Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-1439/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> г.Владивосток
Советский районный суд г.Владивостока Приморского края
в составе: судьи С.А. Юлбарисовой,
при секретаре А.Г. Восканян,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торшиной-Осеевой Т. В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты, о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Торшина-Осеева Т.В. обратилась в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее по тексту – ФСИН России), Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю (далее по тексту ГУФСИН Росси по ПК) о признании права на получение единовременной социальной выплаты; о признании решения незаконным; возложении обязанности произвести постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты. В обоснование иска указала, что <дата> она обратилась в ГУФСИН России по ПК с рапортом о принятии ее и членов ее семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24,04.2013 г № 369. К данному рапорту были приложены все необходимые документы, что подтверждается справкой от <дата>. Из поступившего <дата> уведомления <номер> ГУФСИН России по Приморскому краю ей стало известно, что рапорт рассмотрен. К уведомлению прилагалась выписка из протокола заседания комиссии от <дата> <номер>, из которой следует, что территориальная комиссия провела проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в п.5 Правил, а также установленному порядку их оформления в течение трех рабочих дней со дня регистрации рапорта. Членами комиссии ГУФСИН России по ПК ее документы были направлены в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения. <дата> по электронной почте было получено уведомление начальника Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России от <дата> <номер>, с выпиской из протокола заседания комиссии ФСИН России от <дата> <номер>, согласно которой ей было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи со следующими обстоятельствами: ухудшение жилищных условий в 2013 году в соответствии с ч. 8 ст. 4 ФЗ РФ от <дата> № 283-ФЗ (в рамках рассмотрения п.12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369), в соответствии с п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 не предоставление выписки из ЕГРП, содержащих информацию о ранее имевшихся жилых помещениях. Считает действия комиссия ФСИН России, вытекающие из выписки протокола от <дата> <номер> необоснованными и незаконными. Поскольку комиссия ГУФИН России по ПК при принятии не выявила в переданных ею документов недостатков, и, соответственно, не возвратила их ей. Вместе с тем, согласно выписке из протокола заседания комиссии ФСИН России от <дата> <номер> основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление всех необходимых документов. Кроме того, комиссия ФСИН России, в нарушение п.7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, не рассмотрела в трехмесячный срок ее документы, приняла решение спустя два с половиной года со дня их принятия, когда она была уже уволена со службы в органах исполнительной системы, что лишает ее права на повторную подачу документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты. Более того, в ожидании решения комиссия ФСИН России, она дважды писала обращение в приемную Президента РФ (приложения №№ 6, 7), и только после второго обращения от <дата> она получила решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. За период ожидания ее сын стал совершеннолетним, закончил обучение в образовательной организации, соответственно, как член семьи, лишен права для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты. В настоящее время семья состоит из двух человек: она и ее супруг. Полагает, что она и ее супруг Ц.В.Г. имеют право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Просит суд признать право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать незаконным решение об отказе ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенный в протоколе от <дата> <номер>; возложить на ФСИН России обязанность по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с <дата>; обязать ГУФСИН России по Приморскому краю оформить надлежащим образом учетное дело и иные документы для передачи их в ФСИН России; взыскать с ГУФСИН России по Приморскому краю понесенные судебные расходы: составление искового заявления в сумме <данные изъяты> и госпошлину в сумме <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>
В судебном заседании Торшина-Осеева Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Требование о взыскании судебных расходов просила не рассматривать, намерена обратиться с отдельным заявлением о взыскании судебных расходов, в зависимости от принятого по делу решения.
Представитель истца по устному ходатайству Ц.В.Г. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме. Пояснил, что истцу был выдан список документов, которые необходимо было собрать для получения единовременной социальной выплаты. Истцом был подготовлен пакет документов по списку, документы были приняты, о чем выдана справка ГУФСИН России по ПК. Сотрудник ГУФСИН в устной форме потребовал донести нотариально заверенное свидетельство о праве собственности на квартиру, которое также было исполнено. Законодательством определен перечень оснований, по которым может быть отказано в постановке на учет. Решение комиссии об отказе в постановке на учет должно содержать одно из этих оснований. В решении ни одного из этих оснований не указано. На сбор всех документов потрачены немалые денежные средства в размере <данные изъяты> - <данные изъяты> В течение 3-х лет они неоднократно обращались в ГУФСИН России по ПК, ФСИН России, но все безрезультатно. Это вынудило их обратиться на официальный сайт Президента РФ. На первое обращение в 2016 пришел формальный ответ о том, что обращение отправлено для рассмотрения по подведомственности. И только после второго обращения к Президенту РФ, в апреле 2017 года поступил ответ ФСИН России об отказе в постановке на учет, принятое комиссией <дата>, в то время как документы должны быть рассмотрены в течение 3 месяцев. Считает, что права истца нарушены, просит восстановить.
Представитель ответчиков ГУФСИН России по ПК, ФСИН России по доверенности Симанишина А.Ю. исковые требования не признала, представила письменные возражения. Пояснила, что комиссия ГУФСИН России по ПК в установленном порядке рассмотрела и приняла решение о направлении документов истца в комиссию ФСИН России. Считает, что Ц.В.Г. (супруг истца) умышленно, с целью постановки на учет совершил намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий путем снятия с регистрационного учета. Что касается решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет, то оно принято в пределах полномочий комиссии и полностью соответствует требованиям действующего законодательства на момент принятии решения и нормативных документов. Требование о возложении обязанности на ГУФСИН России по ПК оформить учетное дело для передачи его в ФСИН России неисполнимо, поскольку оно уже было оформлено и направлено для принятия решения, которое в настоящее время обжалуется.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, давая оценку всем имеющимся доказательствам по делу в их совокупности, суд находит исковые требования к ФСИН России подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который закрепляет как право указанных сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 данного закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ и пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного закона.
Судом установлено, что <дата> Торшина-Осеева Т.В. обратилась с заявлением (рапортом) к директору ФСИН России о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи три человека, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 319.
На основании справки от <дата> документы, необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения приняты, и по единогласному решению комиссии ГУФСИН России по ПК от <дата> <номер> направлены в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения жилого помещения, на основании п.2 ч. 3 ст. 4 ФЗ РФ от 30.12.2012 № 283-ФЗ.
Решением комиссии ФСИН России от <дата> <номер> Торшиной-Осеевой Т.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по следующим основаниям: в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году в соответствии с ч. 8 ст. 4 ФЗ РФ от 30.12.2012 № 283-ФЗ; в рамках рассмотрения п.12 Правил, утвержденных постановлением Правительством РФ от 24.04.2013 № 369, в соответствии с п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительством РФ от 24.04.2013 № 369, заявитель не предоставил выписки из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, что не позволяет установить факт ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Комиссией ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения и единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в качестве намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, расценены действия супруга Торшиной-Осеевой Т.В. – Ц.В.Г., выразившиеся в снятии его с регистрационного учета из жилого помещения по адресу: Приморский край, г.Фокино, <адрес>, тогда как приведенной выше нормой закона такие действия не предусмотрены в качестве намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Оснований, предусмотренных частью 8 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", свидетельствующих о совершении намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, не установлено.
Реализация гражданами Российской Федерации своего права на свободу передвижения и выбор места жительства, предусмотренного Конституцией РФ и Законом от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может расцениваться как совершение намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий Ц.В.Г.
Кроме того, из материалов дела следует, что с <дата> по <дата> Ц.В.Г. был зарегистрирован по адресу: Приморский край, г.Фокино, <адрес>; с <дата> по <дата> – по адресу: Приморский край, г.Фокино, <адрес>.
Жилое помещение, общей площадью 31,4 кв.м., по адресу: Приморский край, г.Фокино, <адрес> принадлежит на праве собственности по завещанию – Ц.В.Г., брату Ц.В.Г.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Данные обстоятельства подтверждаются справкой от <дата> <номер> ГО ЗАТО г.Фокино, свидетельством о государственной регистрации права от <дата> <номер>, свидетельством о праве на наследство по завещанию от <дата>.
Согласно пункту 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи; б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; д) справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении; е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы; ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации); з) копия документа, удостоверяющего статус Героя Российской Федерации (в случае если сотрудник удостоен звания Героя Российской Федерации); и) копия документа, подтверждающего участие в боевых действиях на территории Афганистана (в случае если сотрудник является ветераном боевых действий на территории Афганистана).
Согласно пункту 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Министерством внутренних дел России разработаны методические рекомендации по принятию сотрудников территориальных органов (на окружном, межрегиональном и региональном уровнях) учреждений и организаций системы МВД России на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и ее предоставления.
Согласно приложению 4 к Методическим рекомендациям предусмотрено предоставление документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений: до 1998 года предоставляются справки из бюро технической инвентаризации со всех мест регистрации по месту жительства сотрудников и членов его семьи, а с 1998 года предоставляются выписки из Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ними по всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Правил для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
При выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия возвращает их сотруднику с указанием причин возврата (пункт 12 Правил). Согласно п. 14 Правил на комиссию возложены функции по проверке сведений, содержащихся в документах, представленных сотрудником в соответствии с п. 5 Правил, направлении в случае необходимости запросов в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии условий для принятия на учет для получения единовременной выплаты.
Из содержания приведенных норм следует, что актом реагирования на заявление сотрудника является решение о принятии его на учет для получения единовременной выплаты, решение об отказе в принятии на учет для получения единовременной выплаты либо возврат документов при условии, что установлена недостоверность информации в представленных документах. Возврат документов заявителю для их доработки в связи с неполным соответствием перечню, указанному в п. 5 Правил, не предусмотрен.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела не был установлен факт предоставления истцом ответчику недостоверной информации при подаче заявления о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Требования пункта 5 Правил истец выполнил.
Таким образом, суд считает необоснованным отказ в принятии на учет для получения единовременной выплаты в связи с отсутствием данных о месте регистрации супруга Торшиной-Осеевой Т.В. в период с <дата> по <дата>, поскольку, представленные истцом в ГУФСИН России по ПК документы по истечении 15 рабочих дней не были ему возвращены, не было указано на наличие в них недостатков, истец не был предупрежден о продлении срока рассмотрения документов, что давало ему основания полагать о соответствии пакета документов перечню, установленному п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
В связи с изложенным, суд находит решение ФСИН России от <дата> <номер> об отказе Торшиной-Осеевой Т.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным.
В указанной ситуации у Торшиной-Осеевой Т.В. имеются все основания для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на состав семьи два человек, в соответствии с ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Суд находит, что восстановление прав истца возможно лишь путем постановки Торшиной-Осеевой Т.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи два человек с даты подачи рапорта, то есть с <дата>, что является компетенцией ФСИН Росии. В связи с чем, суд возлагает на него эту обязанность.
Что касается требований к ГУФСИН России по ПК о формировании нового пакета документов, то оно удовлетворению не подлежит, поскольку не направлено на восстановление прав истца. ФСИН России принимало решению по представленному ГУФСИН России пакету документов, и формирования нового пакета документов для принятия решения не требуется.
Руководствуясь ст. 196-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Торшиной-Осеевой Т. В. к Федеральной службе исполнения наказаний России удовлетворить.
Признать незаконным решение Федеральной службы исполнения наказаний, оформленное протоколом заседания комиссии ФСИН России от <дата> <номер> об отказе Торшиной-Осеевой Т. В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России в течение 30 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения устранить допущенное нарушение путем постановки Торшиной-Осеевой Т. В. на учет для получения единовременной социальной выплаты с <дата> составом семьи два человека.
Исковые требования Торшиной-Осеевой Т. В. к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья С.А. Юлбарисова