Решение суда о восстановлении на службе в прежней должности, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда № 2-4420/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

мотивированное решение изготовлено 31 августа 2017 года дело № 2-4420/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 29 августа 2017 года

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Логуновой А.А., при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Е.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ичетовкина Андрея Александровича к Сибирскому региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о восстановлении на службе в прежней должности, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Ичетовкин А.А. обратился в суд с иском к Сибирскому региональному центру МЧС России о восстановлении на службе в прежней должности, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула за период с 01.03.2017 года по 29.08.2017 года в сумме 83296 рублей, компенсации морального вреда в сумме 15000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что с 05.07.2011 он проходил службу по контракту в ФПС Государственной противопожарной службе МЧС России в Уральском региональном центре, в последнее время в должности старшего специалиста отдела капитального строительства (и эксплуатации основных фондов) управления материально-технического обеспечения Уральского регионального центра Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Согласно Директиве МЧС России от 20.01.2017 №47-3-22-деп Уральский региональный центр МЧС России подлежал расформированию с 20.03.2017. Данная директива как основание к проведению мероприятий по сокращению численности сотрудников, в том числе для целей уведомления о предстоящем сокращении, поступила 16.02.2017 года. 20.12.2016 ему было преждевременно вручено уведомление об увольнении из Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, которое не содержало ссылок, в том числе ни на вышеуказанную директиву, ни на приказ министра, как на правовое основание сокращения. При вручении уведомления он в беседе изъявил желание о продолжении службы. 10.01.2017 в ходе беседы на основании предложенного Списка вакантных должностей истцом был подан рапорт на имя председателя ликвидационной комиссии о рассмотрении его кандидатуры для назначения на вакантную должность начальника отдела материально-технического обеспечения управления МТО Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю. Переназначение военнослужащих ФПС ГПС Уральского РЦ МЧС России, занимавших должности подлежащие сокращению, должно быть осуществлено по решению Центральной аттестационной комиссии МЧС России. Согласно п. 12 Списка сотрудников ФПС, выдвигаемых для рассмотрения на ЦАК МЧС России с целью перемещения, ему предлагалась вышеуказанная должность. 10.01.2017 с ним был составлен лист беседы по вопросу назначения на предложенную должность. Однако 01.03.2017 на основании приказа Уральского РЦ МЧС России№ 23-НС он был уволен c 20.03.2017 из ФПС ГПС МЧС России по п. 11 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23:05.2016 № ФЗ-141 в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником. Считает, что его увольнение является незаконным, осуществленным с нарушением установленного порядка увольнения, с превышением полномочий и без соблюдения социальных прав и гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 23.05.2013 №141-ФЗ. Учитывая изложенное, просил признать его увольнение незаконным, восстановить его на службе в ранее замещаемой должности, взыскать денежное довольстве за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.

В судебном заседании истец Ичетовкин А.А. поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Сибирского регионального центра МЧС России по доверенности Рублева Е.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление. Полагала, что увольнение истца произведено в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.05.2016 № 141- ФЗ, каких-либо нарушений допущено не было. Поскольку истец отсутствовал в протоколе ЦАК МЧС России как лицо, рекомендованное к переводу на иную должность, значит, в отношении него было принято решение о расторжении контракт а и увольнении по сокращению штатов. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Помощник прокурора района Милюхина К.И., давая заключение по делу, указала, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы регулируются Федеральным законом от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона (далее Федеральный закон № 141-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 141-ФЗ нормы трудового законодательства Российской Федерации применяются к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, в случаях, не урегулированных данным Федеральным законом.

Судом установлено, что Ичетовкин А.А. проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России 26.10.2009 года, в последнее время в должности старшего специалиста отдела капитального строительства (и эксплуатации основных фондов) управления материально-технического обеспечения Уральского регионального центра Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Приказом МЧС России от 15.12.2016 № 24-е «О совершенствовании структуры развития сил и средств Сибирского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принято решение о ликвидации Уральского регионального центра МЧС России, правопреемником назначен Сибирский региональный центр МЧС России. Председателем ликвидационной комиссии Уральского регионального центра МЧС России назначен начальник Сибирского регионального центра МЧС России генерал- лейтенант внутренней службы Диденко C.Л.

Пунктом 13 данного приказа руководителям структурных подразделений Центрального аппарата МЧС России, заинтересованных территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций МЧС России установлено осуществлять переназначение военнослужащих, сотрудников ФПС ГПС, федеральных государственных гражданских служащих Уральского регионального центра МЧС России только по решению Центральной аттестационной комиссии МЧС России (далее ЦАК МСЧ России).

Директивой МЧС России от 20.01.2017 № 47-3-22-дсн Уральский региональный центр МЧС России расформирован 20.03.2017. В полном объеме сокращены должности военнослужащих, 51 должность сотрудников ФПС, 57 должностей федеральных государственных гражданских служащих. 20.12.2016 Ичетовкин А.А. был уведомлен о предстоящем увольнении. 10.01.2017 с ним проведена беседа, в ходе которой ему были предоставлены для ознакомления перечень вакантных должностей подразделений МЧС России Уральского, Сибирского, Южного и Дальневосточного региональных центров и предложено определиться со своим дальнейшим служебным предназначением. Ичетовкиным по результатам беседы принято решение о дальнейшем прохождении службы и дано согласие на назначение на должность начальника отдела материально-технического обеспечения управления МТО Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю. Истцу также разъяснено, что при принятии им решения о продолжении службы вопрос назначения его на выбранную им должность будет рассматриваться на ЦАК МЧС России.

Истцом в материалы дела представлен рапорт с просьбой о рассмотрении возможности его дальнейшего прохождении службы в должности начальника отдела материально-технического обеспечения управления МТО Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 28.12.2016 с отметкой о его согласовании (л.д.33).

Согласно сведениям Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.06.2017 № 11921 вышеуказанная должность являлась вакантной.

Вместе с тем, истец был уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России на основании п. 1.9 приказа Уральского РЦ МЧС России № 23-НС с 20.03.2017 по п. 11 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 № ФЗ-141 в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником.

Согласно п. 11 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ контракт может быть расторгнут и сотрудник федеральной противопожарной службы может быть уволен со службы в федеральной противопожарной службы в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником. В соответствии с ч. 6 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 14-ФЗ расторжение контракта по основанию, предусмотренному п. п 8, 11 или 12 ч. 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника федеральной противопожарной службы от перевода на иную должность в федеральной противопожарной службе.

При упразднении (ликвидации) подразделения или сокращении замещаемой сотрудником должности руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченный руководитель уведомляет в письменной форме сотрудника федеральной противопожарной службы о предстоящем увольнении со службы в федеральной противопожарной службе не позднее чем за два месяца до его увольнения (п. 5 ст. 36 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 18.12.2007 N 867-0-0, работодатель в целях осуществления эффективной деятельности организации и рационального управления имуществом (ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации) вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации, при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против возможного произвольного увольнения.

К числу гарантий трудовых прав, направленных против возможного произвольного увольнения граждан с работы, в частности в связи с сокращением штата работников, относится необходимость соблюдения работодателем установленного порядка увольнения: о предстоящем увольнении работник должен быть предупрежден работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения; одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся у него работу (как вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья.

При сокращении должностей в федеральной противопожарной службе правоотношения с сотрудником федеральной противопожарной службы, замещающим сокращаемую должность, продолжаются случае: предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования стажа службы в федеральной противопожарной службе (выслуги лет) или стажа (опыт; работы по специальности возможности замещения иной должности в федеральной противопожарной службе; направления сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам (ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 23.05.2016 N 14 ФЗ). Лишь в случае отказа от предложенной для замещения иной должности федеральной противопожарной службе, либо от направления на обучение дополнительным профессиональным программам сотрудник федеральной противопожарной службы освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в федеральной противопожарной службе (ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 23.05.2016 года N 141-ФЗ).

Судом установлено, что истцом дано согласие на его перевод на должность начальника отдела материально-технического обеспечения управления МТО Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, в связи с чем не допускалось увольнение истца по п. 11 ч. 2 ст. 83 указанного Федерального закона ввиду наличия возможности его перевода на другую должность.

Условия и порядок перевода сотрудника противопожарной службы предусмотрены ст. 30 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 30 названного закона под переводом сотрудника, федеральной противопожарной службы по службе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, на иную должность считается его перевод на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования или научную организацию федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности на обучение по очной форме обучения, который допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Должность в федеральной противопожарной службе считается вышестоящей, если для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в федеральной противопожарной службе, а при равенстве специальных званий - более высокий должностной оклад (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ).

Должность в федеральной противопожарной службе считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в федеральной противопожарной службе (ч. 4ст. 30 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ).

Должность в федеральной противопожарной службе считается нижестоящей, если для нее предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в федеральной противопожарной службе, а при равенстве специальных званий - более низкий должностной оклад (ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 30 указанного закона перевод сотрудника федеральной противопожарной службы на вышестоящую должность рядового, младшего, среднего или старшего начальствующего состава производится по результатам аттестации и (или) конкурса, кроме случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность осуществляется из кадрового резерва, в котором он состоял в соответствии со ст. 79 настоящего Федерального закона

Согласно ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 141-ФЗ в течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи (двухмесячный срок предупреждения об увольнении), в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделении проводится внеочередная аттестация сотрудников федеральной противопожарной службы в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации сотрудникам могут быть предложены для замещения в порядке перевода иные должности.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Аналогичные положения предусмотрены и подл, «а» п. 3 ч. 4 ст. 33 Федерального закона № 141-ФЗ, согласно которому внеочередная аттестация сотрудника федеральной противопожарной службы проводится по предложению уполномоченного руководителя при рассмотрении вопросов о переводе сотрудника в случае, установленном частью 6 статьи 36 настоящего Федерального закона, то есть при сокращении должностей федеральной противопожарной службы.

Аттестация проводится, как правило, в присутствии сотрудника федеральной противопожарной службы. В случае неявки на аттестацию без уважительных причин или отказа от аттестации сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьями 49 и 51 настоящего Федерального закона, а его аттестация переносится (ч. 10 ст. 33 Федерального закона № 141-ФЗ).

При проведении аттестации непосредственный руководитель (начальник сотрудника федеральной противопожарной службы) подготавливает мотивированный отзыв о выполнении сотрудником своих служебных обязанностей с предложениями к аттестационной комиссии. С указанным отзывом сотрудник должен быть ознакомлен не менее чем за пять календарных дней до проведения аттестации (ч. 11 ст. 3 Федерального закона N 141-ФЗ).

Для проведения аттестации ЦАК МЧС России 12.01.2017 Сибирским региональным центром МЧС России направлен лишь список личного состава Уральского регионального центра МЧ России, предлагаемого к перемещению в рамках проводимых мероприятий по ликвидации. Мотивированный отзыв о выполнении истцом своих служебных обязанностей с предложениями для аттестационной комиссии не направлялся.

Согласно ч. 12 ст. 33 Федерального закона ФЗ-141-ФЗ, рекомендации аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием. Обсуждение голосование проводятся при наличии не менее двух третей членов аттестационной комиссии. Сотрудник федеральной противопожарной службы признается соответствующим замещаемой должности, если за это решение проголосовало не менее половины членов аттестационной комиссии, принимавших участие в ее заседании. Результаты голосования определяются большинством голосов. При равенстве голосов сотрудник федеральной противопожарной службы признается соответствующим замещаемой должности. Рекомендации аттестационной комиссии оформляются протоколом, который подписывается всеми членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в заседании.

По результатам аттестации сотрудника федеральной противопожарной службы аттестационная комиссия принимает одну из следующих рекомендаций:

- сотрудник соответствует замещаемой должности;

- сотрудник соответствует замещаемой должности и рекомендуется для назначения на вышестоящую должность;

- сотрудник соответствует замещаемой должности и подлежит включению в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности;

- аттестацию сотрудника следует перенести на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника), либо для получения сотрудником дополнительного профессионального образования с последующим переводом на иную должность или без такового;

- сотрудник не соответствует замещаемой должности и подлежит переводу на нижестоящую должность;

- сотрудник не соответствует замещаемой должности и подлежит увольнению со службы в федеральной противопожарной службе (ч. 13 ст. 33 Федерального закона № 141-ФЗ).

В протоколе заседания аттестационной комиссии от 22.03.2017 результаты голосования членов ЦАК МЧС России не отражены.

Сведения о рассмотрении кандидатуры Ичетовкина А.А. к переводу на вышеуказанную должность отсутствуют, не принято никакой рекомендации в отношении истца в части его соответствия предложенной к замещению должности. Не представлен в материалы дела и аттестационный лист на истца, с данным аттестационным листом истец не был ознакомлен в нарушение ч. 14 ст. 33 Федерального закона № 141 -ФЗ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что порядок увольнения истца по п. 11 ч. 2 ст. 83 Федерального закона № 141-ФЗ ответчиками был нарушен не только в части преждевременного вынесения приказа о его увольнении до заседания ЦАК МЧС России 22.03.2017, но и в части проведения в отношении него аттестации на замещение предложенной вакантной должности.

При таких обстоятельствах, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Ичетовкина А.А. о признании незаконным и отмене приказа Председателя Ликвидационной комиссии Уральского регионального центра МЧС России по Свердловской области от 20.03.2017 № 23-НС 1 в части его увольнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 394 ТК РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Суд приходит к выводу о восстановлении истца в ранее занимаемой должности старшего специалиста отдела капитального строительства (и эксплуатации основных фондов) управления материально-технического обеспечения Уральского регионального центра Министерства Российской Федерации по дедам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 21.03.2017, то есть со следующего дня после даты увольнения 20.03.2017.

В силу ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконными орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Согласно представленной ответчиком справке денежное довольстве Ичетовкина А.А. составило 60000 рублей в месяц (л.д. 126).

Суд удовлетворяет требования о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула за период с 21.03.2017 года по 29.08.2017 года в сумме 83296 рублей 00 копеек ( за вычетом уже полученных сумм).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 63 Постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового, кодекса Российской Федерации" суд в силу ст. 21 и ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требования работника (сотрудника) о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе, и, при нарушении его имущественных прав.

Ответчиком допущены нарушения трудовых прав истца, выраженные в незаконном лишении возможности трудиться и получать за этот период денежное довольствие в полном объеме, будучи уволенным, истец был вынужден доказывать незаконность своего увольнения.

Учитывая характер причиненных истцу нравственных страданий, руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд полагает подлежащей взысканию компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Ичетовкина Андрея Александровича к Сибирскому региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о восстановлении на службе в прежней должности, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконным увольнение Ичетовкина Андрея Александровича из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Восстановить Ичетовкина Андрея Александровича на службе в ранее замещаемой должности старшего специалиста отдела капитального строительства (и эксплуатации основных фондов) управления материально-технического обеспечения Уральского регионального центра Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 21.03.2017 года.

Взыскать с Сибирского регионального центра Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу Ичетовкина Андрея Александровича денежное довольстве за время вынужденного прогула за период с 21.03.2017 года по 29.08.2017 года в сумме 83296 рублей 00 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей 00 копеек.

Решение в части восстановления Ичетовкина Андрея Александровича в должности старшего специалиста отдела капитального строительства (и эксплуатации основных фондов) управления материально-технического обеспечения Уральского регионального центра Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья: