Решение суда о признании дискриминацией действий ответчика по невыплате премии, взыскании премий, процентов за несвоевременную выплату премий, компенсации морального вреда № 2-1512/2017 ~ М-1308/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-1512/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2017 года г.Барнаул

Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Л.С. Авсейковой

при секретаре Е.В.Инюшиной

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску К. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о признании дискриминацией действий ответчика по невыплате премии, взыскании премий, процентов за несвоевременную выплату премий, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

К. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о признании дискриминацией действий ответчика по невыплате премии, взыскании премий, процентов за несвоевременную выплату премий, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указывает, что состоял на государственной гражданской службе в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в должности главного специалиста-эксперта отдела регистрации прав на объекты недвижимости нежилого назначения и земельные участки с ДД.ММ.ГГГГ Приказом №-К от ДД.ММ.ГГГГ к нему было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Не согласившись с ним, он в декабре 2016 г. обжаловал его в Октябрьский районный суд к этому же ответчику о признании незаконным приказа о дисциплинарном взыскании. В указанном процессе рассматривалась, в том числе, правомерность лишения его премии по итогам работы за сентябрь, октябрь 2016 г., а также снижение на 50% премии за ноябрь 2016 г. Поскольку с ноября 2016 г. премия ему выплачивалась частично, а с декабря 2016 г. - в полном размере, суд посчитал последствие в виде лишения премии за указанный период адекватным примененному к нему дисциплинарному взысканию. Однако после этого ему не начислена и не выплачена премия за январь, февраль, март, апрель и май 2017 г. Никаких официальных объяснений по этому поводу он не получил. Полагал, что лишение его премии связано именно с тем, что он обратился в суд с указанным выше иском к работодателю.

Полагал, что систематическое лишение премии является способом преследования его со стороны работодателя за его убеждения, ведь ранее ни один действующий сотрудник Управления не обращался в суд за защитой своих трудовых прав. Данные действия носят дискриминационный характер и в силу положений п. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. 3 Трудового кодекса РФ незаконны. Незаконными действиями работодателя ему причинен моральный вред, который выразился в следующем. От его заработка в решающей степени зависит благосостояние его и его семьи. В результате неправомерных действий работодателя, лишившего существенной части заработка в течение длительного времени, он и его семья лишены возможности вести привычный образ жизни, вынуждены отказывать себе в элементарных удобствах, отказываться от привычных покупок в связи с экономией денежных средств, прибегать к займу денежных средств у родственников и знакомых, испытывая при этом безусловный дискомфорт. В связи с постоянным стрессом у него развилось заболевание невралгической природы, в связи с чем, он более двух недель испытывал непрерывную физическую боль. Выданная ему при увольнении справка от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждает, что в течение 2015-2016 г.г. у него не было ни одного дня временной нетрудоспособности. Не было их и ранее, за весь период работы у ответчика. Внезапно возникшее заболевание связано только с переживаниями по поводу гонений на работе. В связи с заболеванием ему было назначено лечение, расходы на приобретение лекарственных средств составили 2038,5 руб. Причиненный моральный вред оценил в 50 000 руб.

В последующем утонил исковые требования и просил признать дискриминацией в сфере труда действия ответчика по невыплате премии по итогам работы за январь, февраль, март 2017 года, взыскать с ответчика невыплаченную премию за февраль 2016 года в сумме 2611,08 руб., за май 2016 года -15666,45 руб., за январь 2017- года 5529,35 руб., за февраль 2017 года-5222,15 руб., за первый квартал 2017 года в сумме 15666,45 руб., всего в сумме 44695,48 руб., взыскать в его пользу проценты за несвоевременную выплату премий в сумме 6347,53 руб., в счет компенсации морального вреда 50000 рублей.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

С иском истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.Ходатайства о восстановлении срока не заявлял.

В силу ст. 198 ГПК РФ, пропуск срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Истец в судебном заседании поддержали иск по основаниям, изложенным в нем, просили его удовлетворить.

Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, поддержала письменный отзыв на иск, а так же дополнения к нему. Пояснила, что никакой дискриминации в сфере труда в отношении бывшего главного специалиста-эксперта К. не было со стороны Управления. Управлением не нарушено как трудовое законодательство, так и законодательство государственной гражданской службы, в части выплаты премий государственным гражданским служащим. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу 2-487/2017 Октябрьского районного суда, уже была дана оценка о невыплате истцу премий (абзац 2,3 с. 12 решения по делу 2-487/2017). «Суд полагает, что решение работодателя о невыплате премии истцу являлось правом работодателя. При этом данное решение работодателем было принято в рамках данных ему полномочий». Кроме того, полагала, что истцом пропущен трех месячный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом.

Под дискриминацией в сфере труда по смыслу статьи 1 Конвенции Международной организации труда 1958 года N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий и статьи 3 ТК РФ следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса Российской Федерации), помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

В силу ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

В силу статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Таким образом, приведенными выше нормами Конституции Российской Федерации и федеральных законов гарантировано право работника на получение справедливой заработной платы без каких-либо ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с его деловыми качествами, своевременно и в полном объеме в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, в равном размере по сравнению с другими работниками, которому корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

Указанный вывод в полной мере относится и к такому элементу заработной платы как стимулирующие выплаты, включая надбавки стимулирующего характера, определяемые трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, которые не должны противоречить нормам трудового законодательства и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.

Реализация закрепленного в Конституции Российской Федерации права на вознаграждение за труд в условиях рыночной экономики предполагает возможность сторон трудового соглашения самостоятельно определять размер оплаты труда. В качестве критериев для определения размера оплаты труда указывается в соответствии с законом количество затраченного работником труда (личный трудовой вклад) и его качество, определяемое квалификацией работника и сложностью выполняемой им работы. При этом признается право каждого на вознаграждение, обеспечивающее как минимум, всем трудящимся справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.

В развитие указанных положений ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации гарантировано право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а в ст. 22 кодекса установлена обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации установлен принцип оплаты по труду - заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

При этом исходя из положений ст. ст. 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата, представляющая собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, включая надбавки стимулирующего характера, устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, доплат и надбавок стимулирующего характера, разработанными в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и учитывающими единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры.

В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно ст. 3 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004г. N 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 15 названного Закона гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

Гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне (ст. 18 указанного Закона).

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа (ст. 47 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004г. N 79-ФЗ).

Согласно ст. 56 указанного Закона служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Установлено, что К. с 26.01.2015г. занимал должность государственной гражданской службы Российской Федерации- главный специалист-эксперт отдела регистрации прав на объекты недвижимости нежилого назначения и земельные участки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, что следует из служебного контракта №315\2015 от 26.01.2015г. на (л.д.6-9). В названном контракте предусмотрено, что гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из месячного оклада с присвоенным классным чином государственной гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за проведение правовой экспертизы, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Премии за выполнение особо важных заданий истцу выплачивается в соответствии с Положением, утвержденным руководителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, реестра и картографии по Алтайскому краю.

Указанные в служебном контракте истца премии не установлены в твердом размере и не являются гарантированной частью денежного содержания и зависят от наличия условий, предусмотренных в актах, которыми установлены премии. Приказом Росреестра от 27.12.2011 N П/534 утверждено Положение о порядке премирования и поощрения федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Положение).

Согласно п. 1.1. Положения премирование федеральных государственных гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий при подведении итогов работы управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата и территориальных органов за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год).

Пункт 1.3 названного Положения предусматривает, что при принятии решения о премировании федеральных государственных гражданских служащих учитывается следующее: личный вклад гражданского служащего в обеспечение выполнения задач и реализации функций, возложенных на Росреестр; степень сложности выполнения федеральным государственным гражданским служащим заданий, эффективности достигнутых результатов за определенный период работы; оперативность и профессионализм федерального государственного гражданского служащего в решении вопросов, входящих в его компетенцию, в подготовке документов, выполнении поручений; своевременное, добросовестное и качественное выполнение обязанностей, предусмотренных должностным регламентом, и соблюдение служебного распорядка Росреестра выполнение норм выработки (в случае их установления). В названном пункте предусмотрено, что вопрос о выплате премии федеральным государственным гражданским служащим, имеющим дисциплинарное взыскание, решается руководителем Росреестра (руководителем территориального органа Росреестра).

Выплата премий производится в пределах лимитов бюджетных обязательств на оплату труда, доведенных Росреестру на соответствующий финансовый год. Размер премии максимальными размерами не ограничивается. (п. 2.2. Положения).

Решение о выплате, размере премий и единовременного поощрения в отношении федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Росреестра принимается их руководителями (пп. б. п. 1.5 Положения).

Приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю №-К от 16.09.2016г. к главному специалисту-эксперту отдела регистрации прав на объекты недвижимости нежилого назначения на земельные участки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю К. применено дисциплинарное взыскание-замечание. Основанием наложения взыскания послужило ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, установленных п.п.3.27 должностного регламента, по проведению правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, на предмет их соответствия законодательству РФ, проверке наличия оснований для отказа в государственной регистрации прав, принятию по результатам проведенной правовой экспертизы решения об отказе в государственной регистрации прав, что повлекло необоснованную регистрацию права собственности А. на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу <адрес>.

Приказом №-Л/С от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ с К. прекращено действие служебного контракта, и он освобожден от замещаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы в Управлении, по собственному желанию.

Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от 14.02.2017г. в удовлетворении иска К. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о признании заключения по результатам служебной проверки незаконным, признании незаконными приказов, признании незаконным решение о невыплате премии, взыскании премии, компенсации морального вреда отказано.

Судебная коллегия Алтайского краевого суда решение Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, а апелляционную жалобу истца без удовлетворения.

Согласно данного Положения премирование федеральных гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий при подведении итогов работы за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год).

При принятии решения о премировании учитывается: личный вклад гражданского служащего в обеспечение выполнение задач и реализации функций, возложенных на Росреестр, степень сложности выполнения заданий, эффективности достигнутых результатов за определенный период работы, оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в его компетенцию, своевременное, добросовестное и качественное выполнение обязанностей, предусмотренных должностных регламентом.

Согласно п. 1.5. данного Положения решение о выплате, размере премий принимается руководителем территориального органа Росреестра.

В соответствии с Положением вопрос о выплате премии федеральным гражданским служащим территориальных органов Росреестра, имеющим дисциплинарное взыскание, решается руководителем территориального органа Росреестра.

Так же согласно п. 10.13 Положения об Управлении по Алтайскому краю, Руководитель Управления принимает решение о выплате премий (Положение об Управлении по Алтайскому краю утверждено Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №П/0263).

Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации, поощрение работников за добросовестный эффективный труд, является правом работодателя.

Требуемая истцом премия за февраль 2016 г. выплачивалась работникам ответчика на основании приказа руководителя ответчика № л\с от ДД.ММ.ГГГГг. изданном на основании протокола совещания при руководителе Управления от 03.03.2016г. № предложений заместителя руководителей, служебных записок руководителей структурных подразделений. Из названного протокола оперативного совещания следует, что было принято решение не премировать истца на основании служебной записки начальника регистрации прав на объекты недвижимости нежилого назначения и земельные участки.

В предложении руководителю начальник отдела, в котором работал истец, от 26.02.2017г. указано, что в феврале истец ненадлежащим образом выполнил свои должностные обязанности, что выразилось в несвоевременной передаче зарегистрированного пакета принятых документов на выдачу.

Премия за май 2016 года на основании приказа руководителя ответчика № л\с от ДД.ММ.ГГГГг. изданном на основании протокола совещания при руководителе Управления от 03.06.2016г. предложений заместителя руководителей, служебных записок руководителей структурных подразделений. Начальником отдела, в котором работал истец, ДД.ММ.ГГГГ было подано предложение не выплачивать премию истцу в связи с тем, что он допустил техническую ошибку при оформлении документов.

Премия за январь 2017года на основании приказа руководителя ответчика № л\с от ДД.ММ.ГГГГг. изданном на основании протокола совещания при руководителе Управления от 07.02.2017г. № предложений заместителя руководителей, служебных записок руководителей структурных подразделений.

Премия за февраль 2017года на основании приказа руководителя ответчика № л\с от ДД.ММ.ГГГГг. изданном на основании протокола совещания при руководителе Управления от 03.03.2017г. № предложений заместителя руководителей, служебных записок руководителей структурных подразделений.

Премия за 1 квартал 2017года выплачивалась на основании приказа руководителя ответчика № л\с от ДД.ММ.ГГГГг. изданном на основании протокола совещания при руководителе Управления от 28.03.2017г. № предложений заместителя руководителей, служебных записок руководителей структурных подразделений. В названном протоколе совещания указано, что принято решение о невыплате лицам, имеющим дисциплинарные взыскания не выплачивать премию.

Премия за январь, февраль 2017 года и 1 квартал 2017года истец не был премирован в связи с тем, что он имел действующее дисциплинарной взыскание.

В феврале и мае 2016г. истец не поощрялся, поскольку у него имели место упущения в работе.

Принятые руководителем ответчика решения о не поощрении истца являются реализацией права при оценке трудовой деятельности истца за спорные периоды.

Суд полагает, что решения работодателя о не поощрении истца в спорный период времени были обусловлены оценкой трудовой деятельности истца, наложенным на него взысканием и являлась реализацией права работодателя в рамках данных ему полномочий.

В связи, с чем требование истца о признании дискриминацией действий ответчика по невыплате премии, взыскании премий, процентов за несвоевременную выплату премий, не подлежит удовлетворению.

Поскольку судом не установлено нарушения трудовых прав истца, то отсутствуют и основания для компенсации морального вреда, предусмотренного ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В иске К. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о признании дискриминацией действий ответчика по невыплате премии, взыскании премий, процентов за несвоевременную выплату премий, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.С. Авсейкова