Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело №2-510/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28.02.2017г. г. Волгоград
Кировский районный суд г. Волгограда в составе:
Председательствующего судьи – Сорокиной Л.В.
При секретаре – Хзмалян К.Л.,
С участием истца Петрова А.С. и его представителя Минасян А.Г., представителей ответчика ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» Меняйловой Н.С. и Дружинина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова А.С. к ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» о признании приказа об увольнения незаконным, восстановлении на работе,
УСТАНОВИЛ:
Петров А.С. обратился в суд с иском к ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» о признании незаконным приказа ВрИО начальника управления ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» А.А. Галютина от <ДАТА> об увольнении Петрова А.С.; восстановлении Петрова А.С. на службе в органах Государственной противопожарной службы специального управления ФПС N23 МЧС РФ. Свои требования мотивирует тем, что Петров А.С. является старшим сержантом внутренней службы, с <ДАТА>. по <ДАТА>. проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС РФ, на момент увольнения занимал должность старшего пожарного Специально-пожарной части N53 СУ ФПС N23 МЧС РФ. 26.10.2016г. между истцом и ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» был заключен срочный контракт на неопределенный срок. <ДАТА> Петрову А.С. было вручено уведомление об увольнении из федеральной противопожарной службы, в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 83 ФЗ от 23.05.2016г. №141 «О службе в федеральной противопожарной службе и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» по причине достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе, без его согласия и без указания причин, подтверждающих невозможность дальнейшего прохождения службы. Указывает, что <ДАТА> Петровым А.С. был подан рапорт на имя ВрИО начальника управления ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России», в котором он изъявил желание продлить контракт еще на 5 лет, в связи с тем, что он полностью удовлетворяет требованиям ч. 3 ст. 90 ФЗ от 23.05.2016г. №141 «О службе в федеральной противопожарной службе и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и желает продолжать нести службу, кроме того, до выхода его на пенсию ему не хватает именно 5 лет. <ДАТА>. ВрИО начальника управления ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» в ответе на данный рапорт указал, что для разрешения вопроса о заключении нового контракта необходимо прохождение ВВК. <ДАТА> Петрову А.С. было выдано направление № на медицинское освидетельствование в МСЧ МВД России по Волгоградской области, для прохождения военно-врачебной комиссии. Указывает, что после предъявления направления №136 на медицинское освидетельствование в МСЧ МВД России по Волгоградской области, руководитель МСЧ МВД России по Волгоградской области сообщил истцу, что для прохождения ВВК он должен предоставить ходатайство от ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России». <ДАТА> Петров А.С. написал рапорт на имя ВрИО начальника управления ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России», с просьбой выдать ходатайство для прохождения военно-врачебной комиссии. <ДАТА> Петрову А.С. вручен ответ на рапорт истца от <ДАТА>., о том, что выдача ходатайства действующим законодательством не предусмотрено. Считает, что по данной причине он не допущен ВВК к прохождению медицинского освидетельствования. <ДАТА> Петров А.С. был уволен из ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России», затем приказ об увольнении был изменен и Петров А.С. был уволен <ДАТА>. Считает, приказ об увольнении от 21.12.2016г. незаконным.
Определением Кировского районного суда г. Волгограда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика было привлечено ФКУЗ «МСЧ МВД России по Волгоградской области».
Истец Петров А.С. и его представителя Минасян А.Г. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представители ответчика ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» Меняйлова Н.С. и Дружинин А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица привлечено ФКУЗ «МСЧ МВД России по Волгоградской области» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Как следует из ст. 2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников; обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
Согласно ст. 3 ТК РФ, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Согласно п.2 ч. 1 ст. 83 ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", контракт прекращается и сотрудник федеральной противопожарной службы может быть уволен со службы в федеральной противопожарной службе: по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе, установленного статьей 90 настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что Петров А.С. является старшим сержантом внутренней службы, с <ДАТА>. по <ДАТА>. проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС РФ, на момент увольнения занимал должность старшего пожарного Специально-пожарной части N53 СУ ФПС N23 МЧС РФ.
<ДАТА>. между истцом и ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» был заключен срочный контракт о службе в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России на неопределенный срок, до достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе. Контракт не оспорен.
<ДАТА> Петрову А.С. было вручено уведомление об увольнении из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 83 ФЗ от 23.05.2016г. №141 «О службе в федеральной противопожарной службе и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» по причине достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе.
<ДАТА> Петровым А.С. был подан рапорт на имя ВрИО начальника управления ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России», в котором он изъявил желание продлить контракт еще на 5 лет, в связи с тем, что он полностью удовлетворяет требованиям ч. 3 ст. 90 ФЗ от 23.05.2016г. №141 «О службе в федеральной противопожарной службе и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и желает продолжать нести службу. Однако, доказательств соответствия истца требованиям законодательства, суду не представлено.
<ДАТА>. ВрИО начальника управления ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» в ответе на данный рапорт указал, что для разрешения вопроса о заключении нового контракта необходимо похождение ВВК и предоставление медицинской справки о годности к службе в должности старшего пожарного.
<ДАТА> Петрову А.С. ответчиком было выдано направление № на медицинское освидетельствование в МСЧ МВД России по Волгоградской области, для прохождения военно-врачебной комиссии и служебная характеристика.
<ДАТА>. Петров А.С. написал рапорт на имя ВрИО начальника управления ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России», с просьбой выдать ходатайство на имя начальника ВВК по Волгоградской области, для рассмотрения прохождения им комиссии в индивидуальном порядке, для прохождения военно-врачебной комиссии.
<ДАТА>. Петрову А.С. вручен ответ на рапорт от <ДАТА>., о том, что выдача ходатайства действующим законодательством не предусмотрено.
<ДАТА>. ВрИО начальника управления ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» А.А. Галютиным был издан приказ № об увольнении Петрова А.С. из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по п.2 ч. 1 ст. 83 ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с <ДАТА>
В период с <ДАТА>. по <ДАТА> Петров А.С. находился на амбулаторном лечении, что подтверждается копиями листков нетрудоспособности, в связи с чем, приказом ВрИО начальника управления ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» А.А. Галютина от <ДАТА> были внесены изменения в абзац 1 п.1.1 приказа ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» от <ДАТА> «по личному составу» слова «<ДАТА>.» заменить на слова «по выходу с больничного», в которым Петров А.С. ознакомлен <ДАТА>
<ДАТА>. заместителем начальника ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» подполковником внутренней службы Карлиным В.Г., в присутствии старшего инспектора группы кадровой и воспитательной работы капитана внутренней службы Меняйловой Н.С. с Петровым А.С. была проведена беседа на тему увольнения из ФПС ГПС МЧС России на основании п.2 ч. 1 ст. 83 ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сообщены основания увольнения, разъяснены льготы, социальные гарантии и компенсации, что подтверждается копией листа беседы от <ДАТА> в котором имеется подпись Петрова А.С.
<ДАТА> Петрову А.С. было вручено представление к увольнению из ФПС ГПС по п.2 ч. 1 ст. 83 ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Приказом ВрИО начальника управления ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» А.А. Галютина от <ДАТА> Петров А.С. был уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по п.2 ч. 1 ст. 83 ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с <ДАТА> с данным приказом Петров А.С. был ознакомлен <ДАТА>
В силу ст. 90 ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предельный возраст пребывания на службе в федеральной противопожарной службе устанавливается для: сотрудника, имеющего иное специальное звание, - 50 лет.
По достижении сотрудником федеральной противопожарной службы предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе контракт прекращается и сотрудник увольняется со службы в федеральной противопожарной службе, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Однако, ч. 1 ст. 90 ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступает в силу с 01.01.2022г.
С сотрудником федеральной противопожарной службы, достигшим предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе, имеющим положительную последнюю аттестацию и соответствующим требованиям к состоянию здоровья сотрудников в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии, с его согласия и по его рапорту может заключаться новый контракт, но не более чем на пять лет после достижения предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" порядок прохождения службы в Государственной противопожарной службе регулируется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 03.11.2011 г. N 668.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Статьей 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации установлен предельный возраст пребывания на службе сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, они могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения 45 лет.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58В силу пунктов 21, 24 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, контракт заключается между гражданином (сотрудником) и МЧС России в лице руководителя организации МЧС России, имеющего право назначения на должность. Контракт заключается на срок, не превышающий предельного возраста нахождения на службе сотрудника, в соответствии со ст. 59 Положения. Согласно пункту 26 Инструкции сотрудники, достигшие предельного возраста, установленного статьей 59 Положения, подлежат увольнению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Положением.
В соответствии с п. "б" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по достижении предельного возраста, установленного статьей 59 Положения. В интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внутренних дел в персональном порядке и с их согласия могут быть оставлены на службе - сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальниками, которым предоставлено право назначения на должности этих сотрудников (статья 59 Положения).
Порядок увольнения сотрудников установлен статьей 60 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и разделом XYII Инструкциио порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения (статья 60 Положения). Прекращение службы в ФПС ГПС оформляется приказом (пункт 151 Инструкции). О предстоящем увольнении со службы сотрудник ставится в известность уведомлением, вручаемым сотруднику под роспись (пункт 161 Инструкции). До представления к увольнению сотрудники, по их просьбе, в установленном порядке направляются для освидетельствования на военно-врачебную комиссию с целью установления категории годности к военной службе. Заключение военно-врачебной комиссии учитывается при определении основания увольнения (пункт 163 Инструкции).
В силу п. 17.10 Инструкции, решения об оставлении сотрудников на службе сверх установленного для них предельного возраста принимаются начальниками, имеющими право назначения этих сотрудников на должность, путем утверждения персональных списков. Списки сотрудников органов внутренних дел, оставляемых на службе сверх установленного возраста, составляются кадровыми подразделениями ежегодно к 1 марта. Они составляются раздельно для сотрудников, которым срок службы продлевается впервые и повторно, на основании их рапортов и ходатайств непосредственных начальников.
В ходатайствах излагаются выводы последней аттестации, краткая характеристика деловых и нравственных качеств сотрудника, иные сведения и обстоятельства, которые могут иметь значение для принятия решения, а также указывается, до какого времени (месяц, год) предлагается оставить сотрудника на службе в органах внутренних дел.
Военно-врачебной комиссией МВД России дается оценка состояния здоровья сотрудника, свидетельствующая об отсутствии у него противопоказаний для службы в занимаемой должности.
Принятые решения об оставлении сотрудников на службе сверх установленного для них предельного возраста или отказе в этом объявляются сотрудникам лично непосредственными начальниками.
Утвержденные персональные списки направляются в кадровые подразделения по месту службы сотрудников и хранятся в установленном порядке. На основании поступивших документов в личных делах сотрудников, оставленных на службе, в раздел 10 послужного списка вносится соответствующая запись. Ходатайства и рапорта приобщаются к личным делам сотрудников.
В соответствии с п. 17.12 Инструкции, о предстоящем увольнении со службы сотрудники ставятся в известность уведомлением, вручаемым сотруднику под расписку с соблюдением сроков, установленных Положением. В случае отказа сотрудника от получения уведомления кадровым подразделением составляется об этом в установленном порядке соответствующий акт, а официальное уведомление об увольнении из уголовно-исполнительной системы направляется заказным письмом.
Кроме того, с сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы.
К участию в беседах с увольняемыми по их просьбе могут быть приглашены представители кадровых, юридических, медицинских и финансовых подразделений.
Если в ходе беседы с увольняемыми сотрудниками ставятся вопросы, которые не могут быть разрешены соответствующими учреждениями или органами уголовно-исполнительной системы, руководители, проводящие беседы, докладывают эти вопросы на решение вышестоящего прямого начальника.
В соответствии с п. 17.13 Инструкции до представления к увольнению сотрудники направляются для освидетельствования на ВВК с целью установления степени годности к военной службе. Заключения ВВК учитываются при определении основания увольнения.
На ВВК могут не направляться сотрудники, увольняемые по п. "б" ст. 58 Положения, а также по другим основаниям, в случае их отказа от освидетельствования на ВВК, оформленного рапортом на имя начальника, имеющего право увольнения этих сотрудников.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку на момент увольнения по п.2 ч. 1 ст. 83 ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Петров А.С. достиг предельного возраста пребывания на службе, порядок увольнения, установленный ст. 60 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, а также Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ответчиком был соблюден, что не оспаривается истцом, учитывая, что о предстоящем увольнении истец был уведомлен за два месяца до увольнения, с Петровым А.С. была проведена беседа, в ходе которой ему было разъяснено об основаниях увольнения, доведена информация о выслуге лет и причитающихся выплатах при увольнении, Петрову А.С. было вручено представление к увольнению из ФПС ГПС по п.2 ч. 1 ст. 83 ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", характеристика и направление на ВВК.
В соответствии с п.201 приказа МВД России от 14.07.2010 N 523 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", при направлении сотрудников на освидетельствование в ВВК представляются следующие документы: направление на медицинское освидетельствование, медицинская карта амбулаторного больного, медицинская характеристика или подробная выписка из медицинской карты амбулаторного больного.
Как следует из материалов дела, ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» Петрову А.С. было выдано направление №136 на прохождение военно-врачебной комиссии и служебная характеристика. Выдача иных документов для прохождения военно-врачебной комиссии приказом МВД России от 14.07.2010 N 523 не предусмотрено.
Доводы Петрова А.С. о том, что после предъявления направления №136 на медицинское освидетельствование в МСЧ МВД России по Волгоградской области, руководитель МСЧ МВД России по Волгоградской области сообщил истцу, что для прохождения ВВК он должен предоставить ходатайство от ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России», что по причине отсутствия ходатайства он не допущен ВВК к прохождению медицинского освидетельствования, материалами дела не подтверждаются, доказательств данных утверждений суду не представлено. Обращение в ВВК от <ДАТА> таковым доказательством не является инее свидетельствует об отказе в прохождении ВВК. Истцом действия ВВК не оспорены и доказательств соответствия состояния здоровья истца требования к его должности, не представлено.
Довод стороны истца со ссылкой на судебную практику несостоятелен, поскольку юридический прецедент не является официальным источником права в Российской Федерации, а представляет собой толкование нормы права и является примером применения этой нормы с учетом конкретных обстоятельств дела. Указанное истцом судебное решение постановлено по другим обстоятельствам и материалам дела.
Тот факт, что в приказ об увольнении Петрова А.С. от 21.12.2016г. №122-НС вносились изменения, в связи с нахождением Петрова А.С. в период с <ДАТА> по <ДАТА>. на больничном, не свидетельствуют о нарушении ответчиком процедуры увольнения истца, поскольку в соответствии с приказом от <ДАТА> Петров А.С был уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы <ДАТА> то есть по выходу истца с больничного, то есть права истца не нарушены.
Доводы стороны истца о том, что достижение предельного возраста не является обязательным условием прекращения служебного контракта, что недопустимо увольнение сотрудника по инициативе руководителя и без его согласия и без указания причин, подтверждающих невозможность дальнейшего прохождения службы, не состоятельны, поскольку противоречат требованиям законодательства, предусматривающего порядок прохождения службы. Продление срока службы сотрудника МЧС сверх установленного срока с учетом определенных в законодательстве обстоятельств или принятие решения об его увольнении в связи с достижением предельного возраста, является правом, а не обязанностью руководителя организации МЧС. Кроме того, увольнение сотрудника противопожарной службы по достижении предельного возраста, предусмотренного ст. 58 Положения, не может быть признано увольнением по инициативе руководителя, так как оно является следствием наступления юридического события - наступление определенного возраста.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 427-О-О от 22 марта 2011 года возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел, а также приравненных к ним лиц, в отношении которых вынесено решение о продлении срока оставления на службе, обусловлена характером службы и направлена на обеспечение ее эффективности. Такое правовое регулирование, предусмотренное ч. 6 ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, определяет правила применения к названным лицам общих норм об увольнении со службы с учетом того, что сотрудник органов внутренних дел, давая согласие на оставление его на службе сверх установленного предельного возраста, знает о предусмотренных законодательством основаниях увольнения со службы в органах внутренних дел, о возможности прекращения служебных отношений до истечения срока оставления на службе и соглашается на продолжение службы с учетом этих условий.
При этом, в случае прекращения служебных отношений по п. "б" ст. 58 Положения до истечения срока оставления на службе, на ответчика не возложена обязанность обосновать необходимость увольнения сотрудника, приводить причины, подтверждающие невозможность дальнейшего прохождения им службы, равно как и обязанность получить его согласие на увольнение.
Исходя из положений частей 3, 4, 5 ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации обязанность по оставлению на службе сотрудника государственной противопожарной службы, достигшего предельного срока службы, на руководителей учреждений федеральной государственной противопожарной службы не возложена.
Вместе с тем, руководителям противопожарной службы предоставлено право продлить срок службы сотрудника сверх установленного срока с учетом соблюдения следующих условий: наличие положительной аттестации работника и отсутствие медицинских противопоказаний для продолжения службы. Однако, условия о состоянии здоровья истца не соблюдены.
В соответствии с п. 160 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утвержденной приказом МЧС РФ от 03.11.2011 г. N 668, решения об оставлении сотрудника на службе сверх установленного для него предельного возраста принимаются руководителями, имеющими право назначения этих сотрудников на должность, путем утверждения персональных списков. Списки сотрудников, оставляемых на службе сверх установленного возраста, составляются кадровым подразделением ежегодно к первому марта. Они составляются раздельно для сотрудников, которым срок службы продлевается впервые и повторно, на основании их рапортов и ходатайств непосредственных руководителей. В ходатайствах излагаются выводы последней аттестации, краткая характеристика деловых и нравственных качеств сотрудника, иные сведения и обстоятельства, которые могут иметь значение для принятия решения, а также указывается, до какой даты (месяц, год) предлагается оставить сотрудника на службе в МЧС России.
Сотрудники до продления сроков службы проходят военно-врачебную комиссию по направлению кадрового подразделения в медицинском подразделении по месту их прикрепления. Военно-врачебной комиссией, в установленном порядке дается оценка состояния здоровья сотрудника, свидетельствующая об отсутствии у него противопоказаний для службы.
Принятые решения об оставлении сотрудников на службе сверх установленного для них предельного возраста или отказе (с указанием причин) в этом, объявляются сотрудникам лично непосредственными руководителями.
Утвержденные персональные списки направляются в кадровое подразделение по месту службы сотрудников и хранятся в прошитом и пронумерованном виде. На основании поступивших документов в личных делах сотрудников, оставленных на службе, в раздел 10 послужного списка вносится соответствующая запись. Материалы по продлению срока службы приобщаются к личным делам сотрудников.
Доказательства того, что Петров А.С. был включен в списки сотрудников ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России», проходящих службу сверх установленного предельного возраста, суду не представлено, то есть решение о его оставлении на службе начальником не принималось, доказательств обратного суду не представлено. Более того, Петровым А.С. в судебном заседании было подтверждено, что военно-врачебную комиссию он не прошел, заключения ВВК либо какого-либо другого документа, подтверждающего, что по состоянию здоровья Петров А.С. годен к прохождению службы в федеральной противопожарной службе, суду не представлено. Следовательно, доказательств того, что Петров А.С. удовлетворяет требованиям ч. 3 ст. 90 ФЗ от 23.05.2016г. №141 «О службе в федеральной противопожарной службе и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», материалы настоящего гражданского дела не содержат.
Как следует из приведенных выше норм права, для заключения нового контракта необходимо волеизъявление не только сотрудника, но и руководителя органов внутренних дел, так как обязанность руководителя на продление срока службы и заключение контракта с сотрудником на новый срок действующим законодательством в сфере прохождения службы в органах внутренних дел не предусмотрена. Основанием для увольнения является сам факт достижения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации определенного возраста, в связи с чем, необходимость расторжения контракта при достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе не зависит от воли сторон, а предусмотрена непосредственно в законе, соответственно конституционные права Петрова А.С. не нарушаются.
Более того, возложение в таком случае на руководителя обязанности обосновать необходимость увольнения, привести причины, подтверждающие невозможность дальнейшего прохождения службы, равно как и получение его согласия на увольнение, лишило бы законодательные предписания о соблюдении возрастных критериев при замещении должностей и прекращении службы по достижении предельного возраста какого-либо самостоятельного юридического содержания, поскольку с наличием конкретных обстоятельств объективного или субъективного характера, свидетельствующих о невозможности продолжения службы, связаны, как правило, иные предусмотренные законодательством основания увольнения.
Кроме того, из материалов дела следует, что Петров А.С. был уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы приказом ВрИО начальника управления ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» А.А. Галютина от <ДАТА> Однако, данный приказ истцом не оспаривается, истец просит лишь признать приказ об увольнении от <ДАТА> незаконным. Зная о наличии приказа об увольнении от <ДАТА>., что следует из искового заявления и росписи истца в ознакомлении с ним, истец его не оспаривал.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Петрова А.С. к ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» о признании незаконным приказа ВрИО начальника управления ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» А.А. Галютина от <ДАТА> об увольнении Петрова А.С.; восстановлении Петрова А.С. на службе в органах Государственной противопожарной службы специального управления ФПС N23 МЧС РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Петрова А.С. к ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» о признании незаконным приказа ВрИО начальника управления ФГКУ «Специальное управление ФПС №23 МЧС России» А.А. Галютина от <ДАТА> об увольнении Петрова А.С.; восстановлении Петрова А.С. на службе в органах Государственной противопожарной службы специального управления ФПС N23 МЧС РФ – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г.Волгограда.
Судья