Решение суда о признании права на получение пособия по уходу за ребенком и компенсации морального вреда № 2-3744/2017 ~ М-3471/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

дело № 2-3744/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2017 года                                город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Рыбакова Р.В.,

при секретаре Назаровой К.Г.,

с участием истца Малаховой А.И.,

представителя ответчика по доверенности Даниловой О.В.,

представителя третьего лица по доверенности Черных Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малаховой А.И. к государственному автономному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании права на получение пособия по уходу за ребенком и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    Малахова А.И. обратилась в Октябрьский районный суд города Саратова с иском к ГАУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании права на получение пособия по уходу за ребенком и компенсации морального вреда.

Требования истца мотивированы тем, что она состояла на государственной гражданской службе в Территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области. Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» Федеральная служба финансовобюджетного надзора (далее служба) была упразднена, данным же указом Правительству Российской Федерации поручено провести ликвидацию указанной службы. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» закреплено создание ликвидационной комиссии и проведение ликвидационных мероприятий. С <дата> по <дата> она находилась в отпуске по беременности и родам. <дата> с ней был расторгнут служебный контракт в связи с ликвидацией Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области. Расторжение служебного контракта произошло в период нахождения в отпуске по беременности и родам. Она обратилась в ГАУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», с пакетом документов для получения пособия по уходу за ребенком. С <дата> ей было назначено пособие в размере 2 908 рублей 62 копейки. Не согласившись с размером пособия, она направила обращение в ГАУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» с требованием о перерасчете пособия в соответствии с абзацем 4 статьи 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией в разме 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам). Из Комитета пришел отказ в перерасчете пособия по причине того, что в трудовой книжке была сделана запись об увольнении в связи с упразднением государственного органа, а не в связи с ликвидацией организации. Считает решение ГАУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» о не применении абзаца 4 статьи 15 Федерального закона от <дата> № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» противоречит закону и нарушает ее права. На основании изложенного просила признать за ней право на получение пособия по уходу за ребенком в соответствии с абзацем 4 статьи 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с <дата>. Взыскать с ГАУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Истец Малахова А.И. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Данилова О.В. и представитель третьего лица Министерства социального развития Саратовской области по доверенности Черных Е.С исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 17, 32-34).

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы, установил следующие обстоятельства.

Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена, ее полномочия как органа валютного контроля переданы Федеральной налоговой службе и Федеральной таможенной службе. Полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, переданы Федеральному казначейству.

Приказом Минфина России от 10 февраля 2016 г. № 47 были ликвидированы территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

С <дата> Малахова А.И. работала главным специалистом-экспертом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области.

<дата> Малахова А.И. родила ребенка (л.д. 30).

В период с <дата> по <дата> Малахова А.И. находилась в отпуске по беременности и родам (л.д. 10, 13-14).

<дата> Малахова А.И. уволена на основании п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» в связи с упразднением государственного органа, что подтверждается приказом № от <дата> (л.д. 12), копией трудовой книжки (л.д. 24-29).

В силу п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае упразднения государственного органа.

Нормами Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не предусмотрено увольнение работника в связи с ликвидацией государственного органа.

Частью 7 ст. 11 ТК РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу положений ст.ст. 21, 22 ТК РФ, работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, иными федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации.

Анализируя порядок увольнения работников при ликвидации организации и гарантии, предоставленные им законом, суд приходит к выводу, что увольнение гражданского служащего по основанию упразднения государственного органа фактически соответствует основанию увольнения в связи с ликвидацией организации.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления такого отпуска, до достижения ребенком возраста полутора лет.

В силу абз. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе, матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций.

В соответствии с положениями абз. 4 ст. 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах: 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), - лицам, указанным в абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 рублей.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 39).

Таким образом, Малахова А.И. имеет право на получение пособия по уходу за ребенком на основании абз. 4 ст. 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

<дата> Малахова А.И. обратилась в ГАУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», с пакетом документов для получения пособия по уходу за ребенком (л.д. 31).

С <дата> Малаховой А.И. назначено пособие в размере 2 908 рублей 62 копейки, без учета положений абз. 4 ст. 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

<дата> Малахова А.И. обратилась в ГАУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» с заявлением о перерасчете пособия, однако в удовлетворении данного заявления было отказано.

Так как Малаховой А.И. было отказано в перерасчете пособия (оспорено ее право на получение пособия), то за ней в судебном порядке подлежит признанию право на получение пособия по уходу за ребенком в соответствии с абзацем 4 статьи 15 Федерального закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», начиная с <дата> (дня назначения пособия).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и другие.

В исковом заявлении, а также в процессе судебного разбирательства Малаховой А.И. не обосновано и ею не предоставлены доказательства, причинения ему морального вреда, отказом в перерасчете пособия по уходу за ребенком.

С учетом установленных по делу обстоятельств, положений действующего законодательства, статей 151, 1100, части 2 статьи 1070 ГК РФ суд приходит к выводу о том, что оснований для взыскания в пользу истца с ответчика компенсации морального вреда не имеется и считает необходимым в удовлетворении данной иска в отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

исковые требования Малаховой А.И. к государственному автономному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании права на получение пособия по уходу за ребенком и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать за Малаховой А.И. право на получение пособия по уходу за ребенком в соответствии с абзацем 4 статьи 15 Федерального закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», начиная с <дата>.

В удовлетворении иска о компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.

Судья:                 (подпись)                    Р.В. Рыбаков

В окончательной форме решение суда изготовлено 18 августа 2017 года.