Решение суда о взыскании недоимки, страховых взносов, пеней и штрафов № 2а-4816/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 2А-4816/2017

г. Тюмень 10 августа 2017 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Гариповой Е.А.,

при секретаре Голошубиной В.Р.,

с участием административного истца,

представителя административного ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Важениной Г.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тюмени Тюменской области о признании незаконным и отмене постановления о взыскании недоимки, страховых взносов, пеней и штрафов,

УСТАНОВИЛ:

    Административный истец Важенина Г.И. обратилась в суд к административному ответчику с иском о признании незаконным и отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафа за счет имущества Важениной Г.И. в общей сумме 36101 руб. 83 коп. Требование мотивировано тем, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ с Важениной Г.И. взысканы страховые взносы в размере 36101 руб. 83 коп. Данное решение Важенина Г.И. находит незаконным, поскольку ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и поставлена на учет по месту жительства в городе <данные изъяты> в ИФНС России № города <данные изъяты> Тюменской области. Впоследствии с учета в ИФНС России № города <данные изъяты> Тюменской области снялась и поставлена на учет в качестве адвоката. Предпринимательскую деятельность не осуществляла с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ДД.ММ.ГГГГ.

    Административный истец Важенина Г.И. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

    Представитель административного ответчика Попова А.С., действующая на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 114) с требованиями Важениной Г.И. не согласилась, просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 30).

    Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования Важениной Г.И. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно пункту 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу статьи 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 г. N 211-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе, обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.

Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом, данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 г. N 211-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе, обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.

Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом, данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.

В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратившего силу с 01.01.2017 года) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.

Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" территориальные органы ПФР осуществляют регистрацию страхователей на основании сведений представленных регистрирующим налоговым органом.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ (части 2, 3 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ).

Взыскание страховых взносов производится в силу части 2 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов.

Согласно части 3 указанной статьи до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Положения, предусмотренные данной статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, взимаемых в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом (ч. 11 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Важенина Г.И. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Тюменской области. ДД.ММ.ГГГГ Важенина Г.И. поставлена на учет в ГУ УПФ РФ в городе <данные изъяты> Тюменской области как плательщик страховых взносов (л.д. 134).

В связи с переездом в город Тюмень, ДД.ММ.ГГГГ Важенина Г.И. была снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Тюменской области (л.д. 134).

ДД.ММ.ГГГГ Важенина Г.И. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС по г. Тюмени №, а ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в ГУ УПФ РФ в городе Тюмени Тюменской области (л.д. 135).

В связи с перерегистрацией и выездом в город <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ Важенина Г.И. снята с учета ИФНС по г. Тюмени №, а также ГУ УПФ РФ в городе Тюмени Тюменской области (л.д. 135).

ДД.ММ.ГГГГ Важенина Г.И. поставлена на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Тюменской области, а ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о прекращении деятельности Важениной Г.И. в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения (л.д. 138).

Данные сведения подтверждаются также Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 136-138, 140-143).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Важенина Г.И. осуществляла свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя как в городе Тюмени, так и в городе <данные изъяты> Тюменской области, при чем, с ДД.ММ.ГГГГ до прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ДД.ММ.ГГГГ), Важенина Г.И. осуществляла свою деятельность на территории город Тюмени.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника УПФР в городе Тюмени и Тюменской области вынесено постановление о взыскании с Важениной Г.И. задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов, всего на сумму 40027 руб. 30 коп. (л.д. 36-37).

Как следует из требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ, указная задолженность сложилась по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, за 2013 год (л.д. (л.д. 33-35).

Как следует из сообщения МИФНС России № по Тюменской области, ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление Важениной Г.И. о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 11, 112), при этом, в ноябре - декабре 2004 года подобных заявлений от Важениной Г.И. не поступало.

Согласно уведомлению МИФНС России № по Тюменской области, ДД.ММ.ГГГГ, Важенина Г.И. поставлена на учет в качестве <данные изъяты>, осуществляющего свою деятельность в <данные изъяты> (л.д. 10).

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными действий должностных лиц необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Исследовав указанные документы, судом установлено, что с заявлением о постановке на учет в качестве адвоката Важенина Г.И. обратилась в МИФНС № по Тюменской области, расположенной в городе <данные изъяты>, при этом в МИФНС России № по Тюменской области, расположенной в городе Тюмени, с заявлением о прекращении ее деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в ДД.ММ.ГГГГ она не обращалась. Поскольку с указанным заявлением она обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, до указанного периода ей начислялись страховые взносы, штрафы и пени.

Каких-либо сведений об исполнении административным истцом возложенных на него обязательств по уплате страховых взносов, а также погашения задолженности по ним, в том числе после прекращения статуса индивидуального предпринимателя не имеется.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в МИНС России № по Тюменской области Важенина Г.И. прекратила регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя лишь ДД.ММ.ГГГГ, оснований для признания постановления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и его отмене у суда не имеется. Процедура и сроки взыскания недоимки налоговым органом соблюдены. В связи с указанным, суд отказывает в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

Поскольку при рассмотрении данного дела, совокупности двух необходимых условий для признания действий государственного органа не установлено, суд считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. ч. 7, 8 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из материалов дела, административным истцом обжалуется постановление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), однако административное исковое заявление подано в суд только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

Из административного искового заявления следует, что об обжалуемом решении Важенина Г.И. узнала только ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд полагает, что нарушении требований ст. 62 КАС РФ, административным истцом не представлено бесспорных и достаточных доказательств указанным обстоятельствам, в связи с чем, удовлетворить ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока не подлежит удовлетворению.

Поскольку административным истцом пропущен срок на обращение в суд по требованиям об оспаривании действий должностных лиц, органов государственной власти, доказательств уважительности причин пропуска срока суду административным истцом, на которого возложено бремя доказывания данного обстоятельства, не представлено, учитывая, что пропуск установленного законом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, с уд считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении требований Важениной Г.И., отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2017 года.

Судья      Е.А. Гарипова