полном объеме. В соответствии с пунктами 3.6, 3.7 Положения о материальном стимулировании высших менеджеров по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ПАО «ТГК-2» принято решение (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № №) премию за данный квартал не начислять все высшим менеджерам, в том числе и истцу, в виду невыполнения соответствующих показателей. Так, отклонение по показателю «Операционная прибыль» составило минус 2.304.845 тыс. руб., по показателю «Чистая прибыть» - минус 1.986.759 тыс. руб. По результатам работы в ДД.ММ.ГГГГ за выполнение квартальных показателей эффективности и условий премирования генеральным директором ПАО «ТГК-2» (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № № л) принято решение не начислять премию за выполнение квартальных общих и индивидуальных КПЭ заместителю генерального директора по правовым вопросам Царевой В.В. Основанием для принятия генеральным директором решения о невыплате премии в ДД.ММ.ГГГГ явилось установленное генеральным директором ПАО «ТГК-2» ненадлежащее исполнение Царевой В.В. своих служебных обязанностей и принятие не соответствующих интересам общества управленческих решений, повлекших нанесение имущественного ущерба и ущерба деловой репутации. Царевой В.В. не была обеспечена правовая экспертиза соглашений о расторжении трудовых договоров с работниками общества на предмет финансовых рисков для общества (работодателя), что привело к существенным имущественным убыткам.

Выслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Царева В.В. работала в ПАО «ТГК-2» в должности заместителя генерального директора по правовым вопросам (исполнительный аппарат).

ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор между указанными сторонами был расторгнут по соглашению сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ч. 2 ст. 135 ТК РФ, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Советом директоров ПАО «ТГК-2» ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о материальном стимулировании высших менеджеров (далее – Положение).

Пунктами 3.1 и 3.2 трудового договора, заключенного с истцом (с учетом изменений), предусмотрено, что за выполнение обязанностей работнику устанавливается должностной оклад, материальное стимулирование осуществляется в соответствии с Положением о материальном стимулировании высших менеджеров.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения премирование ВМ за результаты финансово-хозяйственной деятельности производится по итогам выполнения ключевых показателей эффективности. Премирование производится по квартальным результатам работы (пункт 3.2 Положения).

Пунктом 3.6 Положения установлено, что генеральный директор общества вправе принять решение о невыплате или выплате премии в неполном объеме ВМ в определенных случаях: выявление фактов нарушений в сфере компетенции ВМ (удостоверенных актами проверок ревизионной комиссии, внутреннего или внешнего аудитора); невыполнение решения Совета директоров или генерального директора; ненадлежащего исполнения обязанностей; неоднократных производственных упущений; регулярных ошибок при исполнении документов; несоблюдения сроков исполнения важных документов и поручений; невыполнения или ненадлежащего выполнения приказов, распоряжений руководства; невыполнения или ненадлежащего выполнения плановых заданий; невыполнения или ненадлежащего выполнения локальных нормативных актов общества; нарушений трудовой дисциплины; принятия не соответствующих интересам общества управленческих решений, в том числе повлекших прямо или косвенно нанесение убытков обществу; непринятия соответствующих интересам общества управленческих решений, в том числе позволяющих избежать (снизить) убытки обществу.

В силу пункта 6.3 Положения размер квартального премирования определяется в количестве должностных окладов, исходя из оклада, указанного в трудовом договоре, начисление квартальной премии производится за фактически отработанное в расчетом периоде время в должности, относящейся к категории ВМ.

Как следует из объяснений представителя ответчика, основанием для не начисления истцу премий явилось невыполнения общих показателей и ненадлежащее исполнение истцом своих служебных обязанностей, принятие не соответствующих интересам общества решений, повлекших ущерб.

Данные доводы стороны ответчика являются надуманными и допустимыми доказательствами не подтверждены. Увольнение истца состоялось ДД.ММ.ГГГГ, в период трудовых отношений истцом не совершалось каких-либо виновных действий (бездействий), описанных в пункте 3.6 Положения, согласно отчету об итогах выполнения Бизнес-плана ПАО «ТГК-2» за 2016 год показатели «Операционная прибыль» и «Выполнение плановвого задания по сбору денежных средств за тепловую и электрическую энергию» выполнены.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Кроме того, суд учитывает, что единственным основанием для невыплаты премии работнику, согласно Положению, является соответствующее решение генерального директора ПАО «ТГК-2». В отношении истца приказ о невыплате премии генеральным директором не издавался в период трудовых правоотношений, данные приказы были изданы позже и по надуманным основаниям.

Расчет премии за ДД.ММ.ГГГГ в размере 432.281 рубль 25 копеек и премии за ДД.ММ.ГГГГ в размере 320.526 рублей 32 копейки, а также размер процентов за нарушение срока выплаты заработной платы (24.078 рублей 07 копеек) в порядке статьи 236 Трудового кодекса РФ ответчиком не оспаривается. Указанные суммы взыскиваются судом в полном объеме.

При этом суд не может согласиться с возражениями ответчика о том, что обязанность по выплате истцу премий прекращена с выплатой выходного пособия при увольнении.

Соглашением о расторжении трудового договора, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «ТГК-2» и истцом, предусмотрена выплата работнику выходного пособия в размере семи среднемесячных заработков. Выходное пособие в размере выплачено в полном объеме.

В пункте 4 соглашения указано, что при увольнении по соглашению сторон все обязательства работодателя по начислению и выплате всех видов премий, начисленных пропорционально отработанному времени и причитающихся менеджеру в соответствии с действующими локальными нормативными актами общества, считаются исполненными в рамках настоящего соглашения.

Указанное условие соглашения не применяется при разрешении требований истца о выплате квартальных премий, поскольку оно противоречит установленному законом запрету ухудшения положения работника (статьи 8, 50, 57, 74 и 135 Трудового кодекса РФ).

Выходное пособие на случай расторжения трудового договора по соглашению сторон устанавливается действующей системой оплаты труда (ч. 4 ст. 178 Трудового кодекса РФ). По своей природе выходное пособие является компенсационной выплатой работнику в связи с потерей работы, при этом оно не направлено на освобождение работодателя от начисления и выплаты предусмотренного в системе оплаты труда вознаграждения работнику.

В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора производится выплаты всех сумм, причитающихся работнику. Условия трудового договора, соглашения о его изменении или расторжении, ухудшающие положение работника, не применяются.

Требования истицы о возмещении морального вреда основаны на законе – ст. 237 Трудового кодекса РФ и подлежат удовлетворению частично.

Неправомерными действиями работодателя по невыплате заработной платы истице причинен моральный вред, который подлежит возмещению в разумных пределах.

С учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе, длящегося характера нарушения, значимости нарушенного права для работника, длительности нарушения, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации в 10.000 рублей.

Суд отмечает, что сами по себе доводы иска о возложении обязанности на ответчика произвести расчет и начисление спорных премий за фактически отработанное время в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ фактически относятся к основаниям иска, предмет данного иска образуют требования о взыскании заработной платы, денежной компенсации, компенсации морального вреда.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по заработной плате в размере 752.807 рублей 57 копеек, денежная компенсация за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 24.078 рублей 07 копеек, компенсация морального вреда в размере 10.000 рублей, на ответчика должна быть возложена обязанность производить начисление денежной компенсации на сумму невыплаченной заработной платы в размере 432.281 рубль 25 копеек, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической выплаты заработной платы, исходя из положений статьи 236 Трудового кодекса РФ, в удовлетворении исковых требований в остальной части суд отказывает.

    На основании ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец при обращении в суд, взыскивается с ответчика в бюджет пропорционально удовлетворенным требованиям.

    Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Царевой В.В. удовлетворить частично.

Взыскать с ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» в пользу Царевой В.В. задолженность по заработной плате в размере 752.807 рублей 57 копеек, денежную компенсацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 24.078 рублей 07 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10.000 рублей.

Производить начисление денежной компенсации с ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» в пользу Царевой В.В. на сумму невыплаченной заработной платы в размере 432.281 рубль 25 копеек, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической выплаты заработной платы, исходя из положений статьи 236 Трудового кодекса РФ.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Взыскать с ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» в доход бюджета города Ярославля государственную пошлину в размере 11.268 рублей 85 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля.

Судья                              Н.С. Рыбина