Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
№ 2-3821/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 10 ноября 2017 г.
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Левицкой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Исаковой З.А.,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Красноярского гарнизона в защиту интересов РФ к Иваненко ИЮ о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Красноярского гарнизона обратился с иском в защиту интересов РФ к Иваненко И.Ю. с требованиями о взыскании неосновательного обогащения – необоснованного возвращенной суммы имущественного налогового вычета (НДФЛ) в размере 248035 руб.
Требования мотивированы тем, что ответчик являясь участником накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих (НИС) заключил договор целевого жилищного займа, предоставляемого участнику НИС для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту, приобрел жилое помещение. Целевой заем предоставляется и погашается в порядке, установленном правилами предоставления целевых жилищных займов утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2008 года № 370. Ответчиком в 2012 году была представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2012-2013 годы, согласно которой заявлен имущественный вычет в сумме фактически произведенных расходов на приобретение объекта недвижимости (квартиры), а также налог, подлежащий возврату из бюджета 248035 руб. = (за 2012 г. -125382 руб. за 2013 г. – 122653). Налоговым органом на основании заявления Иваненко И.Ю. было принято решение о возврате налога за указанный период на сумму 93786 руб. Денежные средства перечислены налогоплательщику. В ходе проверки было установлено, что согласно договору купли-продажи квартира приобретена Иваненко И.Ю. за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемых Федеральным государственным учреждением "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и кредитных средств. Поскольку согласно условиям договоров, погашение кредита и оплата процентов за пользование кредитными средствами Иваненко И.Ю. как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, осуществляется уполномоченным федеральным органом за счет средств федерального бюджета, имущественный налоговый вычет предоставлен необоснованно. На момент камеральной проверки налоговый орган указанными сведениями не располагал.
В судебном заседании старший помощник военного прокурора Красноярского гарнизона Владимиров П.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в иске.
Представитель Межрайонной инспекции № 24 Федеральной налоговой службы Кузнецова К.А. (доверенность от 14.07.2017 г.) в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещалась своевременно и надлежаще, просила дело рассмотреть в ее отсутствие ранее предоставила отзыв, согласно которого исковые требования заявленные военным прокурором Красноярского гарнизона поддержала полностью.
Ответчик Иваненко И.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял, о причинах неявки суд не уведомил.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Пунктом 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение на территории Российской Федерации, в том числе, квартиры, а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на приобретение на территории Российской Федерации квартиры.
В силу п. 5 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественные налоговые вычеты не предоставляются в части расходов налогоплательщика на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, в том числе, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья; предоставления целевого жилищного займа.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" определено, что накопительным взносом являются денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы.
Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона установлено, что именной накопительный счет участника - это форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.
Статьей 14 Федерального закона установлено, что каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях: 1) приобретения жилого помещения или жилых помещений, приобретения земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений, указанного земельного участка, а также приобретения жилого помещения или жилых помещений по договору участия в долевом строительстве; 2) уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу) (ч. 1); целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы и является беспроцентным в этот период (ч. 3); целевой жилищный заем на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу) предоставляется в соответствии с графиком погашения этого кредита (займа), определенного соответствующим договором, но не чаще одного раза в месяц, при этом объем предоставляемых средств не должен превышать фактический объем средств, учтенных на именном накопительном счете участника на конец месяца, предшествующего осуществлению очередной выплаты (ч. 5); источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника (ч. 6).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 15 Федерального закона погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы оснований, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, а также в случаях, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона. Целевой жилищный заем может погашаться досрочно. При продолжении прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы по контракту после погашения целевого жилищного займа начисления на именной накопительный счет участника производятся на общих основаниях.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58При реализации права на приобретение жилого помещения Иваненко И.Ю. воспользовался мерами государственной социальной поддержки (накопительной ипотечной системы), предусмотренными Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", источником финансирования которых послужили средства федерального бюджета.
Как следует из материалов дела, Иваненко И.Ю. является плательщиком налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного по месту прохождения им военной службы, что подтверждено справками о доходах физического лица по форме 2НДФЛ.
Между ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и Иваненко И.Ю. заключен договор целевого жилищного займа * от 06.04.2012, предоставляемого участнику НИС для погашения первоначального вноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту.
Исходя из п.п. 3.1-3.2 Договора целевого жилищного займа, Минобороны России, являющееся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предоставляет Иваненко И.Ю. за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на ее именном накопительном счете участника НИС, целевой жилищный заем: а) на погашение первоначального взноса при получении ипотечного займа при приобретении квартиры, в размере 652097,79 руб.; б) на погашение обязательств по ипотечному займу за счет накоплений для жилищного обеспечения, учитываемых на именном накопительном счете Заемщика.
20.04.2012 Иваненко И.Ю. на основании договора купли-продажи приобрел в собственность квартиру, расположенную в *, стоимостью 2791000 руб. Право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано за Иваненко И.Ю. 01.03.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись *.
Пункт 2.1 договора купли-продажи предусматривает, что целевой жилищный займ предоставляется участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и (или) погашении обязательств по ипотечному кредиту от 06.04.2012.
Из пункта 2.2 договора купли-продажи следует, что кредитный договор * от 06.04.2012 заключен между покупателем и кредитором, согласно которому, покупателю предоставляется кредит в размере 2138902 руб. 21 коп., для целей приобретения квартиры в собственность. Пунктом 2.2.3 предусмотрено, что целевой жилищный займ предоставляется покупателю в размере 652097 руб. 79 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья; предоставления целевого жилищного займа.
В 2013 году по решению налогового органа Межрайонной инспекции № 24 Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю Иваненко И.Ю., на основании поданной и заполненной им лично декларации по форме 3-НДФЛ, предоставлен имущественный налоговый вычет за 2012-2013 годы на сумму 248035 руб. = (за 2012 г. -125382 руб. за 2013 г. – 122653), путем перечисления денежных средств на банковский счет ответчика.
Таким образом, Иваненко И.Ю. является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих по договору целевого жилищного займа, которая реализуется за счет средств федерального бюджета, при оплате стоимости квартиры были использованы средства целевого жилищного займа, предоставленные Уполномоченным федеральным органом по договору целевого жилищного займа, ипотечные кредитные средства, предоставляемые ЗАО «БанкЖилФинанс», Иваненко И.Ю. не имеет права на получение имущественного налогового вычета.
Учитывая, что погашение кредита и оплата процентов за пользование кредитными средствами осуществлено Уполномоченным федеральным органом за счет средств федерального бюджета, доказательств несения ответчиком расходов на приобретение квартиры за счет личных денежных средств суду не представлено, квартира Иваненко И.Ю. была приобретена в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, реализуемой за счет средств федерального бюджета, имеются основания для взыскания с ответчика задолженности на налогу на доходы физического лица, образовавшейся в связи с неправомерным возвращением данной суммы (неосновательного обогащения), поскольку накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих реализуется за счет средств федерального бюджета.
Иваненко И.Ю. без установленных законом оснований, приобрел за счет средств федерального бюджета денежные средства в размере суммы налогового вычета, в связи с чем, исходя из положений ст. 1102 ГК РФ в доход Федерального бюджета с Иваненко И.Ю. подлежит взысканию неосновательное обогащение в размере 248035 руб. При этом оснований, что для освобождения ответчика от возврата денежных средств судом не усматривается.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 5680 руб. 35 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Военного прокурора Красноярского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Иваненко ИЮ о взыскании неосновательного обогащения, удовлетворить.
Взыскать с Иваненко ИЮ в доход федерального бюджета неосновательное обогащение в размере 248035 руб.
Взыскать с Иваненко ИЮ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5680 руб. 35 коп.
Разъяснить ответчику право подать в Ленинский районный суд г. Красноярска заявление об отмене заочного решения в течение 7 суток со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ю.В. Левицкая