Решение суда о признании права на получение пособия на погребение, взыскании пособия на погребение, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности назначить пенсию и произвести перерасчет № 2-1409/2017 ~ М-1228/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

                                Дело № 2- 1409\2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«16» июня 2017 года Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Н.А. Огурцовой

при секретаре А.А. Царакаеве

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кибановой И. Х. к федеральному казенному учреждению Военный комиссариат Приморского края, третьи лица центр социального обеспечения военного комиссариата Приморского края, военный комиссариат Советского и Первореченского районов г. Владивостока, военный комиссариат по городу Находка, военный комиссариат Первомайского района г. Владивостока о признании права на получение пособия на погребение, взыскании пособия на погребение, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности назначить пенсию и произвести перерасчет

УСТАНОВИЛ:

Кибанова И.Х. обратилась в суд с вышеназванным иском к военному комиссариату Приморского края, в обоснование которого указала следующее.

Дети истца – К.А.А., <дата> года рождения, К.В.А., <дата> года рождения, и К.И.А., <дата> года рождения, – были детьми военнослужащего войсковой части <номер> мичмана К.А.М..

В связи с сокращением воинской должности и наличием у К.А.М. выслуги лет в Вооруженных Силах РФ более 22 лет вышестоящим командованием был подписан приказ от <дата> <номер> о досрочном увольнении в запас мичмана К.А.М. в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Приказом командира войсковой части <номер> от <дата> <номер> мичман К.А.М. с <дата> исключен из списков личного состава войсковой части <номер> и направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата Приморского края.

Поскольку при увольнении с военной службы Минобороны России предоставило семье истца квартиру по адресу: г. Владивосток, <адрес>, военно-учетные документы покойный супруг истца сдал в отдел военного комиссариата Приморского края по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока по месту избранного жительства. Однако, по неизвестным причинам, отдел военного комиссариата не поставил К.А.М. на воинский учет и не оформил документы для назначения пенсии по выслуге лет на основании Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон РФ от 12.02.1993 №4468-1).

<дата> К.А.М. умер в результате ДТП. После похорон К.А.М. истец Кибанова И.Х. обратилась в отдел военного комиссара Приморского края по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока с просьбой назначить несовершеннолетним детям К.А.М. и Кибановой И.Х. пенсию по случаю потери кормильца, а также с просьбой компенсировать расходы, понесенные на погребение К.А.М.

Истцу устно объяснили, что трехмесячный срок истек и детям не положена пенсия по случаю потери кормильца. Также не положена компенсация на погребение.

После получения данного ответа Кибанова И.Х. обратилась непосредственно в адрес военного комиссара Приморского края, который пояснил, что проблем не должно быть и, поскольку она зарегистрирована в г. Находке, попросил забрать военно-учетные документы К.А.М. из отдела военного комиссариата по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока и сдать их в отдел военного комиссариата Приморского края по г. Находка.

Истцом незамедлительно было выполнено указание военного комиссара Приморского края. Кибанова И.Х. подала в отдел военного комиссариата Приморского края по г. Находка заявление о компенсации расходов, связанных с похоронами К.А.М.

В середине января 2017 года Кибанова И.Х. получила ответ отдела военного комиссариата Приморского края по г. Находка на свое обращение. Кибановой И.Х. было отказано в предоставлении компенсации расходов, затраченных на погребение военного пенсионера.

В конце января 2017 года Кибановой И.Х. было получено письмо из военного комиссариата Приморского края, которым несовершеннолетним детям истца было отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца по тому основанию, что К.А.М. в отдел военного комиссариата Приморского края по г. Находка за назначением пенсии не обращался, умер <дата>, то есть по истечении трех месяцев после увольнения с военной службы.

Также в данном письме было указано, что К.А.М. не имел общей продолжительности военной службы 20 лет и ни к одной из перечисленных в Приказе Министра обороны РФ от 13.01.2008 №5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» категорий не относился, поэтому Кибанова И.Х. не имеет права на компенсацию расходов по оплате ритуальных услуг.

Отказ в назначении пенсии по случаю потери кормильца несовершеннолетним детям является незаконным, нарушает право несовершеннолетних детей на пенсионное обеспечение, а также право Кибановой И.Х. на компенсацию похорон супруга – военного пенсионера.

Все условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, определенные Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1, распространяются на несовершеннолетних детей К.А.М. и Кибановой И.Х.

Военный комиссариат Приморского края обязан пересчитать неполученную пенсию по случаю потери кормильца несовершеннолетними детьми и впредь назначить им пенсию по случаю потери кормильца.

Кибанова И.Х., похоронив К.А.М. – пенсионера из числа военнослужащих, мичмана запаса – понесла расходы на погребение в размере <данные изъяты> Военный комиссариат Приморского края обязан рассчитать и возместить понесенные Кибановой И.Х. расходы на погребение.

На основании изложенного истец просит признать за Кибановой И. Х. право на получение пособия на погребение мичмана запаса К.А.М. в размере <данные изъяты> Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Приморского края» в пользу Кибановой И. Х. неполученное пособие на погребение мичмана запаса К.А.М. в сумме <данные изъяты> Признать за несовершеннолетними детьми – К.А.А., <дата> года рождения, К.В.А., <дата> года рождения, и К.И.А., <дата> года рождения, – право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Приморского края» произвести перерасчет и назначить пенсию по случаю потери кормильца несовершеннолетним детям – К.А.А., <дата> года рождения, К.В.А., <дата> года рождения, и К.И.А., <дата> года рождения, – с момента смерти их отца – военного пенсионера К.А.М.

В качестве третьих лиц в исковом заявлении были указаны центр социального обеспечения военного комиссариата Приморского края, отдел военного комиссариата Приморского края по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока, отдел военного комиссариата Приморского края по г. Находка.

<дата> к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен военный комиссариат Первомайского района г. Владивостока (л.д. 57).

В судебном заседании истец, представитель истца на основании доверенности – Вазюков С.Н. – настаивали на заявленных требованиях по доводам и основаниям, изложенным в иске. Дополнили, что К.А.М., на основании положений статьи 1 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, являлся пенсионером Минобороны России, даже несмотря на то, что военный комиссариат Приморского края по своей вине не назначил ему пенсию. У К.А.М. было право на пенсию от Минобороны России, следовательно, у его несовершеннолетних детей есть право на получение пенсии по случаю потери кормильца именно от Минобороны России.

Представитель ответчика военного комиссариата Приморского края на основании доверенности – Каленская Л.Д. – в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, отраженным в отзыве на иск (л.д. 76-78). Пояснила, что назначение пенсии Минобороны России носит заявительный характер. Согласно книге учета письменных обращений граждан (инвентарный номер <номер> за 2016 год) в военный комиссариат г. Находка за назначением пенсии К.А.М. не обращался. Он умер по истечении трех месяцев со дня увольнения с военной службы. Таким образом, права на пенсию по случаю потери кормильца от Минобороны России истец не имеет. У истца есть право на получение пенсии по случаю потери кормильца через Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края.

Кроме того, поскольку К.А.М. имел общую продолжительность военной службы менее двадцати лет, а также учитывая, что он не относится ни к одной из иных категорий лиц, указанных в Приказе Министра обороны РФ от 13.01.2008 №5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы», права на компенсацию расходов по оплате ритуальных услуг, изготовление и установку надгробного памятника истец также не имеет.

Представитель третьего лица военного комиссариата Советского и Первореченского районов г. Владивостока на основании доверенности – Онипсенко С.Г. – в судебном заседании также возражала против удовлетворения искового заявления по доводам, изложенным в представленном письменном возражении (л.д. 31-34). Указала, что К.А.М. обратился не в военный комиссариат Первомайского района г. Владивостока, а в военный комиссариат Советского и Первореченского районов г. Владивостока <дата>. При обращении он имел при себе личное дело с сопроводительным письмом, адресованным военному комиссариату Первомайского района г. Владивостока. Должностному лицу военного комиссариата Советского и Первореченского районов г. Владивостока К.А.М. сообщил, что прописки по Первореченскому району у него нет. Также пояснил, что получил квартиру по адресу: г. Владивосток, <адрес>, прописку предоставит в течение нескольких дней, в связи с чем просил принять личное дело, чтобы не перенаправлять его из военного комиссариата Первомайского района г. Владивостока. Обязался принести паспорт с регистрацией по месту проживания в ближайшее время.

При исключении из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации гражданин обязан явиться в двухнедельный срок для постановки на воинский учет в военный комиссариат по месту регистрации, иметь при себе соответствующие документы: паспорт с регистрацией по месту проживания, военный билет, личное дело военнослужащего, предписание.

Однако К.А.М. явился в военный комиссариат Советского и Первореченского районов г. Владивостока без регистрации по данным районам, ввел в заблуждение сотрудников, оставив на хранение личное дело. Соответственно, поставить К.А.М. на учет в военном комиссариате Советского и Первореченского районов г. Владивостока без регистрации не представлялось возможным. Также, в связи с отсутствием регистрации по Советскому или Первореченскому районам, у К.А.М. не отбиралось заявление.

Впоследствии К.А.М. ни в военный комиссариат Советского и Первореченского районов г. Владивостока, ни в какой-либо другой военный комиссариат на территории Приморского края для постановки на воинский учет по месту регистрации не обращался.

Согласно ответу Краевого адресного бюро от <дата> К.А.М. имел постоянное место регистрации по адресу: ЗАТО г. Фокино, <адрес>. Также у него была оформлена временная регистрация по адресу: г. Владивосток, <адрес> с <дата> по <дата>.

К.А.М. утратил статус военнослужащего, поскольку был уволен с воинской службы <дата>. На учет по месту регистрации в военный комиссариат К.А.М. не встал, в пенсионный отдел по месту регистрации для оформления и назначения пенсии не обращался.

Поскольку К.А.М. утратил статус военнослужащего и ни к одной из других категорий, перечисленных в Приказе Министра обороны РФ от 13.01.2008 №5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы», не относился, прав на возмещение расходов, понесенных на погребение, истец не имеет.

К.А.М. умер по истечении трех месяцев двух дней со дня увольнения с военной службы, в связи с чем права на выплату пенсии по случаю потери кормильца детям умершего К.А.М. от Минобороны России утрачены. Кибановой И.Х. необходимо обратиться в отдел государственного пенсионного обеспечения по месту жительства для оформления пенсии на детей по случаю потери кормильца.

Представители третьих лиц центра социального обеспечения военного комиссариата Приморского края, военного комиссариата г. Находка, военного комиссариата Первомайского района г. Владивостока в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (л.д. 62-64). Причины их неявки суду неизвестны, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

При таких обстоятельствах, с учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц центра социального обеспечения Военного комиссариата Приморского края, военного комиссариата г. Находка, военного комиссариата Первомайского района г. Владивостока.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, давая оценку всем представленным доказательствам в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.

Основы государственной политики в области социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон «О статусе военнослужащих»).

Согласно подпункту «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Приказом Командующего Приморской флотилией разнородных сил Тихоокеанского флота <номер> от <дата> мичман К.А.М., <дата> года рождения, был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (л.д. 8).

Приказом командира войсковой части <номер> <номер> от <дата> мичман К.А.М., состоящий в распоряжении командира войсковой части <номер>, с <дата> был исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения (л.д. 9).

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и их семей установлен Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон РФ от 12.02.1993 №4468-1).

По смыслу пункта «а» статьи 1 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении (далее – общая продолжительность военной службы) или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении. Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется Правительством Российской Федерации.

Из содержания приказа Командующего Приморской флотилией разнородных сил Тихоокеанского флота <номер> от <дата> (л.д. 8) следует, что выслуга лет К.А.М. в календарном исчислении составляет 15 лет 07 месяцев, в льготном исчислении – 22 года 10 месяцев.

В приказе командира войсковой части <номер> <номер> от <дата> (л.д. 9) было указано, что общая продолжительность военной службы К.А.М. в календарном исчислении по состоянию на <дата> составляет 16 лет 06 месяцев.

Согласно положениям статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более;

б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В силу пункта «а» части 1 статьи 5 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

По смыслу статьи 6 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

В соответствии с положениями статьи 51 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.

Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 54 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте – дата их отправления.

В случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.

Приведенные положения статей 51, 54 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 свидетельствуют о том, что назначение пенсии за выслугу лет, предусмотренной указанным Законом, носит заявительный характер.

По смыслу абзаца 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

В приказе Командующего Приморской флотилией разнородных сил Тихоокеанского флота <номер> от <дата> (л.д. 8) отражено, что К.А.М. подлежит направлению на воинский учет в отдел военного комиссариата по Первомайскому району г. Владивостока. Аналогичным образом в приказе командира войсковой части <номер> <номер> от <дата> (л.д. 9) было указано, что К.А.М. направляется на воинский учет в отдел военного комиссариата Приморского края по Первомайскому району г. Владивостока.

В материалы дела представлено сопроводительное письмо, составленное ВрИО начальника отделения кадров войсковой части <номер> (исх. <номер> от <дата>), на имя начальника отдела военного комиссариата Приморского края по Первомайскому району г. Владивостока, которым направлено личное дело мичмана К.А.М. для дальнейшего учета и ведения (л.д. 35).

В то же время, согласно ответу третьего лица военного комиссариата Первомайского района г. Владивостока от <дата> <номер>, мичман запаса К.А.М. в военный комиссариат Первомайского района г. Владивостока в период июнь-июль 2016 года по вопросу постановки на воинский учет, оформления пенсии, после увольнения из рядов Вооруженных Сил РФ, не обращался. Его жена – Кибанова И.Х. – в адрес военного комиссариата Первомайского района г. Владивостока в период с июня 2016 года по настоящее время не обращалась (л.д. 67).

Из содержания копии книги учета входящей корреспонденции отдела ВКПК по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока (том <номер> с <номер> по <номер>), оригинал которой обозревался судом в судебном заседании, следует, что <дата> военным комиссариатом Советского и Первореченского районов г. Владивостока было принято сопроводительное письмо исх. <номер> от <дата> от войсковой части <номер>, к которому было приложено личное дело мичмана К.А.М. (л.д. 80-82).

Указанное обстоятельство, а также тот факт, что вышеназванное сопроводительное письмо исх. <номер> от <дата> на имя начальника отдела военного комиссариата Приморского края по Первомайскому району г. Владивостока было представлено суду непосредственно представителем третьего лица военного комиссариата Советского и Первореченского районов г. Владивостока, позволяют суду признать обоснованным довод представителя военного комиссариата Советского и Первореченского районов г. Владивостока о том, что личное дело К.А.М. действительно находилось на хранении в указанном военном комиссариате.

Впоследствии – <дата> – данное личное дело К.А.М. было запрошено военным комиссариатом г. Находка (л.д. 36) и <дата> выдано на руки Кибановой И.Х. для передачи в военный комиссариат г. Находка с соответствующим сопроводительным письмом (л.д. 37, 38).

Вместе с тем, суд принимает во внимание следующее.

Как пояснил в ходе судебного заседания представитель третьего лица военного комиссариата Советского и Первореченского районов г. Владивостока, сотрудниками указанного военного комиссариата от К.А.М. заявление о назначении ему пенсии не отбиралось.

В подтверждение указанного довода военным комиссариатом Советского и Первореченского районов г. Владивостока была представлена справка от <дата>, в которой отражено, что К.А.М. в военном комиссариате Советского и Первореченского районов г. Владивостока в июне, июле и августе 2016 года на воинский учет не вставал (л.д. 79).

По смыслу пункта 2 статьи 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, – по месту их пребывания.

Согласно сведениям Управления по вопросам миграции УМВД России по Приморскому краю К.А.М. с <дата> был зарегистрирован по месту жительства по адресу: ЗАТО г. Фокино, <адрес> (оборот л.д. 66).

Данный факт свидетельствует о том, что военным комиссариатом Советского и Первореченского районов г. Владивостока от К.А.М. действительно, в силу действующего законодательства, не могло быть принято заявление о назначении ему пенсии.

Также довод третьего лица военного комиссариата Советского и Первореченского районов г. Владивостока о том, что сотрудниками указанного военного комиссариата от К.А.М. заявление о назначении ему пенсии не отбиралось, подтверждается отсутствием в вышеназванной книге учета входящей корреспонденции отдела ВКПК по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока (том <номер> с <номер> по <номер>) записи о подаче К.А.М. заявления о назначении пенсии.

Изложенное свидетельствует о том, что К.А.М. заявление о назначении ему пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1, в военный комиссариат Советского и Первореченского районов г. Владивостока не подавал.

Стороной истца надлежащих письменных доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, не представлено. Также стороной истца не представлено документов, из содержания которых бы следовало, что К.А.М. подавал заявление о назначении пенсии в иной военный комиссариат на территории Приморского края.

Таким образом, учитывая, что назначение пенсии в соответствии с положениями Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 носит заявительный характер, с заявлением о назначении ему пенсии К.А.М. не обращался, суд приходит к выводу о том, что пенсия, предусмотренная Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1, К.А.М. не назначалась, и он не являлся пенсионером Минобороны России.

<дата> К.А.М. умер, что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты> <номер> (л.д. 11).

Судом установлено, что истец Кибанова И.Х. является вдовой умершего К.А.М. (л.д. 12).

Также в судебном заседании установлено и лицами, участвующими в деле, не отрицалась, что несовершеннолетними детьми К.А.М. и Кибановой И.Х. являются: К.А.А., <дата> года рождения, К.В.А., <дата> года рождения, и К.И.А., <дата> года рождения (л.д. 14-16).

В соответствии с частями 2, 3 статьи 5 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца. Семьи умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.

В силу статьи 28 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц – если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при соблюдении условия, указанного в части первой статьи 18 настоящего Закона), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.

Согласно части 1 статьи 29 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.

Поскольку К.А.М. был исключен из списков личного состава войсковой части <дата>, а умер <дата>, то есть, по истечении трех месяцев со дня увольнения со службы, а также принимая во внимание сделанный выше вывод о том, что К.А.М. пенсионером Минобороны России не являлся, то семье К.А.М. не может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца на основании статьи 28 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1.

<дата> Кибанова И.Х. обратилась в военный комиссариат г. Находка с заявлением о выплате ей пособия на погребение умершего мичмана запаса К.А.М. (л.д. 17).

Факт несения Кибановой И.Х. расходов на погребение К.А.М. в размере <данные изъяты> подтверждается представленной квитанцией серии <данные изъяты> <номер>, выданной ИП Ч.А.А. (л.д. 19).

<дата> военным комиссариатом г. Находка Кибановой И.Х. был дан ответ <номер>, которым в выплате пособия на погребение было отказано в связи с тем, что К.А.М. не относится ни к одной из категорий лиц, перечисленных в Приказе Министра обороны РФ от 13.01.2008 №5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» (л.д. 18).

В соответствии с пунктом 2 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденный Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008 №5 (далее – Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих), порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются:

а) на военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания;

б) на погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность военной службы 20 и более лет;

в) на ветеранов военной службы;

г) на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы;

д) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено правило, согласно которому граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» постановлено в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).

Поскольку К.А.М. был уволен с военной службы, то статус военнослужащего им был утрачен. Общая продолжительность военной службы К.А.М., под которой, в соответствии с указанными выше положениями статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», понимается общая продолжительность военной службы в календарном исчислении, составляла менее 20 лет. При этом сторона истца не оспаривала общую продолжительность военной службы К.А.М., указанную в приказе Командующего Приморской флотилией разнородных сил Тихоокеанского флота <номер> от <дата> (15 лет 07 месяцев), а также в приказе командира войсковой части <номер> <номер> от <дата> (16 лет 06 месяцев). К иным категориям, предусмотренным Порядком погребения погибших (умерших) военнослужащих, К.А.М. не относился. Пенсионером Минобороны России К.А.М. не являлся. Таким образом, выплата Кибановой И.Х. пособия на погребение в соответствии с приведенными выше положениями нормативных правовых актов не может быть осуществлена.

С учетом изложенного у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ

Кибановой И. Х. в удовлетворении исковых требований к федеральному казенному учреждению Военный комиссариат Приморского края, третьи лица центр социального обеспечения военного комиссариата Приморского края, военный комиссариат Советского и Первореченского районов г. Владивостока, военный комиссариат по городу Находка, военный комиссариат Первомайского района г. Владивостока о признании права на получение пособия на погребение, взыскании пособия на погребение, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности назначить пенсию и произвести перерасчет- отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, которое будет изготовлено в течение пяти дней.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

        Судья                        Н.А. Огурцова