Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-2137/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июня 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сапрыкиной И.А.,
при секретаре Ивановой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Губанова 1ИО к муниципальному образованию городского округа город Воронеж, в лице управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж о взыскании задолженности по выходному пособию,
УСТАНОВИЛ:
Истец Губанов 1ИО обратился в суд с указанным иском, указав, что он работал в «Муниципальном казенном ремонтно-техническом предприятии» городского округа город Воронеж в должности водителя. Судебными приказами мирового судьи судебного участка № 2 в Советском судебном районе Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. с «Муниципального казенного ремонтно-технического предприятия» городского округа город Воронеж в пользу истца взыскана задолженность по выходному пособию за период с 12.02.2016г. по 11.03.2016г. в сумме 18060,60 рублей, за период с 12.03.2016 по 11.04.2016 в сумме 18060,60 рублей. Однако до настоящего времени указанные суммы истцу не выплачены в связи с нахождением предприятия в процессе ликвидации. На этом основании истец просит взыскать данную задолженность с ответчика как с учредителя «Муниципального казенного ремонтно-технического предприятия» городского округа город Воронеж в порядке субсидиарной ответственности.
Истец Губанов 1ИО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель муниципального образования городского округа город Воронеж, в лице управления финансово-бюджеьной политики администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель третьего лица «Муниципального казенного ремонтно-технического предприятия» городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, об отложении судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное разбирательство не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст.7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
в соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 16 ТК РФ).
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель, при этом работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем; работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества (ст. 20 ТК РФ).
На основании ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статьей 352 ТК РФ предусмотрено право работников на защиту своих трудовых прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, в том числе, посредством судебной защиты.
Как следует из материалов дела, Губанов 1ИО работал в «Муниципальном казенном ремонтно-техническом предприятии» городского округа город Воронеж в должности <данные изъяты> с 01.07.2008г. и был уволен в связи с сокращением штата работников. При сокращении штата работников Губанова 1ИО было начислено выходное пособие: за период с 12.02.2016г. по 11.03.2016г. в сумме 18060,60 рублей, за период с 12.03.2016 по 11.04.2016 в сумме 18060,60 рублей., согласно справке о размере задолженности от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями судебных приказов (л.д.7,8).
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 2 в Советском судебном районе Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ с «Муниципального казенного ремонтно-технического предприятия» городского округа город Воронеж в пользу Губанова 1ИО взыскана задолженность по начисленному выходному пособию за период с 12.02.2016 по 11.03.2016 в сумме 18060,60 рублей (л.д.7).
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 2 в Советском судебном районе Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ с «Муниципального казенного ремонтно-технического предприятия» городского округа город Воронеж в пользу ФИО1 взыскана задолженность по начисленному выходному пособию за период с 12.03.2016 по 11.04.2016 в сумме 18060,60 рублей (л.д.8).
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (ст. 2, Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).
В силу ст. 7 Федерального закона №161-ФЗ, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.
Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.
В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами (ст. 35 Закона).
Статьями 20, 21 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ установлено, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.
Порядок ликвидации юридического лица предусмотрен ст.ст. 61–64 ГК РФ.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим. Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила (ст. 61 ГК РФ).
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (ст. 62 ГК РФ).
В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом). Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (ст. 63 ГК РФ).
Статья 130 ТК РФ в качестве одной из основных государственных гарантий по оплате труда называет обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. Реализация этой гарантии обеспечивается нормами гражданского законодательства, предусматривающими субсидиарную ответственность собственника унитарного предприятия.
В соответствии с решением Воронежской городской Думы от 08.06.2016г. № 259-IV «О согласовании ликвидации «Муниципального казенного ремонтно-технического предприятия» городского округа город Воронеж» постановлением администрации городского округа город Воронеж постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 22.07.2016 № 675 «Муниципальное казенное ремонтно-техническое предприятие» городского округа город Воронеж было ликвидировано, создана комиссия по ликвидации, которой даны указания с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации городского округа город Воронеж 13.12.2016 № 1071, в срок до 31.12.2017 провести необходимые мероприятия по ликвидации Муниципального казенного ремонтно-технического предприятия» городского округа город Воронеж в установленном законом порядке (л.д.12,13).
Судом также установлено и данные обстоятельства сторонами не оспаривались, согласно справке «Муниципального казенного ремонтно-технического предприятия» городского округа город Воронеж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая сумма задолженности начисленного, но не выплаченного выходного пособия при сокращении штата работников в пользу Губанова 1ИО составляет 36121,20 рублей (л.д.11).
Исходя из приведенных норм, в данном случае обязанность отвечать по долгам «МКРТП» должна быть возложена на муниципальное образование городского округа г.Воронеж в лице Управления финансово – бюджетной политики администрации городского округа г.Воронеж, как на собственника «МКРТП».
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п.4 ст. 123.22 ГК РФ).
Согласно п.1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии с п.3 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Согласно п. 1 ст. 399 ГК РФ, до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии с п.3 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Согласно п. 1 ст. 399 ГК РФ, до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Как установлено судом в ходе судебного разбирательства судебные приказы мирового судьи судебного участка № 2 в Советском судебном районе Воронежской области от 25.04.2016 и от 23.05.2016 о взыскании с «Муниципального казенного ремонтно-технического предприятия» городского округа город Воронеж в пользу Губанова 1ИО сумм выходного пособия до настоящего времени не исполнены, факт наличия задолженности у «Муниципального казенного ремонтно-технического предприятия» городского округа город Воронеж по выплате истцу выходного пособия в размере 36 121,20 рублей, ответчиком не оспорен.
Согласно п.п.2 п.3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым удовлетворить требование истца о взыскании в субсидиарном порядке с муниципального образования городской округ г.Воронеж в лице Управления финансово – бюджетной политики администрации городского округа г.Воронеж задолженности по начисленному выходному пособию за период с 12.02.2016 года по 11.03.2016 года в сумме 18060,60 рублей (дело № от ДД.ММ.ГГГГ) и за период с 12.03.2016 года по 11.04.2016 года в сумме 18060,60 рублей (дело № от ДД.ММ.ГГГГ), всего – 36121 рублей 20 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ
Исковые требования Губанова 1ИО к муниципальному образованию городского округа город Воронеж, в лице управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж о взыскании задолженности по выходному пособия, удовлетворить.
Взыскать в субсидиарном порядке с муниципального образования в лице управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж в пользу Губанова 1ИО задолженность по начисленной выходному пособию за период с 12.02.2016 года по 11.03.2016 года в сумме 18060,60 рублей, за период с 12.03.2016 года по 11.04.2016 года в сумме 18060,60 рублей, а всего 36121 (тридцать шесть тысяч сто двадцать один) рубль 20 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья И.А. Сапрыкина
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.