Решение суда о снятии с учета нуждающихся в получении жилого помещения, возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в получении жилья № 2-3493/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено

21.07.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19.07.2017

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Жейновой С.И., при секретаре Никулиной Н.В.

с участием представителя истца Гунбина В.С., представителей ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – Гасанова Н.М., Ахметзяновой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушанкина Евгения Валерьевича к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об отмене решения о снятии с учета нуждающихся в получении жилого помещения, возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в получении жилья.

УСТАНОВИЛ:

Ушанкин Е.В. обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просил суд отменить решение ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № ****** о снятии его с учета нуждающихся в жилом помещении, возложить на ответчика обязанность по восстановлению его в списке военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по избранному после увольнения месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска Ушанкин Е.В. указал, что проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации с 1987 года по ДД.ММ.ГГГГ, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава военного комиссариата с ДД.ММ.ГГГГ. Общая продолжительность военной службы составила в календарном исчислении 21 год 7 месяцев. В настоящее время истец проживает в служебной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, п/о Порошино, <адрес>, предоставленной ему в период прохождения военной службы по ордеру № ****** от 11.111997 года. По решению жилищной комиссии войсковой части 61423 от ДД.ММ.ГГГГ Ушанкин Е.В. был принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства в <адрес>. В декабре 2015 года истец получил по почте решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ****** о снятии его с учета нуждающихся в получении жилых помещений. Основанием исключения явилась неправомерность постановки истца на учет, выразившаяся в том, что жилищной комиссией войсковой части 61423 при постановке Ушанкина Е.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях не учтены действия по отчуждению Ушанкиным Е.В. ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения площадью 30,6 кв.м., то есть совершение действий по ухудшению жилищных условий. Истец считает данное решение незаконным, указав, что действительно в 2008 году продал квартиру площадью 30,6 кв.м., расположенную в <адрес>, которая была получена им в порядке наследования. Данный факт истец не скрывал, напротив, представил в жилищный отдел в 2013 году копию договора купли-продажи указанной квартиры. Указанная квартира была истцом продана, поскольку пользоваться ею было невозможно ввиду существенной отдаленности от места службы. Ответчик признавал право истца на получение жилого помещения, предложив в марте 2013 года приобрести квартиру в <адрес>, то есть признавал его нуждающимся по истечении пяти лет после продажи квартиры. Кроме того, согласно п. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, решения о снятии с учета должны приниматься в срок, не позднее 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия таких решений. Фактически же решение о снятии истца с учета датировано ДД.ММ.ГГГГ. Также указал, что в 2008 году, при продаже квартиры истец не был осведомлен о юридической значимости факта продажи квартиры, кроме того, со службы увольняться на тот момент не планировал, поэтому не придал значения тому факту, что своими действиями фактически ухудшил жилищные условия. В настоящее время истец является нуждающимся в жилом помещении, поскольку проживает в служебном жилом помещении, иного жилья не имеет.

В судебном заседании представитель истца Гунбин В.С. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Представители ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – Ахметзянова Р.Р., Гасанов Н.М. с иском не согласились. Пояснили, что поддерживают позицию, изложенную в решении ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** о снятии Ушанкина Е.В. с учета нуждающихся в жилом помещении. Указали, что Ушанкин Е.В. в 2007 году приобрел в собственность жилое помещение – однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 30,6 кв.м. Данное жилое помещение в 2008 году истец продал, то есть произвел сделку по отчуждению имевшегося у него жилого помещения, то есть намеренно ухудшил свои жилищные условия. Решение жилищной комиссии, принявшей истца на учет нуждающихся, в этой связи является неправомерным, поскольку не учитывает данные обстоятельства. Ушанкин Е.В., имевший в собственности жилое помещение и не подлежащий в силу этого постановке на учет нуждающихся в жилье от Министерства обороны РФ, распорядился в 2008 году этой квартирой по своему усмотрению, что препятствовало его постановке в период службы до дня исключения в 2010 году из списков личного состава на учет нуждающихся. Полагали, что истечение предусмотренного ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ срока принятия решения жилищным органом о снятии с учета нуждающихся в получении жилого помещения на законность оспариваемого решения влиять не может, поскольку такой срок не является пресекательным. Запрета на снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по истечении названного срока законом не установлено.

Заслушав пояснения представителя истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец Ушанкин Е.В. проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации с 1987 года по ДД.ММ.ГГГГ, был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. «а» п.2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») и исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа командира войсковой части № ******.

Общая продолжительность военной службы составила в календарном исчислении 21 год 7 месяцев.

На момент увольнения истца с военной службы порядок учета военнослужащих-граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утверждённом Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ******, Министру обороны предоставлено право издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции (п.п. 7 п. 10), а также решать вопросы обеспечения прав военнослужащих, в том числе, предоставление им социальных гарантий и компенсаций (п.п. 30).

Во исполнение данных законодательных предписаний, Министром обороны издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № ****** (с учетом изменений и дополнений), регулирующий в настоящее время порядок предоставления военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений. В соответствии с данным приказом и принятыми в его развитие нормативными актами, полномочия по решению жилищных вопросов военнослужащих, в том числе и по принятию решений о принятии на учет нуждающихся, заключении договоров социального найма на распределенное жилье и снятии с учета нуждающихся, возложены на структурные подразделения Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, включая ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны России, обладающие в данной области исключительной компетенцией.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в действующей в настоящее время редакции) определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 15.1 этого же закона определяет, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ указано, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Военнослужащие действительно относятся к категории граждан, право которых на обеспечение жильем определено Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих». Однако порядок предоставления военнослужащим жилых помещений, который включает в себя как принятие на учет нуждающихся, так и непосредственно предоставление жилых помещений, регламентируется именно Жилищным кодексом РФ, поскольку названным федеральным законом такой порядок, за исключением нормы предоставления жилого помещения, не определен.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с данной законодательной нормой нуждающимися признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, либо обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, либо проживающие в помещении, не отвечающем установленным требованиям.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете.

В соответствии с Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** учетная норма площади жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес> для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях составляет 10 кв.м. общей площади на одного человека.

Как видно из материалов дела, в период прохождения военной службы, на основании решения жилищной комиссии войсковой части 61423 (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), Ушанкин Е.В. был поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства в <адрес>.

Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № ****** от ДД.ММ.ГГГГ Ушанкин Е.В. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в связи с утратой оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование принятого решения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации положен факт наличия в собственности Ушанкина Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ однокомнатной квартиры общей площадью 30,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> последующее ее отчуждение по договору купли-продажи с прекращением права собственности ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как справедливо отмечено представителями ответчика, указанная правовая норма не содержит никаких условий о месте расположения жилого помещения, находившегося в собственности, либо о проживании в нем гражданина.

Данная общая норма подлежит применению и при разрешении вопроса о жилищных правах военнослужащих, подлежащих обеспечению жильем в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», поскольку специальным законодательством иного последствия намеренного ухудшения жилищных условий для военнослужащих не установлено.

Аналогичное правило содержится в п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ******.

Учитывая вышеизложенное, на момент принятия жилищной комиссией войсковой части решения, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, Ушанкин Е.В. не подлежал постановке на учет нуждающихся в жилье, поскольку в 2008 году добровольно произвел отчуждение принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а действия жилищной комиссии войсковой части по принятию его на соответствующий учет не соответствовали требованиям закона.

Пункт 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ предписывает необходимость снятия граждан с учета нуждающихся в жилье в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Отчуждение Ушанкиным Е.В. в октябре 2008 года принадлежащей ему на праве собственности квартиры правомерно расценено ответчиком как намеренное ухудшение жилищных условий, которое в силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ не позволяло Ушанкину Е.В. быть принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до октября 2013 года.

В этой связи упомянутое выше решение жилищной комиссии войсковой части 61423 (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) о постановке Ушанкина Е.В. о постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является неправомерным, поскольку принято без учета положений ст. 53 Жилищного кодекса РФ.

Законных оснований для принятия истца на учет нуждающихся в жилье у жилищной комиссии не имелось, поскольку по причине ухудшения своих жилищных условий истец не вправе был претендовать на постановку его на учет нуждающихся в жилье ранее чем до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом ввиду того, что истец был исключен из списков личного состава войсковой части в августе 2010 года, (до истечения пятилетнего срока со дня отчуждения им принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения), он утратил право на обеспечение его жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации. Иными словами, на дату истечения пятилетнего срока, установленного ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, Ушанкин Е.В. утратил статус военнослужащего, а потому утратил и право требовать обеспечения его жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации, в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Доводы представителя истца об истечении предусмотренного ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ срока принятия решения жилищным органом о снятии с учета нуждающихся в получении жилого помещения на законность оспариваемого решения влиять не могут, поскольку такой срок не является пресекательным.

Запрета на снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по истечении названного выше срока законом не установлено. Кроме того, как следует из материалов учетного дела, данные о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи были предоставлены Ушанкиным Е.В. в ФГКУ «Центррегионжилье» только в 2015 году.

Кроме того, в соответствии с п. 16. Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция) решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия.

В соответствии с п. 5 приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ****** решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Исходя из приведенных выше правовых норм, вынесению решения об обеспечении жильем предшествует проведение мероприятий по проверке материалов учетного (жилищного) дела на предмет оценки наличия либо отсутствия права на обеспечение жильем в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих», на предмет наличия либо отсутствия оснований для снятия с учета нуждающихся.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации вполне обоснованно приняло решение № № ****** от ДД.ММ.ГГГГ года о снятии Ушанкина Е.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

В связи с чем, исковые требования Ушанкина Е.В., предъявленные к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» как к специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации об отмене решения ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № ****** о снятии его с учета нуждающихся в жилом помещении, и как следствие о возложении на ответчика обязанности по восстановлению его в списке военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по избранному после увольнения месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.

В то же время, Ушанкин Е.В. не лишен возможности обратиться в орган местного самоуправления по месту его жительства с заявлением о принятии его на учет малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в общем порядке, установленном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении исковых требований Ушанкина Евгения Валерьевича к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об отмене решения о снятии с учета нуждающихся в получении жилого помещения, возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в получении жилья – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий: С.И. Жейнова