Решение суда о признании права отказа в постановке на учет незаконным, возложении обязанности поставить на учет № 2-1808/2017 ~ М-1873/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-1808/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Омск 07 августа 2017 года

Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сахновой О.В.

при секретаре Новосельцевой Ю.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Рахметова М. Г. к УФСИН России по Омской области, ФСИН России о признании права отказа в постановке на учет незаконным, возложении обязанности поставить на учет,

УСТАНОВИЛ:

Рахметов М.Г. обратился в суд с иском к УФСИН России по Омской области, ФСИН России о признании права отказа в постановке на учет незаконным, возложении обязанности поставить на учет.

В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в ФКУ ОВК УФСИН России по Омской области.

ДД.ММ.ГГГГ обратился в комиссию УФСИН России по Омской области с необходимыми документами для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Решением комиссии ФСИН РФ по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов ФСИН РФ единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с предоставлением неполного пакета документов (нет информации о регистрации дочери истца до ДД.ММ.ГГГГ) и в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.

На основании изложенного просит признать решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, обязать комиссию ФСИН России поставить его на учет для получения указанной выплаты в установленном законом порядке.

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика ФСИН России просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, ссылаясь на то, что комиссией УФСИН России по Омской области были в установленном законом порядке произведены действия по принятию документов Рахметова М.Г., проверке сведений, а также подготовке для направления и направления документов в Комиссию ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке Рахметова М.Г. на учет для получения единовременной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии ФСИН РФ, по итогам которого Рахметову М.Г. отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты как не представившему в полном объеме документы и в связи с обеспеченностью площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. На момент подачи документов Рахметовым М.Г. было предоставлено свидетельство о регистрации по месту жительства, согласно которому Рахметова Д. М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>. При этом на момент подачи рапорта Рахметовым М.Г. не было предоставлено сведений о регистрации его дочери - Рахметова Д. М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., за последние 5 лет, т.е. с момента рождения и до момента регистрации по месту жительства. Кроме того, Рахметовым М.Г. не была предоставлена выписка из домовой книги. Также, согласно представленной на момент подачи рапорта копии финансово-лицевого счета в <адрес> постоянно зарегистрированы Цыганок Е.В. – собственник, Рахметова М.Ю. – дочь, Рахметова Д.М. – внучка, Рахметов М.Г. (временно на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, в указанном жилом помещении общей площадью 63,1 кв.м. проживают 4 человека, что свидетельствует об обеспеченности общей площадью жилого помещения более 15 кв.м. на одного члена семьи. В связи с отсутствием противоправных действий со стороны ответчиков просит в удовлетворении требования о компенсации морального вреда отказать.

В судебном заседании представитель истца Сиротин А.Г., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Омской области Мурашова Т.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании требования не признала ввиду их необоснованности.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года №369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах РФ.

На основании п.4 указанных Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, к которому прилагаются, помимо прочих документов выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние пять лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.

Аналогичное положение предусматривалось в п.5 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года №496.

Абзацем 3 п.7 Порядка предусмотрено, что в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений УИС, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Территориальные подкомиссии).

Согласно п.10 Порядка, территориальные подкомиссии и Подкомиссии в 7 настоящего Порядка, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в соответствующих учреждениях и органах УИС:

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

10.1. Осуществляют следующие функции:

принятие документов для получения единовременной выплаты;

проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты;

подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.10.2. В целях выполнения возложенных на них функций осуществляют следующие основные полномочия:

регистрируют рапорта и заявления в Книгах учета заявлений;

проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата;

для определения причинной связи гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах УИС, запрашивают в кадровых и медицинских подразделениях соответствующие заключения;

рассматривают в 20-дневный срок со дня регистрации рапорта, заявления на заседаниях Территориальных подкомиссий и Подкомиссий документы для получения единовременной выплаты в целях принятия решения об их направлении в Комиссию ФСИН России с указанием в протоколах заседаний указанных подкомиссий оснований принятых решений. Ведение Книги учета заявлений возлагается на секретарей комиссий.

Пунктом 8.1.2 Порядка предусмотрено, что Комиссия ФСИН России осуществляет функции по принятию решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.

В соответствии с п.19 Порядка документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены Комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.

Согласно п.23 Порядка выписки из решений Комиссии ФСИН России в течение 10 дней со дня их издания направляются в заинтересованные Территориальные подкомиссии и Подкомиссии.

Территориальные подкомиссии и Подкомиссии не позднее 3 рабочих дней со дня получения выписок из решений Комиссии ФСИН России доводят их до сведения сотрудников и граждан.

В судебном заседании установлено, что Рахметов М.Г. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы ФСИН России, выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составляла 14 лет 05 месяцев 08 дней, что подтверждается послужным списком № и справкой ФКУ ОВК УФСИН России по Омской области. Данные обстоятельства ответчиками не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ Рахметов М.Г. обратился в комиссию УФСИН России по Омской области с необходимыми документами для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии УФСИН России по Омской области предоставленные истцом документы были проверены и направлены в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет Рахметова М.Г.

Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о рассмотрении рапортов (заявлений) и документов для постановки граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты принято решение об отказе в постановке Рахметова М.Г. на учет в связи с предоставлением неполного пакета документов, а также в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.

Из материалов дела усматривается, что согласно копии финансово-лицевого счета в <адрес>, общей площадью 63,1 кв.м., постоянно зарегистрированы Цыганок Е.В. – собственник, Рахметова М.Ю. – дочь, Рахметова Д.М. – внучка, Рахметов М.Г. (временно на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Кроме того, из справок ОУФМС России по Ямало-ненецкому автономному округу в Пуровском районе от ДД.ММ.ГГГГ и УМВД РФ по Ямало-ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Рахметов М.Г., Рахметов В.Г., Рахметова О.В. зарегистрированы по месту жительства по адресу: Ямало-ненецкий автономный округ, <адрес>, общей площадью 44,6 кв.м. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимого имущества и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного жилого помещения является Рахметов В.Г.

Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч.1).

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч.2).

Как разъяснено в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Суд при разрешении данного спора учитывает, что истец вселен в жилое помещение по адресу: <адрес> матерью супруги – Цыганок Е.В., зарегистрирован по месту жительства с согласия собственника, его проживание в жилом помещении, принадлежащем матери супруги, носит постоянный и длительный характер, что имеет существенное значение для дела, поскольку указывает на необходимость учета площади занимаемого жилого помещения при определении нуждаемости Рахметова М.Г. для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ. Кроме того, истец был вселен в качестве члена семьи в жилое помещение по адресу: Ямало-ненецкий автономный округ, <адрес>, общей площадью 44,6 кв.м., принадлежащей на праве собственности брату истца Рахметову В.Г., при этом то обстоятельство, что в настоящее время истец проживает по адресу: <адрес>, не свидетельствует об утрате права пользования данным жилым помещением.

Поскольку на каждого члена семьи истца приходится более 15 кв.м., у истца не возникло право на получение единовременной социальной выплаты, следовательно, ему правомерно отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что требования истца о признании права на получение единовременной социальной выплаты удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 167 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Рахметова М. Г. к УФСИН России по Омской области, ФСИН России о признании права отказа в постановке на учет незаконным, возложении обязанности поставить на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилья с момента подачи рапорта отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 10 августа 2017 года

Судья О.В. Сахнова