Решение суда о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск № 2-3613/2017 ~ М-3674/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-3613/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Омск 22 сентября 2017 года

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Баловой Т.А, при секретаре судебного заседания Костоусовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.С.В. к Аппарату Губернатора и Правительства Омской области о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование требований указав, что в период избрания депутата государственной думы шестого созыва в лице Зелинского Я.В., истец осуществлял трудовую деятельность в должности помощника депутата ГД СФ РФ.

В период осуществления трудовой деятельности истцу единожды не выплачивались компенсации за неиспользованный отпуск.

Исходя из постановления Правительства от 24.12.2007 № (в ред. от 10.12.2016) «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» за 2015 год компенсация за неиспользованный отпуск составляет <данные изъяты> рублей, за 2016 год – <данные изъяты> рублей.

Учитывая, что срок давности для обращения с требованием о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск за период работы истца до 2015 года истек, задолженность по выплате компенсации за неиспользованный отпуск за период 2015-2016 годы составляет <данные изъяты> рублей.

С учетом изложенного, просит взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> рублей (л.д.2).

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика Л.В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании наставал на рассмотрении дела по существу. Не оспаривая период и размер компенсации за неиспользованный отпуск, возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.18-20), из которых следует, что все выплаты помощникам депутата Государственной думы, установленные ст. 40 Федерального закона № 3-ФЗ, производятся в пределах установленного фонда оплаты труда помощников депутата Государственной Думы (с. 2 ст. 40 Федерального закона № 3-ФЗ). Порядок возмещения расходов, связанных с материальным обеспечением депутата Государственной Думы и его помощников на соответствующей территории утвержден распоряжением Председателя Государственной Думы от 24.12.2010 №. Согласно пункту 2.5 данного Порядка при увольнении помощника депутата Государственной Думы помощнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска из фонда оплаты труда помощников депутата Государственной Думы. Однако, в соответствии с ч. 6 ст. 40 Федерального закона № 3-ФЗ расходы на оплату труда помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной думы и их содержание возмещаются за счет средств федерального бюджета путем перечисления денежных средств Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Ни Законом Омской области от 30.12.2015 № 1839-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год», ни Законом Омской области от 28.12.2016 № 1939-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» не предусмотрены расходные обязательства на оплату труда помощников депутатов Государственной Думы. Таким образом, выплата истцу компенсации за неиспользованные отпуска из бюджета Омской области будет являться нецелевым использованием бюджетных средств Омской области. С учетом изложенного, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв (л.д.10-12), в котором указал, что Конституцией РФ гарантировано предоставление по трудовому договору оплачиваемого ежегодного отпуска в порядке и на условиях, установленных федеральным законом, в соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан предоставлять истцу ежегодные оплачиваемые отпуска с сохранением места работы. Однако, истцу отпуска предоставлены не были, в силу положений ст. 127 ТК РФ истец имеет право на получение денежной компенсации за все неиспользованные дни отпуска при увольнении. Срочный трудовой договор истца был заключен с Аппаратом Губернатора и Правительства Омской области, который является работодателем истца и несет обязанность по выплате компенсации за неиспользованные отпуска. Отмечает, что указанные расходы, подлежащие возмещению ответчиком за счет средств федерального бюджета, распорядителем которых является Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, не освобождает работодателя от соблюдения гарантий работника, установленных законом. Просил рассмотреть дело без его участия.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.

Права, обязанности и ответственность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, их помощников, основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий, определены Федеральным законом от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 3-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона № 3-ФЗ, прием на работу помощников депутата Государственной Думы на территории субъекта Российской Федерации, производится на основании срочного трудового договора в соответствии с трудовым законодательством.

Согласно части 5 статьи 38 Федерального закона № 3-ФЗ прием на работу помощника депутата Государственной Думы по работе на соответствующей территории производится на основании срочного трудового договора и оформляется распоряжением руководителя соответствующего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, на основании представления депутата Государственной Думы Российской Федерации Я.В. Зелинского от 01.02.2012 № №, а также заявления Т.С.В., было вынесено распоряжение Управления делами Правительства Омской области от 06.02.2012 №-лс о приеме на работу Т.С.В. помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Я.В. Зелинского на постоянной основе с 22.12.2011 на срок полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Я.В. Зелинского с окладом, обусловленным срочным трудовым договором, в размере 14 000 рублей в месяц (л.д.3)

На основании вышеуказанного распоряжения между Т.С.В. и Правительством Омской области в лице Губернатора Омской области Полежаева Л.К. заключен срочный трудовой договор (л.д. 4-5).

Согласно условиям срочного трудового договора работодатель по представлению депутата Государственной Думы шестого созыва Зелинского Я.В. принимает, а работник поступает на работу помощником этого депутата по работе в Омской области (п. 1 трудового договора).

Настоящий договор действует с 22.12.2011 на срок полномочий депутата (п. 2 трудового договора)

Согласно пункту 4 трудового договора работник работает под руководством депутата Государственной Думы и в своей работе ему подотчетен.

Работнику в соответствии с представлением депутата Государственной Думы устанавливается должностной оклад в размере 14 000 руб. (п. 5 трудового договора).

Согласно пункту 7 трудового договора все выплаты, включая должностной оклад, премию, оплату отпуска, компенсацию за неиспользованный отпуск, единовременное пособие, производятся в пределах установленного фонда оплаты труда помощников депутата Государственной Думы.

Распоряжением Аппарата Губернатора и Правительства Омской области от 03.10.2016 (л.д. 6), действие срочного трудового договора от 06.02.2012 прекращено, Т.С.В. уволен в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 77, статьей 127 Трудового кодекса Российской Федерации 05.10.2016, в связи с истечением срока контракта.

Отделу финансово-экономического планирования и бюджетного учета Аппарата Губернатора и Правительства Омской области выплатить компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 22.12.2011 по 21.12.2012 в количестве 28 календарных дней, за период с 22.12.2012 по 21.12.2013 в количестве 28 календарных дней, за период с 22.12.2013 по 21.12.2014 в количестве 28 календарных дней, за период с 22.12.2014 по 21.12.2015 в количестве 28 календарных дней, за период с 22.12.2015 по 05.10.2016 в количестве 20,99 календарных дней.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает на то, что за весь период осуществления трудовой деятельности ему не была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, однако, истец учитывает положения Конвенции № 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках», в связи с чем, просит о взыскании компенсаций за неиспользованный отпуск только за период с февраля 2015 года по октябрь 2016 года.

Указанные обстоятельства представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривались, однако, представитель полагал, что данные компенсации не могут быть выплачены из бюджета Омской области, поскольку, указанные выплаты будут являться нецелевым использованием бюджетных средств Омской области. В обоснование своих доводов представил в материалы дела Порядок возмещения расходов, связанных с материальным обеспечением депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и его помощников на соответствующей территории, а также акты о внесении изменений в указанный Порядок, утвержденные распоряжением Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (л.д.21-38).

При определении правовых оснований исковых требований Т.С.В., суд исходит из следующего.

Как определено частью 6 статьи 40 Федерального закона № 3-ФЗ, расходы на оплату труда помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и их содержание возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном статьей 35 настоящего Федерального закона.

При этом частью 2 статьи 40 Федерального закона № 3-ФЗ установлено, что все выплаты помощникам члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, производятся в пределах установленного фонда оплаты труда помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона № 3-ФЗ, возмещению за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Государственной Думы, путем перечисления средств на счета соответствующих органов государственной власти, подлежат расходы, связанные с материальным обеспечением деятельности депутатов Государственной Думы, в том числе расходы, связанные материальным обеспечением депутатов Государственной Думы на соответствующей территории.

Порядок возмещения расходов, связанных с материальным обеспечением депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и его помощников на соответствующей территории, согласованный Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы и утвержденный распоряжением Председателя Государственной Думы от 24.12.2010 №, определяет, какие именно расходы подлежат возмещению.

В соответствии с разделом 2 «Заработная плата помощников депутата Государственной Думы и начисления на оплату труда» указанного выше Порядка (в редакции распоряжения от 22.06.2016 №), определено, что при увольнении помощника депутата Государственной Думы, ему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска из фонда оплаты труда помощников депутата Государственной Думы (п. 2.6). Все выплаты производятся в пределах установленного фонда оплаты труда помощников депутата Государственной Думы.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 № 685-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Журавлевой Валентины Дмитриевны на нарушение ее конституционных прав частью второй статьи 40 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Конституция Российской Федерации гарантирует предоставление работающим по трудовому договору оплачиваемого ежегодного отпуска (статья 37, часть 5). Порядок и условия реализации права на отпуск устанавливаются федеральными законами. Так, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (статьи 114, 122); при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (статья 127).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Названные законоположения в полной мере распространяются на помощников депутата Государственной Думы, работающих по срочному трудовому договору. Согласно части седьмой статьи 40 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ежегодный оплачиваемый отпуск этой категории работников предоставляется в соответствии с трудовым законодательством.

Часть вторая статьи 40 указанного Федерального закона определяет порядок расходования финансовых средств, выделенных для оплаты труда помощников депутата Государственной Думы, является основой для планирования депутатом Государственной Думы общего количества помощников, установления размеров оплаты их труда. Определение максимального размера средств, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда помощников депутата Государственной Думы, имеет целью защиту финансовых интересов государства, ограничение общего количества средств, выделяемых на содержание органов государственной власти, и направлено на обеспечение соблюдения баланса интересов налогоплательщиков и органов государственной власти. Сама по себе эта норма не нарушает права граждан, поскольку в системе действующего правового регулирования предполагает расходование финансовых средств, выделенных для оплаты труда помощников депутата Государственной Думы, с соблюдением гарантий реализации конституционного права на отдых, предусмотренных трудовым законодательством.

Таким образом, при неиспользовании в период действия трудовых договоров ежегодного оплачиваемого отпуска истец при прекращении действия договоров имеет право на получение денежной компенсации за неиспользованные отпуска.

Определяя размер компенсации за неиспользованный отпуск за период 2015-2016 годы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3).

Согласно расчету среднего заработка, представленного представителем Аппарата Губернатора и Правительства Омской области, за период с 01.10.2015 по 30.09.2016 при ежемесячном начислении истцу <данные изъяты> рублей, всего начислено <данные изъяты> рублей, при 351,6 дней расчетного периода. Размер среднедневного заработка составил <данные изъяты> исходя из расчета <данные изъяты> / 351,6 дней (л.д.40).

Судом расчет проверен, арифметически признан верным, альтернативного расчета стороной истца не представлено. Представленные истцом справки формы 2-НДФЛ за 2015 год, 2016 год также содержат сведения о ежемесячном доходе истца в размере <данные изъяты> рублей (л.д.7,8).

Согласно справке о среднем дневном заработке, для оплаты отпусков и компенсации неиспользованного отпуска Т.С.В. за 2015 год составляет <данные изъяты>, за 2016 год – <данные изъяты> (л.д.41)

Пунктом 8 договора предусмотрено, что истцу устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работнику на основании представления депутата Государственной Думы и письменного заявления работника.

Как следует из искового заявления, отпуск истцу не предоставлялся, заявление в Аппарат Губернатора и Правительства Омской области им не подавалось.

Согласно ст. 122 Трудового кодекса РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.

Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.

Согласно ст. 127 Трудового кодекса РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

При увольнении в связи с истечением срока трудового договора отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора. В этом случае днем увольнения также считается последний день отпуска.

Судом установлено, что в период работы Т.С.В. за период с февраля 2015 года по октябрь 2016 года отпуск истцу не предоставлялся, в том числе и в октябре 2015 года.

Согласно расчету истца компенсация за неиспользованный отпуск составляет <данные изъяты> рублей, из расчета: за 2015 год – <данные изъяты> х 8 месяцев / 29,3 = <данные изъяты> рублей; за 2016 год – <данные изъяты> х 9 / 29,3 = <данные изъяты> рублей.

В ходе судебного разбирательства, представитель ответчика данный расчет не оспаривал ни в части периодов, ни в части размера компенсации за неиспользованный отпуск.

При таких обстоятельствах, суд, проверив расчет истца, признает его верным, в связи с чем, требования о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск в заявленном размере подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы представителя ответчика о том, что взыскание с Аппарата Губернатора и Правительства Омской области компенсации за неиспользованный отпуск повлечет нецелевое использование бюджетных средств Омской области, суд находит несостоятельными в виду следующего.

В силу п. 1 Положения об Аппарате Губернатора и Правительства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 06.08.2014 №, Аппарат Губернатора и Правительства Омской области является правопреемником Управления делами Правительства Омской области и органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности Губернатора Омской области, Правительства Омской области, а также иных органов исполнительной власти Омской области в случаях, установленных областным законодательством.

Срочный трудовой договор с истцом от лица работодателя подписан Управляющим делами Правительства Омской области С.А. Крещуком.

Поскольку между Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Управлением делами Правительства Омской области имеется соглашение о материальном обеспечении деятельности депутатов Государственной Думы и их помощников на соответствующей территории, суд полагает возможным взыскать компенсацию с Аппарата Губернатора и Правительства Омской области (правопреемника Управлением делами Правительства Омской области).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Взыскать с Аппарата Губернатора и Правительства Омской области в пользу Т.С.В. компенсацию за неиспользованный отпуск за 2015-2016 годы в размере <данные изъяты> рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                  Т.А. Балова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ