Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № ******
Мотивированное решение изготовлено
20.02.2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13.02.2017
<адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием
представителя ответчиков начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО5,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к руководителю ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Мартыновой Н.Н., ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском руководителю ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит признать за ним (истцом) право на предоставление жилого помещения для постоянного проживания от Министерства обороны Российской Федерации; обязать руководителя ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принять решение о включении истца в единый реестр учета военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания.
В обоснование иска ФИО1 указал, что проходил военную службу в войсковой части 71404 <адрес>. Истец проживает по адресу: <адрес>, военный городок № ******, <адрес>. Состав семьи истца состоит из трех человек: он, его супруга ФИО3, его дочь ФИО4 Истец был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ. Общая выслуга истца в календарном исчислении составляет более 23 лет. Несмотря на то, что истец на дату исключения из списков личного состава части состоял в списках нуждающихся в обеспечении жилым помещением, тем не менее жильем не обеспечен до настоящего времени. Для целей постановки на жилищный учет истец обратился к ответчику с соответствующим заявлением, представив пакет необходимых документов, однако получил отказ. Это решение ответчика истец считает не соответствующим закону, нарушающим жилищные права истца.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчиков начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что вопрос о постановке истца на учет нуждающихся в жилье жилищной комиссией войсковой части не рассматривался, на момент увольнения истец в списках очередников войсковой части на получение жилых помещений не состоял, в автоматизированную базу учета не включен, таким образом, истец не признан нуждающимся в получении жилых помещений согласно действовавшему в тот период времени порядку, установленному Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******. Истцом не доказан и факт обращения к командованию части по вопросу постановки на учет. Истец дал согласие на увольнение его с военной службы без получения жилого помещения. Истец представил рапорт о включении в состав кандидатов на участие в программе ГЖС для приобретения жилья в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Однако данных о рассмотрении командованием части данного рапорта не представлено, так как же как не представлено доказательств того, что истцом обжаловалось бездействие руководства, связанное с не рассмотрением рапорта о предоставлении жилья по избранному месту жительства. Не представлено сведений о принятии истца на учет нуждающихся в получении жилых помещений. В настоящее время истец проживает в постоянном жилом помещении, сведения о присвоении статуса специализированного жилья занимаемой истцом квартире отсутствует. Вопрос жилищного обеспечения истца подлежит разрешению органами местного самоуправления на общих основаниях в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истец ФИО1, третьи лица ФИО3, ФИО4 надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении заседания не заявили. Истец просил рассматривать дело без его участия.
С учётом мнения представителя ответчиков и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истца и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ. Продолжительность военной службы истца на момент увольнения в календарном исчислении составила 23 года 1 месяц 02 дня.
В период прохождения военной службы истцу на состав семьи из трех человек (на него, его супругу ФИО3, дочь ФИО4) на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ КЭЧ <адрес> Сибирского военного округа было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, военный городок № ******, <адрес>. В указанном жилом помещении истец, его супруга и дочь проживают в настоящее время.
Из материалов дела следует, что у истца и членов его семьи жилых помещений в собственности не имеется.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отказало в принятии истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с утратой истцом статуса военнослужащего.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
На момент увольнения истца с военной службы порядок учета военнослужащих-граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом РСФСР, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
По смыслу вышеприведенных положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления жилья за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.
Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).
В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Выполнение указанного порядка обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем, что гарантировалось пунктом 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (см. текст в предыдущей редакции)
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
При указанных обстоятельствах право состоять на учете нуждающихся, в случае его приобретения военнослужащим, не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет нуждающихся.
Согласно материалам дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, до исключения его из списков личного состава войсковой части, обратился к командиру войсковой части с рапортом, в котором просил включить его в состав кандидатов на участие в Президентской программе «Государственные жилищные сертификаты» и выдать ему государственный жилищный сертификат для приобретения жилья в <адрес>. Также истец указал, что в настоящее время он и члены его семьи жилья для постоянного проживания в Российской Федерации не имеют, проживают в закрытом военном городке, квартиру в закрытом военном городке истец обязуется сдать после реализации государственного жилищного сертификата. Согласен на исключение из очереди на улучшение жилищных условий после реализации государственного жилищного сертификата.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Красноярской КЭЧ командиру войсковой части 71404 были возвращены неисполненными документы прапорщика ФИО1 на участие в федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» ввиду отсутствия справки из адресного стола <адрес> о том, в связи с чем произведена перепрописка в паспорте жены, также указано на необходимость предоставления ордера и контрольного талона для внесения исправления на <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части 71404 направил начальнику Красноярской КЭЧ письмо о внесении изменений в ордер, выписанный на ФИО1, для оформления документов на получение ГЖС, указав, что номер дома в ордере не соответствует указанному в Свидетельстве о внесении в реестр Федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, в перечне данного свидетельства занимаемая жилая площадь <адрес> относится к дому № ****** по учету Красноярской КЭЧ.
На момент увольнения истца с военной службы реализовались подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Данная подпрограмма (раздел II) предусматривала право на получение социальных выплат военнослужащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) подлежащих увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Таким образом, на момент увольнения истца с военной службы военнослужащие имели право реализовать свое право на получение жилого помещения в избранном месте жительства как путем предоставления им жилого помещения по договору социального найма или в собственность, так и путем предоставления им выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Изложенное свидетельствует о том, что истец, ввиду соответствующего срока военной службы, основания увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, отсутствия у него и членов его семьи в собственности жилого помещения, приобрел право на обеспечение его жильем в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих». При этом заявительный порядок реализации этого права истцом был соблюден.
Вместе с тем, решение по рапорту ФИО1 жилищной комиссией войсковой части не было принято. Однако ненадлежащее выполнение командиром войсковой части и должностными лицами жилищной комиссии установленной нормативными актами прямой обязанности по принятию решения по признанию либо отказу в признании истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения не может являться основанием для нарушения жилищных прав ФИО1 и членов его семьи и не может свидетельствовать об отсутствии у истца права быть признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения во время прохождения им военной службы.
Таким образом, с учетом положений ст. 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в силу которых никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, суд полагает подлежащим удовлетворению требование истца о признании за ним права на получение жилого помещения для постоянного проживания по линии Министерства обороны Российской Федерации.
В целях восстановления нарушенных прав истца суд считает необходимым возложить на ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность включить истца в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Тот факт, что в настоящее время истец и третьи лица проживают в жилом помещении, в отношении которого отсутствуют сведения об отнесении к специализированному жилищному фонду, не является препятствием для удовлетворения исковых требований.
Указанное жилое помещение по адресу: <адрес>, военный городок № ******, <адрес> было предоставлено истцу по месту прохождения им военной службы, а не по избранному месту жительства (согласно рапорту от ДД.ММ.ГГГГ избранным местом жительства истца является <адрес>). Занимаемое в настоящее время жилое помещение истец не отказывается сдать органам военного управления при обеспечении его жильем по избранному месту жительства. Это следует, в том числе, из упомянутого рапорта, а также из письменного обязательства ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом согласно ч. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, занимаемое истцом в настоящее время жилое помещение должно быть им сдано в целях реализации права на получение жилья по избранному месту жительства только после предоставления такого жилья либо жилищной субсидии.
Вместе с тем, суд отказывает в удовлетворении требований, предъявленных истцом к начальнику ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, поскольку, как следует из материалов дела, данным должностным лицом нарушения прав и законных интересов истца допущено не было. Надлежащим ответчиком по настоящему делу является только ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
иск ФИО1 к начальнику ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО7 ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения, о возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на предоставление жилого помещения для постоянного проживания за счет средств, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации.
Возложить на ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность включить ФИО1 в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В удовлетворении исковых требований, предъявленных к начальнику ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья И.В. Кайгородова