Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-884/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июня 2017 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска
в составе председательствующего судьи Наконечного С.И.,
с участием: истца Попик А.В., представителя ответчика по доверенности Дулениной Е.М., при секретаре Хайми Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попик ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о возложении обязанности признать нуждающимся в получении жилого помещения, предоставлении жилищной субсидии для приобретения жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Попик А.В. обратился в суд с иском к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о возложении обязанности признать нуждающимся в получении жилого помещения, предоставлении жилищной субсидии для приобретения жилого помещения. В обоснование требований истец указал, что проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ. Приказом командующего 35 общевойсковой армией от ДД.ММ.ГГГГ № был уволен с военной службы по пп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Приказами командующего 35 общевойсковой армией от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ. № был исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ, выслуга лет в календарном исчислении составляет <данные изъяты>. Как указал истец, во время прохождения военной службы на состав семьи 3 человека ему было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., данное жилое помещение было приватизировано супругой ФИО2 и дочерью ФИО3, после чего было продано в ДД.ММ.ГГГГ году.
Истец указал, что в ДД.ММ.ГГГГ. собрал документы и направил заявление в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с просьбой принять его на учет для обеспечения постоянным жилым помещением по договору социального найма. Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку ранее ему уже предоставлялось жилье по адресу <адрес> кв. При этом истец полагал данный отказ незаконным, нарушающим его права, так как норма предоставления жилого помещения, с учетом членов семьи, составляет <данные изъяты> кв.м., а предоставленное ранее жилое помещение имело площадь <данные изъяты> кв.м. В этой связи истец просил обязать ответчика принять его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения; обязать ответчика выплатить ему жилищную субсидию за недостающие <данные изъяты> кв.м. площади жилого помещения.
В судебном заседании истец требования поддержал, и просил требования удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика требования не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, согласно которым, Попик А.В. ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась от Министерства обороны Российской Федерации двухкомнатная квартира площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. На момент отчуждения квартиры в ней проживали и были зарегистрированы все члены семьи Попик А.В. и на каждого из них приходилось более учётной нормы площади жилья, согласно действующего на период распределения жилого помещения законодательства. Распорядившись предоставленной ему квартирой, Попик А.В. утратил возможность сдать указанное жилое помещение, в связи, с чем требовать для себя еще одно жилое помещение он не вправе, так как государство выполнило свои обязательства по обеспечению его жильем. В этой связи представитель ответчика просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, суд установил.
Попик А.В. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, в ДД.ММ.ГГГГ году, в период прохождения военной службы ему, на состав семьи 3 человека, в том числе супруга ФИО2 и дочь ФИО3, выделено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., что не оспаривается сторонами.
На основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, в порядке приватизации, вышеуказанное жилое помещение передано в общую долевую собственность супруге истца ФИО2 и его дочери ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ, брак между истцом и ФИО2 был прекращен.
Судом установлено, что Попик А.В. досрочно уволен с военной службы в запас приказом командующего 35 общевойсковой армией от ДД.ММ.ГГГГ. № по пп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Попик А.В. исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном исчислении – <данные изъяты>.
На основании заявления Попик А.В. о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на состав семьи 3 человека, в том числе супруга ФИО2, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФГКУ «Востокрегионжилье» ДД.ММ.ГГГГ принято решение № об отказе в принятии на учет, по основаниям, предусмотренным пп. 3 п.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.
На основании заявления Попик А.В. о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на состав семьи 2 человека, в том числе супруга ФИО2, ФГКУ «Востокрегионжилье» ДД.ММ.ГГГГ принято решение № об отказе в принятии на учет, по основаниям, предусмотренным п.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ: предоставлены документы, не подтверждающие права состоять на учете.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 22 января 1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих», действующего на момент предоставления истцу жилого помещения, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых они проходят военную службу. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспеченные жилыми помещениями, в период прохождения военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм жилой площади, очередности и льгот, установленных настоящим Законом и жилищным законодательством.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны РФ Попик А.В., на состав семьи три человека, была предоставлена двухкомнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., то есть право на получение жилого помещения истцом реализовано до введенного в действие Федеральным законом от 29.12.2004 № 188-ФЗ Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, настоящий Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Так как в соответствии с ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, при решении вопроса о соблюдении Министерством обороны РФ жилищных прав истца при обеспечении его жильем в период прохождения военной службы подлежат применению положения Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домахгосударственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домахжилищностроительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статьей 30 Жилищного кодекса РСФСР было установлено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищных фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
В соответствии со ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.
Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшениижилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (утв.постановлением СМ РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335) (с изменениями от 2 августа 1989 г., 18 января 1992 г., 23 июля 1993 г.) в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и Жилищным кодексом РСФСР устанавливается единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, обязательный для исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений (именуются в дальнейшем - предприятия, учреждения и организации), расположенных на территории РСФСР.
Согласно, настоящих Правил на учет для получения жилых помещенийпринимаются граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР) инуждающиеся в улучшении жилищных условий. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в размере, установленном Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, и не может быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.
Решением Амурского областного Совета народных депутатовисполнительного комитета от 09.04.1990 № 102 по области установлена норма жилой площади для постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищный условий – 9,0 кв. м. на одного члена семьи.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Попик А.В. от Министерства обороны РФ, на состав семьи три человека, была предоставлена двухкомнатная квартира, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. С учетом состава семьи Попик А.В. - три человека, на каждого из них приходилось <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> кв.м / 3чел.), то есть более нормы жилой площади. Тем самым истец был обеспечен жилым помещением по нормам предоставления жилья, нуждающимся в улучшении жилищный условий не являлся.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в статьях 15 и 23 Закона.
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).
В соответствии с требованиями части 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Военнослужащие при постановке на учет подают заявление с приложением к нему документов, позволяющих определить возможность не только постановки на учет, но и возможность дальнейшего обеспечения жильем от Минобороны России.
Таким образом, из положений ст. ст. 15 и 23 Закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Вместе с тем, предоставляя определенной Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
При этом, если военнослужащий распорядился ранее занимаемым жилым помещением, предоставленным ему в связи с военной службой, в том числе и путем отказа от права пользования в пользу членов своей семьи, и не может его сдать в установленном порядке, то он, по общему правилу, не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий посредством предоставления жилого помещения Министерством обороны.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 27 Постановления от 29.05.2014 N 8 "О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В связи с чем, если военнослужащий не сдал ранее полученное от Министерства обороны РФ жилье, то оснований требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма, в порядке определяемом ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" он не имеет, даже по истечении сроков, предусмотренных ст. 53 Жилищного кодекса РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 28 января 2016 года № 170-О, требования об однократном обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения, предусмотренные в абз.1 п.14 ст. 15 «О статусе военнослужащих», основаны на вытекающем из Конституции РФ принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим жилым помещений.
Как установлено судом, истец не имеет в собственности иных жилых помещений, однако, зарегистрирован и проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, выделенным ему Министерством обороны Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ году на период прохождения военной службы.
При этом суд установил, что Попик А.В. добровольно распорядился выделенным ему Министерством обороны РФ жильем, в приватизации участия не принимал, оставив свою часть жилого помещения бывшей супруге и дочери. В связи с чем последующее обеспечение его жилым помещением возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть по решению органа самоуправления по его месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас), а не Министерством обороны Российской Федерации.
Судом установлено, что Попик А.В. не подлежит обеспечению жильем Министерством обороны Российской Федерации, а при таких обстоятельствах в иске о возложении на ответчика обязанности признания истца нуждающимся в получении жилого помещения и предоставлении субсидии следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении иска Попик ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о возложении обязанности признать нуждающимся в получении жилого помещения, предоставлении жилищной субсидии для приобретения жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Кировский районный суд г. Хабаровска.
Решение суда в окончательной форме принято 16 июня 2017 года.
Судья / подпись /
Копия верна: судья /С.И. Наконечный/