Решение суда о взыскании выходного пособия, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда № 2-1831/2017 ~ М-1763/2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2017 г.

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области

в составе:

председательствующего судьи Захаревской М.Г.

при секретаре Зориной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца Подгусковой А.А. – Архангельского Е.А. (доверенность от ... в деле), представителя ответчика Емельяновой А.В. (доверенность от ... в деле)

гражданское дело по иску Подгусковой А.А. к Открытому акционерному обществу «Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти» о взыскании выходного пособия, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Подгускова А.А. обратилась в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти» (далее – ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти») о взыскании выходного пособия, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда, указав в обоснование иска следующее:

11.05.2017 г. она (истец) была принята в ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» на должность специалиста 1 категории, что подтверждается трудовым договором № 6566-У от 11.05.2017 г.

07.06.2017 г. между ней – Подгусковой А.А. и ответчиком было заключено соглашение о расторжении трудового договора по соглашению сторон, п. 10 которого предусмотрено, что работнику выплачивается выходное пособие в размере 95635 рублей. Днем увольнения работника является последний день его работы – 07.06.2017 г.

При согласовании условий расторжения трудового договора работодатель принял условия, указанные в соглашении, подписав соответствующее соглашение, предусматривающее выплату соответствующей компенсации в связи с увольнением работника по соглашению сторон.

Волеизъявление работника направлено на увольнение по соглашению сторон именно на определенных условиях, работодатель не вправе по своему усмотрению решать вопрос об условиях увольнения работника.

08.06.2017 г. между ней (истцом) и ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» заключено соглашение об увольнении по соглашению сторон с выплатой денежной компенсации, в связи с чем она (истец) полагала, что трудовые отношения с ней будут прекращены в соответствии с данными условиями.

Согласно ч. 4 ст. 178 ТК РФ трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий (кроме как в случае увольнения работника по инициативе работодателя), а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

Таким образом, трудовое законодательство не содержит запрета на установление непосредственно в индивидуальном трудовом договоре либо дополнительном соглашении к нему условий о выплате выходных пособий.

В нарушение вышеуказанных норм трудового законодательства, а также условий соглашения, заключенного между ней – Подгусковой А.А. и ответчиком, ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» взятые на себя обязательства не выполнило, поскольку выплатило ей размер выходного пособия, не соответствующий размеру, оговоренному в соглашении.

Так, в соответствии с соглашением о расторжении трудового договора ей (истцу) полагалось выплатить выходное пособие в размере 95635 рублей, тогда как ей была выплачена сумма в размере 83202 рублей, т.е. ответчиком незаконно удержано 12433 рубля.

Статьей 236 ТК РФ установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.

Согласно данной норме при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Соглашением о расторжении трудового договора от 07.06.2017 г. работодатель обязался произвести с работником расчет и выдать трудовую книжку в последний день его работы – 07.06.2017 г. В случае задержки окончательного расчета с работником работодатель в силу ч. 1 ст. 236 ТК РФ обязуется выплатить работнику денежные средства в размере 1 % от суммы, указанной в п. 3 настоящего соглашения за каждый день просрочки.

Исходя из принципов разумности и справедливости, расчет следует производить из суммы фактической задолженности перед работником, а не из суммы, указанной в п. 3 соглашения.

Таким образом, компенсация за нарушение срока выплаты выходного пособия за период с 09.06.2017 г. по 07.09.2017 г. (91 день) составила 11314,03 рублей (12433 (сумма не вовремя выплаченного выходного пособия) х 1 % (процент за просрочку) х 91 (количество дней просрочки) = 11314,03 рублей).

Она (истец) считает, что действиями ответчика ей был причинен моральный вред, который она оценивает в 15000 рублей.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, дополнив, что не согласен с позицией ответчика о том, что выходное пособие не является компенсационной выплатой и не подпадает под действие ст. 217 НК РФ. Данный довод ответчика основан на неверном толковании норм налогового законодательства во взаимосвязи с нормами трудового законодательства. Выходные пособия как отдельный вид компенсаций в сфере труда установлены законодательством (ст. 178 ТК РФ) и выполняют социальную функцию защиты работника от временной потери дохода при увольнении. На основании п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ). При этом положения п. 3 ст. 217 НК РФ применяются независимо от основания увольнения и должности, занимаемой увольняемым работником. Так, согласно письму Министерства финансов РФ от 21.06.2016 г. № 03-04-06/36117 от 16.06.2016 г. № 03-04-06/35158 выплаты, производимые при увольнении сотрудника организации на основании соглашения о расторжении трудового договора, являющегося неотъемлемой частью трудового договора, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Суммы превышения трехкратного размера (шестикратного размера) среднего месячного заработка подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Верховный суд РФ в своем определении от 16.06.2017 г. № 307-КГ16-19781 указал, что допуская возможность конкретизации случаев выплаты выходных пособий и их размеров в договорном порядке, законодатель не преследовал цель дифференциации прав и объема гарантий работникам в зависимости от основания их увольнения и оснований выплаты выходного пособия, а, напротив, исходил из необходимости защиты работников от временной потери дохода в возможно большем числе случаев, что включает в себя освобождение рассматриваемого вида компенсационных выплат от налогообложения.

Представитель ответчика Емельянова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, указав в письменном отзыве на иск, что 11.05.2017 г. Подгускова А.А. была принята в ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» на должность специалиста 1 категории отдела имущества, в связи с чем с ней был заключен трудовой договор № 6566-У от 11.05.2017 г. 06.06.2017 г. Подгусковой А.А. было написано заявление об увольнении по соглашению сторон, с выплатой дополнительной денежной компенсации в сумме 95 635 рублей. В связи с чем, 07.06.2017 г., на основании приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № 76-к от 07.06.2017 г. между работником и работодателем было подписано соглашение о расторжении трудового договора, с выплатой выходного пособия в размере 95 635 рублей.

На основании чего Подгусковой А.А. были выплачены все причитающиеся при увольнении суммы за вычетом установленного законом налога на доходы физических лиц, который составляет 13 %, что подтверждается запиской-расчетом при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № 25 от 07.06.2017 г. и расчетным листком за июнь 2017 г., а также реестром денежных средств с результатами зачислений № 44 от 07.06.2017 г.

Согласно абз. 8 п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Действующим трудовым законодательством предусмотрены следующие виды компенсационных выплат при увольнении для граждан Российской Федерации: при ликвидации организации; при сокращении штата или численности работников; при призыве работника на военную службу; при увольнении в случае нарушения правил заключения трудового договора не по вине работника.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Также предусмотрены следующие виды компенсаций руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам при расторжении трудового договора: компенсация руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника организации; компенсация руководителю, если трудовой договор с ним прекращается по решению уполномоченного органа организации или собственника ее имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации, увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Увольнение по соглашению сторон не относится к вышеперечисленным основаниям, предусмотренным трудовым законодательством. Пунктом 2 соглашения о расторжении трудового договора от ..., заключенного между истцом и ответчиком, предусмотрена выплата работнику выходного пособия в размере 95 635 рублей.

Согласно ч. 4 ст. 178 ТК РФ трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

Таким образом, рассматриваемая выплата работнику в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон не относится к регламентированным абзацем 8 п. 3 ст. 217 НК РФ доходам физических лиц, подлежащих освобождению от налогообложения, поскольку действующим законодательством не предусмотрена и не является компенсационной выплатой, определяемой в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, связанной с увольнением работника.

Вместе с тем, такое право работодателя самостоятельно устанавливать дополнительные случаи выплаты выходного пособия в трудовом (коллективном) договоре не означает того, что данная выплата является установленной законодательством, в том числе ТК РФ, и подпадает под перечень выплат, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, поскольку из буквального толкования п. 3 ст. 217 НК РФ усматривается, что норма законодательства, предусматривающая компенсационные выплаты, должна быть императивной, тогда как ч. 3 ст. 178 ТК РФ носит диспозитивный характер.

Согласно вышеизложенному, произведенная Подгусковой А.А. единовременная выплата выходного пособия, по своей природе не является компенсацией и не подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ, в связи с чем подлежит включению в налоговую базу по НДФЛ, так как увольнение произведено по соглашению сторон и не было связано ни с одним из перечисленных в ст. ст. 179, 181 ТК РФ оснований, что в свою очередь подтверждается апелляционным определением Московского городского суда от 14.07.2017 г. по делу № 33-26760/2017, апелляционным определением Нижегородского областного суда от 29.03.2016 г. по делу № 33-3772/2016, апелляционным определением Московского областного суда от 19.08.2015 г. по делу № 33-20238/2015, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2016 г. по делу № А42-7562/2015 (л.д. ...).

Третье лицо – представитель Государственной инспекции труда в Самарской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом и заблаговременно.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковое заявление Подгусковой А.А. необоснованным и удовлетворению не подлежащим.

Из материалов дела следует, что 11.05.2017 г. между Подгусковой А.А. и ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» заключен трудовой договор № 6566-У, по условиям которого истец принята на работу к ответчику на должность специалиста 1 категории с 11.05.2017 г. с окладом в размере ... рублей в месяц при повременно-премиальной форме оплаты труда (л.д. ...).

07.06.2017 г. между Подгусковой А.А. и ОАО «ПО КХ г. Тольятти» заключено соглашение о расторжении трудового договора № 6566-У от 11.05.2017 г., по условиям которого стороны договорились расторгнуть трудовой договор по соглашению сторон 07.06.2017 г. (л.д. ...).

Согласно п. 12 указанного соглашения работодатель обязуется произвести с работником расчет и выдать трудовую книжку в последний день его работы – 07.06.2017 г. В случае задержки окончательного расчета с работником работодатель в силу ч. 1 ст. 236 ТК РФ обязуется выплатить работнику денежные средства в размере 1 % от суммы, указанной в п. 3 настоящего соглашения, за каждый день просрочки.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в день увольнения ответчик перечислил истцу денежные средства, удержав как налоговый агент НДФЛ со всей суммы, причитающейся истцу по соглашению, в том числе с суммы, указанной в п. 10 соглашения – 95635 рублей.

Согласно пояснительной записке к расчетному листку за июнь 2017 г. в указанную выплате Подгусковой А.А. суму в размере 89031,49 рублей вошли следующие суммы: 95635 рублей + 4554,05 рублей за вычетом подоходного налога в размере 13 % (имеется вычет на ребенка 1400 рублей) (л.д. ...).

Исчисление и удержание налогов относится к компетенции работодателя, как налогового агента по удержанию налога из дохода работника и его перечислению в бюджетную систему – ст. ст. 24, 226 НК РФ.

Таким образом, ответчик выступает в роли налогового агента Подгусковой А.А. лишь в рамках трудовых отношений.

Судом установлено, что начисление и выплата истцу выходного пособия производилась работодателем в рамках трудовых отношений, соответственно, спор относительно надлежащего выполнения работодателем своей обязанности по выплате работнику денежных средств в полном объеме, является индивидуально-трудовым.

В силу п. 3 ст. 217 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, налоговое законодательство устанавливает виды компенсационных выплат, не подлежащих налогообложению (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), если такие компенсационные выплаты установлены действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ или решениями представительных органов местного самоуправления.

В статье 178 ТК РФ установлены случаи выплаты выходных пособий при расторжении трудового договора (части первая и третья) и предусмотрено право сторон трудовых отношений или социального партнерства установить в трудовом или коллективном договоре повышенные по сравнению с закрепленными непосредственно законодательством гарантии для работников, подлежащих увольнению, в том числе расширить круг случаев выплаты выходных пособий и увеличить размер таких пособий (часть четвертая).

При этом, увольнение по п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по соглашению сторон) как основание для выплаты выходного пособия в ст. 178 ТК РФ не поименовано, а положения ст. 217 НК РФ не предусматривают трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним и соглашения об их расторжении как основания для освобождения от налогообложения.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что по данному делу отсутствуют достаточные правовые основания для принятия решения об удовлетворении исковых требований Подгусковой А.А. к ОАО «ПО КХ г. Тольятти» о взыскании выходного пособия, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Подгусковой А.А. в удовлетворении иска к ООО «Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти» о взыскании невыплаченной части выходного пособия в размере 12433 рубля, компенсации за нарушение срока выплаты за период с 09.06.2017 г. по 07.09.2017 г. в размере 11314,03 рублей, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Г. Захаревская

Мотивированная часть решения изготовлена 03.11.2017 г. в единственном экземпляре и является подлинником.

Судья М.Г. Захаревская