Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Дело № г.
Приокский районный суд г.Нижний Новгород в составе:
Председательствующего судьи Кузичевой И.Н.,
При секретаре С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Козловой ЕИ к Центральному региональному центру МЧС России о признании приказа об увольнении со службы незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Козлова Е.И. обратилась в суд с иском о признании приказа об увольнении со службы незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула к Центральному региональному центру МЧС России.
В обоснование требований в исковом заявлении (уточненном №) указала, что с ДД.ММ.ГГГГ проходила службу по контрактам в Государственной противопожарной службе МЧС России: в Главном управлении МЧС России по Нижегородской области и Приволжском региональном центре МЧС России, а также находилась в распоряжении Центрального регионального центра МЧС России.
Имеет высшее профессиональное (ФГОУ ВПО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия») и юридическое (НОУ ВПО «Нижегородская правовая академия») образования.
ДД.ММ.ГГГГ была принята в Государственную противопожарную службу МЧС России в соответствии со статьей 8 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-I.
Стаж службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы составляет 12 лет.
С ДД.ММ.ГГГГ приказом Приволжского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №-НС истцу присвоено специальное звание сотрудника федеральной противопожарной службы - майор внутренней службы.
Согласно статье 8 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23.05.2016 №141-ФЗ) специальное звание майор внутренней службы относится к должностям старшего начальствующего состава федеральной противопожарной службы.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице генерал-полковника внутренней службы П и истцом заключен контракт о службе в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствии с которым истец проходила службу в должности старшего специалиста отделения (информационного обеспечения деятельности МЧС России - пресс-службы) Приволжского регионального центра МЧС России (пункты 1.2. и 1.3. контракта от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с пунктом 1.4. указанного контракта, срок действия контракта 5 (пять) лет пребывания на службе в федеральной противопожарной службе).
ДД.ММ.ГГГГ истцу было вручено уведомление о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы. При вручении уведомления истец изъявила желание продолжить службу.
ДД.ММ.ГГГГ ликвидационной комиссией Приволжского регионального центра с истцом была проведена беседа, по итогам которой заполнен лист беседы. На момент проведения беседы истец не была ознакомлена со списком вакантных должностей. Перечень вакантных должностей для замещения истцу не предлагался.
Листы беседы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ доказательств, свидетельствующих о предложении ответчиками Козловой ЕИ всех вакантных должностей (соответствующих квалификации) в период с момента вручения уведомления о предстоящем увольнении ДД.ММ.ГГГГ и даты издания приказа об увольнении ДД.ММ.ГГГГ не содержат.
Лист беседы от ДД.ММ.ГГГГ не содержит перечень предложенных должностей, отсутствует приложение с перечнем вакантных должностей и подпись Козловой Е.И. об ознакомлении с этим перечнем, кроме этого не указано для какой должности Козлова Е.И. не имеет специального образования, от прохождения службы на каких должностях за пределами г.Н.Новгорода отказалась, отсутствует перечень должностей за пределами г.Н.Новгорода, от которых Козлова Е.И. отказалась, по мнению ликвидационной, комиссии. Решение по итогам беседы не принято, отсутствуют записи в графе «Решение по итогам беседы». Кроме этого не известна дата ознакомления с листом беседы Козловой Е.И. Дата в листе беседы отсутствует.
Лист беседы от ДД.ММ.ГГГГ составлен с нарушениями закона, в нем отсутствуют сведения о предложении каких-либо вакантных должностей, ознакомление Козловой Е.И. с перечнем вакантных должностей. Фраза «доведено об отсутствии вакантов» не содержит юридически значимых сведений. К листу беседы не приложен перечень вакантных должностей, из которого следует, что вакантные должности отсутствуют. Графа «Решение по итогам проведения беседы» не заполнена.
Указанные предложения нельзя расценивать как соблюдение работодателем установленного порядка предложения вакантных должностей сотруднику.
Представление к расторжению контракта и увольнению из ФПС ГПС МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о том, когда была проведена беседа об увольнении и отношение сотрудника к увольнению. Материалы, представленные на рассмотрение Центральной аттестационной комиссии МЧС России на истца, как сотрудника, предполагаемого к увольнению по организационно-штатным мероприятиям были неполными, в том числе, не содержали выводов о предварительном определении профессиональной пригодности и соответствия уровню образования и квалификации.
На основании приказа Центрального регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №-НС истец была уволена из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту 11 части 2 статьи 83 (в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец считает приказ незаконным, поскольку при увольнении по сокращению не были предложены все вакантные должности, соответствующие квалификации истца, работодателем не был предложен перечень вакантных должностей и не доказано отсутствие возможности перевода на иную вакансию.
В нарушение п.6 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ внеочередная аттестация в период - до увольнения истца не проводилась. Мотивированный отзыв о выполнении сотрудником своих служебных обязанностей с предложениями для аттестационной комиссии, аттестационный лист до истца не доводился (части 11, 15 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ).
Приказом Приволжского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №-НС, с ДД.ММ.ГГГГ истец была зачислена в распоряжение Центрального регионального центра МЧС России в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 36 Федерального закона от 23.05.2016 №141-ФЗ.
Руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника федеральной противопожарной службы в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в федеральной противопожарной службе решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьей 83 настоящего Федерального закона (часть 18 статьи 36 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ).
Из приведенных норм Федерального закона следует, что контракт с сотрудником федеральной противопожарной службы подлежит расторжению по пункту 11 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником, если сотрудник был уведомлен о расторжении контракта не позднее чем за два месяца до увольнения, отсутствует возможность перевода сотрудника федеральной противопожарной службы с учетом уровня его квалификации, образования, стажа службы в федеральной противопожарной службе (выслуги лет), стажа (опыта работы) по специальности на другую должность или сотрудник федеральной противопожарной службы отказался от перевода на другую должность.
При этом на федеральный орган исполнительной власти в сфере федеральной противопожарной службы, его территориальный орган или подразделение Федеральным законом возложена обязанность предложить сотруднику имеющиеся у него и отвечающие указанным выше требованиям вакантные равнозначные замещаемой сотрудником федеральной противопожарной службы должности или нижестоящие должности.
За время службы в МЧС России истец имеет стаж работы 12 лет, работала на разных должностях. За добросовестное исполнение служебных обязанностей неоднократно поощрялась руководством МЧС России и Приволжского регионального центра МЧС России. Награждена медалями МЧС России «За отличие в службе» 3 степени, «За пропаганду спасательного дела», «XХV лет МЧС России», нагрудным знаком МЧС России «Почетный знак МЧС России», памятной медалью МЧС России «Участнику ликвидации пожаров ДД.ММ.ГГГГ года», почетной грамотой ПРЦ МЧС России «В связи с празднованием 85-й годовщины со дня образования ГПН РФ».
Ответчиком допущены нарушения трудовых прав истца, выраженные в незаконном лишении возможности трудиться и получать за этот период денежное довольствие в полном объеме, будучи уволенной, истец был вынужден доказывать незаконность своего увольнения, учитывая характер причиненных истцу нравственных страданий, руководствуясь принципом разумности и справедливости, считает подлежащей взысканию компенсацию морального вреда в сумме ... руб.
До увольнения при нахождении в распоряжении Центрального регионального центра МЧС России истцу выплачивалось ежемесячное денежное содержание в размере должностного оклада по последней замещаемой должности ... рублей, оклада по специальному званию ... рублей, а также ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) 20%, что составляет ... рублей.
Таким образом, при расчете суммы денежного довольствия за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату восстановлении на службе, необходимо использовать следующую формулу:
Оклад денежного содержания: оклад по должности +оклад по специальному званию + ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) 20%.
Расчет: ... рублей + ... рублей + ... рублей = ... рублей ежемесячно.
За 28 дней ДД.ММ.ГГГГ года ... руб.:31 дн.Х 28 дн.=... рублей
За ДД.ММ.ГГГГ года ... рублей.
За 20 дней ДД.ММ.ГГГГ года ... руб.:30 дн.х20 дн.=.... руб.
Всего за ДД.ММ.ГГГГ года: ...+...+....=... рублей.
Проведением ликвидации занимается ликвидационная комиссия. Её назначают учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица (п.2 ст. 62 ГК РФ)
Истец полагает, что не все действия при осуществлении ликвидационных мероприятий выполнялись в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно:
1. Уполномоченными лицами не была созвана аттестационная комиссия и не были своевременно проведена внеочередная аттестация в соответствии со статьей 33 141-ФЗ, чем были нарушены права истца - отсутствием возможности пройти внеочередную аттестацию для дальнейшего прохождения службы;
2. Истцу как сотруднику ликвидируемого учреждения не предлагались вакантные должности в системе МЧС России;
3. Материалы, представленные на рассмотрение Центральной аттестационной комиссии МЧС России на истца как сотрудника, предполагаемого к увольнению по организационно-штатным мероприятиям были неполными и, в том числе, не содержали выводов о предварительном определении профессиональной пригодности и соответствия уровню образования и квалификации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 131,132 ГПК РФ, статьями 2, 30, 33, 36, 73, 83 Федерального закона от 23.05.2016 №141-ФЗ, статьи 234, 237, 394 Трудового Кодекса Российской Федерации
Истец просит:
1.Признать Приказ Центрального регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №-НС о расторжении контракта и увольнении со службы по п.11 части 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ Козловой ЕИ с ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
2. Восстановить Козлову ЕИ на службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службе в распоряжении Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий, стихийных бедствий с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
3. Взыскать с Центрального регионального центра МЧС России в пользу Козловой ЕИ денежное довольствие за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ... рублей, а с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на службе денежное довольствие из расчета денежного довольствия 36600 рублей ежемесячно.
4. Взыскать с Центрального регионального центра МЧС России в пользу Козловой ЕИ компенсацию морального вреда в размере ... руб.
В судебном заседании Козлова Е.И., представитель истца Храмова С.В. (по доверенности) исковые требования поддержали.
Представители ответчика Малафеева М.В., Абушаева Е.С., действующие на основании доверенностей (л.д.№) просят в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, указанным в письменных отзывах, считают увольнение законным, нарушений порядка увольнения майора внутренней службы Козловой Е.И. по п. 11 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ не допущено.
Заслушав стороны, заключение помощника прокурора Приокского района г.Н.Новгорода Марычевой Н.А., полагавшей, что требования о восстановлении на службе удовлетворению не подлежат, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно послужному списку Козлова ЕИ проходила службу в Государственной противопожарной службе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Главном управлении МЧС России по Нижегородской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Приволжском региональном центре МЧС России, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в распоряжении Центрального регионального центра МЧС России.
В Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о прекращении деятельности Приволжского регионального центра МЧС России в связи с ликвидацией.
Козлова Е.И. имеет высшее образование: окончила Нижегородскую государственную сельскохозяйственную академию в 2003 г., НОУ ВПО «Нижегородская правовая академия» в ДД.ММ.ГГГГ
Стаж службы в федеральной противопожарной службе 12 лет 02 дня.
С ДД.ММ.ГГГГ Козловой Е.И. присвоено специальное звание майор внутренней службы (приказ ПРЦ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №-нс)
С ДД.ММ.ГГГГ Козлова Е.И. заключила контракт о службе в Государственной противопожарной службе с МЧС России, в соответствии с которым проходила службу в должности старшего специалиста отделения (информационного обеспечения деятельности МЧС России - пресс-службы) Приволжского регионального центра (контракт от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с пунктом 1.4. Контракта, срок действия 5 (пять) лет.
Согласно положениям пункта 6.3. Контракта - основанием досрочного расторжения Контракта является сокращение штатов (п.6.3).
Приказом Центрального регионального центра МЧС России по от ДД.ММ.ГГГГ №-нс майор внутренней службы Козлова ЕИ, состоящая в распоряжении Центрального регионального центра МЧС России, бывший старший специалист отдела (информационного обеспечения деятельности МЧС России - пресс-служба) ПРЦ МЧС России (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы» в соответствии с Федеральным законом от 23 мая 2016г. № 141-ФЗ уволена из Государственной противопожарной службы МЧС России с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что требования истца о признании приказа незаконным и восстановлении на службе удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
На основании приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №-с на территории Нижегородской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводились мероприятия по ликвидации Приволжского регионального центра МЧС России (далее - ПРЦ МЧС России) (л.д.№).
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Указанным приказом определен состав ликвидационной комиссии и назначен ее председатель (генерал-майор внутренней службы К) (л.д№)
Правоотношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, регулируются Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ при упразднении (ликвидации) подразделения или сокращении замещаемой сотрудником должности руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченный руководитель уведомляет в письменной форме сотрудника федеральной противопожарной службы о предстоящем увольнении со службы в федеральной противопожарной службе не позднее, чем за два месяца до его увольнения.
ДД.ММ.ГГГГ истцу было вручено под роспись уведомление об увольнении со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (л.д.№).
Основание для расторжения контракта и увольнения сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником, предусмотрено п. 11 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ.
Согласно ч. 6 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ расторжение контракта по основанию, предусмотренному п. п. 8, 11 или 12 ч. 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника федеральной противопожарной службы от перевода на иную должность в федеральной противопожарной службе.
Согласно ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ в течение срока, указанного в части 5 указанной статьи, в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделении проводится внеочередная аттестация сотрудников федеральной противопожарной службы в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации сотрудникам могут быть предложены для замещения в порядке перевода иные должности.
Согласно ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ внеочередная аттестация сотрудника федеральной противопожарной службы проводится: 3) по предложению уполномоченного руководителя при рассмотрении вопросов: а) о переводе сотрудника в случае, установленном частью 6 статьи 36 настоящего Федерального закона.
Оснований для проведения внеочередной аттестации в отношении истца не имелось.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание аттестационной комиссии, на котором Козловой Е.И. было разъяснено, что у неё отсутствует специальное образование, необходимое для замещения должностей среднего и старшего начальствующего состава, и доведено об отсутствии в ЦРЦ МЧС России, являющемся правопреемником ПРЦ МЧС России согласно приказу №-с от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), вакантных должностей, как равнозначных занимаемой должности, так и нижестоящих и нижеоплачиваемых, соответствующих имеющемуся у неё образованию, квалификации и опыту работы (л.д.№).
При этом истец от прохождения службы на должностях за пределами г. Нижний Новгород, отказалась. По итогам заседания комиссии был составлен лист беседы, где также отражен указанный отказ, с листом беседы истец ознакомлена, что подтверждается её подписью (л.д№).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ЦРЦ МЧС России имелось 5 вакантных должностей, все они были вышестоящие по отношению к той должности, которую занимала Козлова Е.И.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание аттестационной комиссии, на котором Козлова Е.И. была проинформирована об отсутствии вакантных должностей, соответствующих её образованию, квалификации и опыту работы, об увольнении по п.11 ч. 2 ст. 83 ФЗ № 141 - в связи с сокращением должности в ФПС, замещаемой сотрудником. Козлова Е.И. от получения денежной компенсации за неиспользованный отпуск отказалась, изъявила желание использовать положенный ей отпуск (л.д№).
Приказом ПРЦ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №-НС майор внутренней службы Козлова Е.И. с ДД.ММ.ГГГГ была зачислена в распоряжение ЦРЦ МЧС России. Данный приказ истцом не оспаривается.
После зачисления в распоряжение ДД.ММ.ГГГГ с майором внутренней службы Козловой Е.И. была проведена беседа, в ходе которой ей было вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о порядке нахождения в распоряжении (л.д№), а также определена предполагаемая дата увольнения из ФПС ГПС - ДД.ММ.ГГГГ (л.д№).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ЦРЦ МЧС России имелось 7 вакантных должностей. Однако, все они были вышестоящие по отношению, к той должности, которую занимала Козлова Е.И., и предполагали наличие высшего профессионального образования по направлениям деятельности, которого у Козловой Е.И. не имелось.
На основании ч. 7 ст. 36 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ преимущественное право на замещение должности в федеральной противопожарной службе при прочих равных условиях предоставляется сотруднику федеральной противопожарной службы, имеющему более высокие результаты профессиональной деятельности, квалификацию, уровень образования, большую продолжительность стажа службы (выслуги лет) в федеральной противопожарной службе или стажа (опыта) работы по специальности, либо сотруднику, имеющему допуск к сведениям, составляющим государственную и (или) иную охраняемую законом ..., на постоянной основе.
Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ требования к уровню образования, специальности и (или) направлению подготовки, предъявляемые к лицам, замещающим должности в федеральной противопожарной службе и претендующим на замещение указанных должностей, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
Во исполнение данной нормы МЧС России издан приказ от 01.12.2016 № 653 «О квалификационных требованиях к должностям в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы». Данным приказом установлено требование о наличии высшего, среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, для замещения должности старшего, среднего начальствующего состава.
Согласно статье 3 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ должности в федеральной противопожарной службе - должности сотрудников федеральной противопожарной службы, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделениях для осуществления полномочий в области пожарной безопасности.
Условия и порядок перевода сотрудника федеральной противопожарной службы предусмотрены статьей 30 Федерального закона от 23 мая 2016 года №141-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 30 названного закона переводом сотрудника федеральной противопожарной службы по службе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, на иную должность считается его перевод на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования или научную организацию федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности на обучение по очной форме обучения, который допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Должность в федеральной противопожарной службе считается вышестоящей, если для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в федеральной противопожарной службе, а при равенстве специальных званий - более высокий должностной оклад (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 23 мая 2016г. № 141-ФЗ).
Должность в федеральной противопожарной службе считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в федеральной противопожарной службе (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 23 мая 2016г. № 141-ФЗ).
Должность в федеральной противопожарной службе считается нижестоящей, если для нее предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в федеральной противопожарной службе, а при равенстве специальных званий - более низкий должностной оклад (часть 6 статьи 30 Федерального закона от 23 мая 2016г. № 141-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 30 указанного закона перевод сотрудника федеральной противопожарной службы на вышестоящую должность рядового, младшего, среднего или старшего начальствующего состава производится по результатам аттестации и (или) конкурса, кроме случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность осуществляется из кадрового резерва, в котором он состоял в соответствии со статьей 79 настоящего Федерального закона.
Перевод сотрудника федеральной противопожарной службы на равнозначную или нижестоящую должность осуществляется, в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности (пункт 4 части 5, пункт 3 части 7 статьи 30 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ).
Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы в федеральной противопожарной службе сотрудником федеральной противопожарной службы или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в федеральной противопожарной службе. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения. При этом сохраняются установленные настоящим Федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе, за исключением выполнения сотрудником служебных обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ).
Руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника федеральной противопожарной службы в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в федеральной противопожарной службе решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьей 83 настоящего Федерального закона (часть 18 статьи 36 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 87 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ контракт расторгается и сотрудник федеральной противопожарной службы увольняется со службы в федеральной противопожарной службе не ранее, чем через два месяца со дня уведомления о расторжении контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8, 9 или 11 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона.
Приказом Центрального регионального центра МЧС России по от ДД.ММ.ГГГГ №-нс майор внутренней службы Козлова ЕИ, состоящая в распоряжении Центрального регионального центра МЧС России, бывший старший специалист отдела (информационного обеспечения деятельности МЧС России - пресс-служба) ПРЦ МЧС России (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы» в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. № 141-ФЗ уволена из Государственной противопожарной службы МЧС России с ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ЦРЦ МЧС России имелось 10 вакантных должностей. Однако, все они были вышестоящие по отношению, к той должности, которую занимала Козлова Е.И.
В соответствии с приказом МЧС России от 25.01.2013 №44 «Об утверждении Перечня должностей сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и соответствующих этим должностям специальных званий» в региональных центрах МЧС России предельное специальное звание по должности «старший: специалист, инспектор, инженер» - «майор внутренней службы».
Материалами дела подтверждается, что все имеющиеся вакансии в Центральном региональном центре МЧС России в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с даты зачисления истицы в распоряжение с ДД.ММ.ГГГГ) являются вышестоящими по отношению к ранее занимаемой ей должности (имеют более высокое специальное звание).
Из объяснений представителей ответчика следует, что штатное расписание ЦРЦ МЧС России включает 4 категории личного состава учреждения, а именно: военнослужащие, сотрудники ФПС, ФГГС и работники. Истица относится к категории «сотрудник ФПС» и увольнялась из Государственной противопожарной службы. При этом, в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя сотрудников федеральной противопожарной службы, военнослужащих федеральной противопожарной службы и лиц, не имеющих специальных или воинских званий (госслужащих и работников).
На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в федеральной противопожарной службе и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
То есть, военнослужащие проходят службу в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», сотрудники ФПС в соответствии с ФЗ-141, федеральные гражданские служащие в соответствии с ФЗ-79, а работники в соответствии с ТК РФ. Истица, занимая должность сотрудника ФПС, на должности иных категорий личного состава могла претендовать только после своего увольнения.
Представленный в материалы дела ответчиком документ с наименованием «штатное расписание 51/127…» сформирован на основе штатного расписания и штатно-должностной книги ЦРЦ МЧС России, которая содержит персональные данные, в том числе и сведения приказов о назначении на должности сотрудников внутренней службы, т.е. фактически является штатной расстановкой - списочной численностью, только сотрудников ФПС. Это обобщенная информация, полученная из нескольких источников, оснований не доверять которой не имеется.
Данная штатная расстановка подписана Кытьковой, сотрудником, исполняющим обязанности начальника отдела кадров регионального центра на основании приказа (л.д.№), при этом в соответствии с локальными приказами печать структурного подразделения изготавливается с целью удостоверения подписи начальника, в данном случае начальника отдела кадров. А так как ведение и хранение документов учета персональных данных осуществляется кадровым подразделением, то штатная расстановка предоставлена и подписана уполномоченным лицом.
По состоянию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЦРЦ МЧС России имеющиеся вакантные должности были вышестоящие по отношению, к той должности, которую занимала Козлова Е.И., и предполагали наличие высшего профессионального образования по направлениям деятельности, которого у Козловой Е.И. не имелось (л.д.№), вакантных равнозначных или нижестоящих должностей, на которые могла бы быть переведена истица, не имелось.
Из вышеизложенного следует, что контракт с сотрудником федеральной противопожарной службы подлежит расторжению по пункту 11 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. №141-ФЗ в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником, если сотрудник был уведомлен о расторжении контракта не позднее чем за два месяца до увольнения, отсутствует возможность перевода сотрудника органа внутренних дел с учетом уровня его квалификации, образования, стажа службы в федеральной противопожарной службе (выслуги лет), стажа (опыта) работы по специальности на другую должность или сотрудник федеральной противопожарной службы отказался от перевода на другую должность.
При этом на федеральный орган исполнительной власти, его территориальный орган или подразделение законом возложена обязанность предложить сотруднику имеющиеся у него и отвечающие указанным выше требованиям вакантные равнозначные замещаемой сотрудником федеральной противопожарной службы должности или нижестоящие должности.
Обязанности предлагать сотруднику федеральной противопожарной службы в случае сокращения замещаемой им должности все имеющиеся в распоряжении вакантные должности, включая вышестоящие должности, законом на федеральный орган исполнительной власти, его территориальный орган или подразделение не возложено, что соответствует положениям статьи 76 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ, закрепляющей принципы и основные направления формирования кадрового состава федеральной противопожарной службы, в том числе обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в федеральной противопожарной службе; назначение сотрудников федеральной противопожарной службы на должности с учетом уровня его квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств; оценку результатов служебной деятельности сотрудников федеральной противопожарной службы путем проведения аттестации, соблюдение последовательности прохождения службы и специальных званий (пункты 1, 3 части 1, пункт 3 части 2 статьи 76).
Перевод сотрудника федеральной противопожарной службы на вышестоящую должность, в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности, является правом, а не обязанностью федерального органа исполнительной власти. При этом такой перевод осуществляется в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 30 Федерального закона от 23 мая 2016 г. №141-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 81 Трудового кодекса РФ и постановлению Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», увольнение работника допускается, если невозможно перевести с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Таким образом, ЦРЦ МЧС России (и ликвидационная комиссия ПРЦ МЧС России) обязано предлагать только те вакантные должности, которые существуют в штатном расписании соответствующего юридического лица (работодателя).
Обязанность по предложению вакантных должностей в Главных управлениях МЧС России по субъектам РФ, входящим в состав Центрального федерального округа, не предусмотрена.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 87 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ контракт расторгается и сотрудник федеральной противопожарной службы увольняется со службы в федеральной противопожарной службе не ранее, чем через два месяца со дня уведомления о расторжении контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8, 9 или 11 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона.
Приказом ЦРЦ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №-НС майор внутренней службы Козлова Е.И., находящаяся в распоряжении ЦРЦ МЧС России, бывший старший специалист отдела (информационного обеспечения деятельности МЧС России - пресс-служба) ПРЦ МЧС России, была уволена из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. 11 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ (в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником) с ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ЦРЦ МЧС России имелось 10 вакантных должностей. Однако, все они были вышестоящие по отношению, к той должности, которую занимала Козлова Е.И.
Согласно ч. 5 ст. 91 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ на сотрудника федеральной противопожарной службы, увольняемого со службы в федеральной противопожарной службе, оформляется представление, содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в федеральной противопожарной службе, возрасте, состоянии здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
С представлением к увольнению из Государственной противопожарной службы майор внутренней службы Козлова Е.И. была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ Возражений от неё не поступало.
В соответствии с ч. 8 ст. 91 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ в последний день службы сотрудника федеральной противопожарной службы уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку под роспись и осуществить с ним окончательный расчет.
Расчет с майором внутренней службы Козловой Е.И. был произведен в установленном порядке.
Доводы, на которые ссылается истец, основанием для признания увольнения не законным не являются.
Оценивая собранные по данному делу доказательства, суд считает, что процедура увольнения майора внутренней службы Козловой Е.И. по п. 11 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ не нарушена, увольнение законно, оснований для удовлетворения исковых требований о признании приказа об увольнении со службы незаконным, восстановлении на службе - не имеется. Учитывая, что в удовлетворении основного требования об оспаривании увольнения истцу отказано, основания для удовлетворения производного от него требования о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Козловой ЕИ отказать в иске к Центральному региональному центру МЧС России о признании приказа №-НС от № об увольнении со службы незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца через Приокский районный суд г.Нижний Новгород.
Судья Кузичева И.Н.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ