Решение суда о взыскании задолженности по заработной плате № 2-1011/2017 ~ М-894/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2017 года г. Хабаровск

Кировский районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.,

при секретаре Надежиной Ю.Р.,

с участием: представителя истца Петрухина А.Д., действующего по доверенности от 13.06.2017г., представителя ответчика Фадина Д.А., действующего на основании доверенности от 17.01.2017г., представителя третьего лица Победенного А.В., действующего по доверенности от 26.12.2016г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотухиной Светланы Олеговны к <данные изъяты> о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Золотухина С.О. обратилась в суд с иском к консультативно-диагностической поликлинике <данные изъяты> о взыскании задолженности по заработной плате. В обоснование указала, что работает в должности <данные изъяты>, С ДАТА ей был установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб. в месяц. 09.01.2017г. доп.соглашением к трудовому договору были внесены изменения в части, касающейся оплаты труда, а именно, повышения должностного оклада на 15%.

<данные изъяты> Макарова Н.Ю. обратилась к работодателю с просьбой о разъяснении оснований повышения должностного оклада на 15%, на что получила ответ, что основанием повышения должностного оклада послужили результаты специальной оценки условий труда, проведенной в 2016г. Однако, из содержания аттестационных карт, в частности карты в отношении должности истца № не следует, что оплата труда работников подлежит увеличению именно на 15%.

Из полученной юридической консультации, истец узнал о том, что согласно приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014г. №255, её должность входит в список организаций, работа в которых дает право гражданскому персоналу на повышение должностных окладов за работу с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда. Приложением №6 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций ВС РФ установлен перечень военно-медицинских организаций (подразделений) и должностей, работа в которых дает право гражданскому персоналу на повышение должностных окладов в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда. Хирургические клиники, отделения, палаты стационаров и операционные отделения (блоки), в том числе гравитационной хирургии крови, отнесены к военно-медицинским организациям (подразделениям) и должностям с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 15%.

Истец, полагает, что занимая должность мед.сестры лор-кабинета в хирургическом отделении, имеет право на повышение должностного оклада (тарифной ставки) на 15% в силу нормативных актов.

Узнав о нарушении своих прав- не получении заработной платы в полном объеме, истец обратилась с заявлением к работодателю с просьбой о выплате не полученной части заработной платы за период с 27.07.2014г. по 31.12.2016г., на что получила отказ, с разъяснением, что в период с 2011 по 2016гг. аттестация рабочих мест сотрудников <данные изъяты> не проводилась, размер повышенной оплаты труда не указан в аттестационных картах, в связи с чем, доплата к должностному окладу не была установлена.

Считает, что работодателем существенно нарушены трудовые права, поскольку с момента начала действия приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014г., установленный приказом размер повышения должностного оклада в размере 15% не был применен к должностному окладу. За период с 01.08.2014г. по 31.12.2016г. истцом не дополучена заработная плата в сумме 37 236 руб. Просила взыскать с ответчика указанную сумму.

Определением судьи от 19.06.2017г. произведена замена ненадлежащего ответчика- <данные изъяты> на надлежащего- <данные изъяты>, <данные изъяты> привлечена к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика.

В судебное заседание истец Золотухина С.О. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена. Просила о рассмотрении дела в её отсутствие, что суд полагает возможным в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца Петрухин А.Д. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, уточнив период и сумму иска, в связи с тем, что истец работала в <данные изъяты> до 13.10.2015г. Просил взыскать за период с 01.08.2014г.ю по 12.10.2015г. не выплаченную заработную плату в сумме 18489,60 руб. Дополнительно суду пояснил, что Золотухина С.О. обладает правом на надбавку по приказу Министра обороны РФ №255 в размере 15%, указанная надбавка ей за время работы в хирургическом отделении не выплачена. Доказательств того, что данная надбавка ей не полагается либо была выплачена, ответчиком не представлено. Просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика Фадин Д.А. исковые требования не признал, суду пояснил, что Золотухина С.О. до 13.10.2015г. осуществляла трудовую деятельность в хирургическом отделении консультационно-диагностической поликлинике, где прием больных ведется амбулаторно. Не является работником стационарного отделения, в связи с этим не имеет права на повышение должностного оклада на 15%, которое имеет сотрудник военно-медицинской организации (подразделения), работающий в стационаре. До установления спорной надбавки истцу предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск, выдавалось молоко. Заработная плата истцу выплачена в полном объеме.

Представитель третьего лица Победенный А.В. исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Суду пояснил, что п.7 Положения, утвержденного приказом МО РФ №255, не распространяется на истца, т.к. она не является работником стационара, а с 13.10.2015г. переведена на работу в терапевтическое отделение, где должностной оклад повысился на 8%, о чем было указано в ответе на её заявление. До проведения специальной оценки условий труда, надбавка истцу не полагалась.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судом установлено следующее.

<данные изъяты> является обособленным структурным подразделением юридического лица, осуществляет виды деятельности, предусмотренные Уставом <данные изъяты>.

Истец Золотухина С.О. ДАТА была принята на работу в <данные изъяты> в <данные изъяты>. С истцом заключен трудовой договор №. За работу в должности, истцу установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., процентная надбавка за выслугу лет- 40%, премия в соответствии с Положением о премировании, ЕДВ по итогам календарного года в размере в соответствии с Приказом МО РФ №325 от 19.08.2002г., районный коэффициент – 30%, процентная надбавка за стаж работы 30% (л.д.4). Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДАТА. изменен размер оклада, который составил <данные изъяты> руб. (л.д.5).

В соответствии с приказом №156 от 16.09.2015г., согласно поданному Золотухиной С.О. заявлению, истец с ДАТАг. переведена на должность <данные изъяты>

По результатам специальной оценки условий труда истца, произведенной <данные изъяты>, в карте № <данные изъяты>, класс условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса был определен со значением «3,3» (вредные условия труда).

Оснований для подписания с Золотухиной С.О. доп.соглашения 09.01.2017г., установления с 01.01.2017г. надбавки в размере 15% согласно данной оценки условий труда истца, в соответствии со статьями 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ, у работодателя не имелось.

28.02.2017г. истцом на имя заведующего <данные изъяты> было подано заявление об увеличении должностного оклада, начислении и выплаты заработной платы на 15% за период с 27.07.2014г. по 31.12.2016г. (л.д.10).

Как следует из ответа зав.консультативно-диагностической поликлиникой <данные изъяты>, должностные оклады сотрудникам хирургического отделения <данные изъяты> устанавливались в соответствии с данными проведенной в 2011г. аттестации рабочих мест, в которых не был указан размер повышенной оплаты труда сотрудникам хирургического отделения (карта №, №, №), кроме сотрудников онкологического кабинета (карта №), поэтому доплата к должностному окладу в размере 15% сотрудникам хирургического отделения не была установлена, за исключением сотрудников онкологического кабинета. Должностной оклад истца с 01 января 2017г. повысился на 8%, на основании проведенной в 2016г. специальной оценки условий труда (приказ от 05.08.2016г. №67 «О завершении специальной оценки условий труда в <данные изъяты>»).

Изменении режима работы и оплаты труда по итогам спец.оценки, в соответствии с которым за выполнение трудовой функции работнику устанавливаются выплаты компенсационного характера, нашло отражение в изменениях и дополнения в Коллективный договор между командованием и гражданским персоналом <данные изъяты> на 2015-2018гг.

Надбавка к должностному окладу в размере 15%, как прошедшей аттестацию рабочего места по условиям труда (основание: карты СОУТ №; раздел VI, гл.21, ст. 147 ТК РФ) устанавливалась работникам, занимающим соответствующие должности в хирургическом отделении стационара.

Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» определено, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Положениями Трудового кодекса Российской Федерации для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотрены гарантии и компенсации.

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере (часть 1 ст. 147 Трудового кодекса РФ).

В статье 219 Трудового кодекса РФ определены права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

Из изложенных положений закона следует, что работодатель, основываясь на ст.ст. 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать работникам одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (ст. 92 ТК РФ.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального Закона «О специальной оценке условий труда» за № 426 от 28.12.2013 года Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (часть 1 статьи 17 ФЗ).

Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014г. №255, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" утверждены: Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу); Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 2 к настоящему приказу); Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 3 к настоящему приказу).

На основании п.14,15 Приложения №2 к названному приказу, гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты компенсационного характера:

за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Пунктом 16. Положения установлено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:

на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента;

на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов;

на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов;

на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении N 1 к настоящему Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах:

на работах с вредными условиями труда - на 12 процентов;

на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

Как установлено в судебном заседании, Золотухина С.О., на момент проведения специальной оценки условий труда (август 2016г.), работала в должности мед.сестры терапевтического отделения.

19.12.2016г. комитетом по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края зарегистрированы изменения и дополнения в «Коллективный договор между командованием и гражданским персоналом <данные изъяты> на 2015-2016гг.», в соответствии с проведенной специальной оценкой условий труда, утвержденной ДАТАг.

Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» определено, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Ранее проводилась аттестация рабочего места, по результатам которой истцу был установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, что нашло отражение в трудовом договоре.

Работа, которая выполнялась истцом до 13.10.2015г., и в соответствии с чем, Золотухиной С.О. заявлены исковые требования, не включена в перечень работ Приложение № приказа МО РФ №, по которым производится компенсационная выплата до проведения специальной оценки условий труда.

Установление режимов рабочего времени и времени отдыха, правил оплаты труда, норм по охране труда, регламентация других важнейших вопросов в сфере труда отнесены к ведению работодателя, при этом ТК РФ в качестве источников правового регулирования называет коллективный договор, который заключается по соглашению между работниками и работодателем, или локальные нормативные акты, которые принимаются с учетом мнения представительного органа работников. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421 -ФЗ внес в ТК РФ новые правила, предусматривающие порядок установления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Если ранее размеры компенсаций устанавливались государством в централизованном порядке, то теперь это прерогатива работодателя, закон фиксирует только их минимальные стандарты.

Таким образом, работодатель до проведения специальной оценки условий труда выполнил возложенную на него нормативными правовыми актами обязанность по предоставлению работникам, занятым на работах во вредных условиях труда, компенсаций путем установления истцу одну из трёх возможных компенсаций: ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени. При этом обязанность работодателя предоставить всем работникам, на рабочих местах которых установлена по результатам аттестации условий труда степень вредности «3», все три вида компенсаций за работу во вредных условиях труда приведёнными нормативными актами не предусмотрена. С 01.01.2017г. установлена также повышенная оплата труда. По занимаемой в настоящее время Золотухиной С.О. должности, также предусмотрена выплата надбавки в размере 4%.

Приложением № Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденному приказом МО РФ от 23.04.2014г. №, действительно предусмотрен Перечень военно-медицинских организаций (подразделений) и должностей, работа в которых дает право гражданскому персоналу на повышение должностных окладов (тарифных ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, где в число военно-медицинских организаций и должности с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение должностных окладов на 15% включены, в том числе хирургические клиники, отделения, палаты стационаров и операционные отделения (блоки), в том числе гравитационной хирургии крови (п.7).

Вместе с тем, названная норма подлежит применению при условии установления классификации условий труда, что было сделано проведением специальной оценки и внесением необходимых изменений в коллективных договор.

При таких обстоятельствах, доводы истца о наличии задолженности по оплате труда в повышенном размере (за вредность) за период с 01.08.2014г. по 12.10.2015г. в сумме 18489,60 руб., не нашли подтверждения в судебном заседании, в связи с чем, отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по выплате указанной суммы.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Золотухиной Светланы Олеговны к <данные изъяты> о взыскании задолженности по заработной плате, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 11.07.2017 года.

Судья /подпись/

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна, судья Е.Ю.Якубанец

Подлинник решения находится в материалах дела № 2-1011/2017 в Кировском районном суде г. Хабаровска

Секретарь: Ю.Р.Надежина