Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело №2-2249/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 мая 2017 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Симон Н.Б.
при секретаре Грапельман Я.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» о признании права на получение пенсии, признании незаконным решения, возложении обязанности возобновить выплату пенсии, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» о признании права на получение пенсии, признании незаконным решения, возложении обязанности возобновить выплату пенсии, взыскании денежных средств.
В обоснование требований указывает на то, что в марте 2016 года обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет на основании п. «б» ст. 13 ФЗ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Поскольку право на пенсию возникло после 18 декабря 2014 года, несвоевременное обращение за пенсией было вызвано несколькими причинами: поздней постановки на воинский учет, отсутствия в личном деле военнослужащего расчета выслуги лет, смены места жительства, поступление личного дела с расчетом выслуги лет в марте 2016 года. Полагает, что пенсия должна была быть назначена с 17 марта 2015 года, вместо этого ответчиком принято решение о назначении пенсии с 22 декабря 2015 года в размере <данные изъяты> руб., которая выплачивалась ежемесячно по 31 июля 2016 года включительно.
Таким образом, недоплата пенсии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб., из расчета <данные изъяты> руб. ежемесячно.
В последующем с ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии ответчиком была прекращена ввиду того обстоятельства, что увольнение с военной службы в запас с выслугой менее 20 лет произведено в период ее приостановления (без зачета периода приостановления военной службы в ее продолжительность), статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, утратил с ДД.ММ.ГГГГ и на указанную дату отсутствовало достижение 45-летнего возраста.
Полагает решение Военного комиссариата Алтайского края о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет является незаконным и нарушает пенсионные права, как офицера запаса, имеющего право на получение соответствующей социальной выплаты.
В соответствии с выпиской из приказа Министра обороны РФ от 12 декабря 2009 года № 294 на основании ст. 2 Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года № 3-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации», истец, являясь судьей Кемеровского гарнизонного военного суда, был исключен из числа прикомандированных к военным судам, и военная служба была приостановлена, без увольнения с военной службы.
В дальнейшем на основании приказа .... от ДД.ММ.ГГГГ № как военнослужащий был исключен из списков личного состава суда с ДД.ММ.ГГГГ без увольнения с военной службы.
Приказом министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № истец, являясь <данные изъяты> ...., был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании пп. «а» п.2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно выписке из приказа .... от ДД.ММ.ГГГГ №, истец исключен из списков личного состава суда и только после указанной даты утратил статус военнослужащего.
Поэтому имеет общий трудовой стаж более 26 лет (26 лет 24 дня), из которых более 12 лет 6 месяцев (13 лет 11 месяцев 18 дней) составляет военная служба. При этом в расчет выслуги лет по военной службе время приостановления военной службы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 7 месяцев 17 дней) ошибочно занесено при подсчете в календарную выслугу лет, поскольку этот период относится к общему трудовому стажу. Вместе с тем, из-за неверного подсчета стажа общая выслуга лет не изменилась.
Полагает, что имеет право на получение пенсии за выслугу лет по п. «б» ч. 1 ст. 13 Закона, поскольку соблюдены все необходимые условия, а именно достижение 45-летнего возраста, наличие общего трудового стажа более 26 календарных лет, их которых более 12 лет 6 месяцев составляет военная служба. Выводы ответчика о том, что военно-служебные отношения прекращены 01 мая 2010 года, на указанную дату отсутствовало достижение 45-летнего возраста, являются ошибочными.
Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неполученная пенсия составила <данные изъяты> руб., из расчета ежемесячной выплаты <данные изъяты> руб.
По таким основаниям истец просит признать право на получение пенсии за выслугу лет по п. «б» ч. 1 ст. 13 ФЗ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», с 17 марта 2015 года, признать незаконным решение Военного комиссариата Алтайского края о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, обязать Военный комиссариат Алтайского края возобновить выплату ранее установленной пенсии за выслугу лет в размере <данные изъяты> руб. ежемесячно, взыскать с Военного комиссариата Алтайского края невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., а также единовременную денежную выплату в размере <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец ФИО1 на требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Военного комиссариата Алтайского края ФИО4 в судебном заседании возражала против требований по доводам письменного отзыва, согласно которого статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту истец утратил с ДД.ММ.ГГГГ, с даты когда военная служба была приостановлена и он исключен из числа прикомандированных к военным судам Российской Федерации, на указанную дату он не достиг 45-летнего возраста, поэтому право на назначение и выплату пенсии не возникло. На оснований положений п. «б» ст. 13 и п. «а» ст. 53 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 истцу с ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия за выслугу лет. Учитывая, что в поступивших документах, а именно в приказе об увольнении с военной службы ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ и денежном аттестате Серии № имелись расхождения о дате удовлетворения денежным довольствием, а также в связи с несвоевременным обращением за назначением пенсии - военным комиссариатом Алтайского края для решения вопроса о доплате пенсии за прошлое время личное (пенсионное) дело ФИО1 было направлено на консультацию в адрес руководителя Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ..... Согласно поступившего пенсионного (личного) дела ФИО1 и решения Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации было принято решение о прекращении выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием у заявителя права на пенсию по линии Министерства обороны Российской Федерации. О принятом решении истцу было сообщено письмом за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что истцом без уважительной причины пропущен трехмесячный срок, установленный в ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для обращения в суд и обжалования действий, поскольку информация о прекращении ему выплаты стала известна еще в августе 2016 года, поскольку отсутствовало зачисление пенсии на счет.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы личного дела истца, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на военную службу истец был призван ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа Министра обороны СССР № от ДД.ММ.ГГГГ года уволен в запас.
В последующем истец был принят на военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ и откомандирован в распоряжение военного ...., откуда был назначен на должность ..... Прослужив на разных должностях в указанной организации – ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями пп. «б» п. 1 ст. 51 Федерального Закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № истец был уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы и исключен из списков личного состава военной прокуратуры. Вновь на военную службу истец согласно заключенного контракта был зачислен 09 июня 2003 года и откомандирован в распоряжение командира войсковой части № (сроком на 5 лет).
На основании приказа Директора Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации - командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ истец был освобожден от занимаемой должности и на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № прикомандирован к военным судам с оставлением на военной службе в кадрах Железнодорожных войск РФ и направлен в распоряжение председателя Кемеровского гарнизонного военного суда.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был назначен .....
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 12 октября 2009 года № 1264 и в соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года № З-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах в Российской Федерации», а также статьей 18 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, военная служба ФИО1 с 01 мая 2010 года была приостановлена и он был исключен из числа прикомандированных к военным судам Российской Федерации (приказ по личному составу № от ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> ФИО1 (ранее исключенный из числа прикомандированных к военным судам с приостановлением военной службы) в соответствии с пп. «а» ч. 2 ст. 51 Федерального Закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной утвержденного Указом Президента российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно выписки из приказа Председателя Западно-Сибирского окружного военного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № истец с 18 декабря 2014 года был уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил, и с 19 декабря 2014 года продолжил замещать государственную должность Российской Федерации в качестве .....
На основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, приказа Управления судебного департамента в Алтайском крае от ДД.ММ.ГГГГ № истец приступил к исполнению обязанностей .....
ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом принято заявление ФИО1 о назначении пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно поступившего в военный комиссариат Алтайского края расчета выслуги лет на пенсию от 12 января 2016 года истцу на оснований положений п. «б» ст. 13 и п. «а» ст. 53 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 с 22 декабря 2015 года была назначена пенсия за выслугу лет. При этом установлено, что общая выслуга составила 26 лет, календарная – 18 лет.
Учитывая, что в поступивших документах, а именно в приказе об увольнении с военной службы ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ и денежном аттестате Серии № имелись расхождения о дате удовлетворения денежным довольствием, а также в связи с несвоевременным обращением за назначением пенсии - военным комиссариатом Алтайского края для решения вопроса о доплате пенсии за прошлое время личное (пенсионное) дело ФИО1 было направлено на консультацию в адрес руководителя Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по .....
Согласно поступившего пенсионного (личного) дела ФИО1 и решения Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации было принято решение о прекращении выплаты пенсии с 01 августа 2016 года в связи с отсутствием у заявителя права на пенсию по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Оспаривая законность прекращения выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, истец ссылается на то, что право на назначение и выплату пенсию возникло на основании п. «б» ст. 13 и п. «а» ст. 53 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», при этом неправильный подсчет выслуги лет по военной службе не влечет утрату права на пенсию, так как стаж по военной службе составляет более требуемых 12 лет и 6 месяцев, военно-служебные отношения прекращены с 18 декабря 2014 года в связи с увольнением с военной службы, а не в 2010 году, когда была военная служба приостановлена, поэтому на дату увольнения с военной службы он достиг 45-летнего возраста.
Пенсионное обеспечение военнослужащих производится на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1), которым установлен порядок назначения, выплаты и перерасчета пенсий, назначаемых в том числе лицам, проходившим военную службу, закреплены правила оценки пенсионных прав данных лиц, предусмотрено право выбора ими вида пенсии (за выслугу лет, по инвалидности), определены условия пересмотра пенсий.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;
б) лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, для возникновения права на пенсию по п. «б» ст. 13 указанного закона необходимо наличие в совокупности соблюдение следующих условий: отнесение гражданина к числу лиц, указанных в ст. 1 Закона, увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, достижение на день увольнения 45-летнего возраста, наличие общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев должна составлять военная служба.
В ст. 1 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц. При этом к числу лиц, на которых распространяется действие данного закона, не относятся судьи военных судов.
Особенности правового положения судей военных судов определены положениями Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", положения которого до 29 июня 2009 года устанавливали, что судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы, следовательно, судьи военных судов имели двойной статус - судей и военнослужащих.
Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ), как следует из его преамбулы, регулируются отношения в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также регламентируется поступление на военную службу и прохождение военной службы в Российской Федерации иностранными гражданами.
Статьей 45 названного Федерального закона в редакции Федерального закона от 19 июня 2004 года N 53-ФЗ, действовавшей на момент назначения истца в июне 2003 года судьей гарнизонного военного суда, предусматривалось, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющим указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, осуществляющим полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, приостанавливается военная служба в занимаемой должности на весь срок их полномочий в указанных органах с прекращением действия контракта о прохождении ими военной службы и зачетом срока приостановления военной службы в выслугу лет военнослужащего.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Федеральным законом от 6 июля 2006 года N 105-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам прикомандирования и перевода военнослужащих, а также приостановления военной службы" статья 45 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ изложена в новой редакции.
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (в редакции Федерального закона от 6 июля 2006 года N 105-ФЗ) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае избрания их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) или назначения временно исполняющими обязанности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), избрания (назначения) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации имеют право либо на увольнение с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "г" и "д" пункта 3 статьи 51 указанного Федерального закона, либо на приостановление военной службы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ (в редакции Федерального закона от 6 июля 2006 года N 105-ФЗ) военнослужащие, военная служба по контракту которым приостановлена, не считаются исполняющими обязанности военной службы в соответствии со статьей 37 этого Федерального закона. Срок приостановления военной службы засчитывается в общий трудовой стаж при назначении пенсии за выслугу лет. В течение данного срока выплата денежного довольствия и иных дополнительных выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также присвоение очередных воинских званий не производятся.
Кроме того, пунктом 13 статьи 45 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ (в редакции Федерального закона от 6 июля 2006 года N 105-ФЗ) установлено, что срок приостановления военной службы по основаниям, предусмотренным пунктом 1 указанной статьи, в случае продолжения военной службы засчитывается в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного воинского звания, надбавку за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет, а также на получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
В силу статьи 6 Федерального закона от 6 июля 2006 года N 105-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам прикомандирования и перевода военнослужащих, а также приостановления военной службы" положения статьи 45 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции данного Федерального закона) распространяются на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, избранных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, наделенных полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) или назначенных временно исполняющими обязанности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), избранных (назначенных) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации после вступления в силу указанного Федерального закона.
В дальнейшем предусмотренный пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ перечень военнослужащих, имеющих право на увольнение с военной службы либо на приостановление военной службы, был дополнен включением в него судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Статьей 4 Федерального закона от 28 июня 2009 года N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военных судов и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в пункт 1 статьи 45 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ были внесены изменения: текст после слов "на постоянной основе," дополнен словами "назначения судьями военных судов или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации".
Внесение указанных изменений в пункт 1 статьи 45 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ было осуществлено при проведении реформирования системы военных судов, в рамках которого были приняты меры, направленные на унификацию правового статуса судей независимо от того, в каком суде - военном или ином суде общей юрисдикции - они исполняют свои должностные обязанности, в том числе упразднен институт прикомандирования военнослужащих к военным судам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года N 3-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации", вступившего в силу с 1 июля 2009 года, военнослужащим, назначенным судьями военных судов или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее - Военная коллегия) и прикомандированным к военным судам или Военной коллегии на день вступления в силу данного Федерального конституционного закона, было предоставлено право либо уволиться с военной службы, либо приостановить военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и продолжать замещать государственные должности Российской Федерации в военных судах или Военной коллегии без переназначения.
Частью 5 статьи 11 Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" и признании утратившим силу Федерального конституционного закона "О Дисциплинарном судебном присутствии", вступившего в силу с 6 августа 2014 года, предусмотрено, что судьи военных судов и судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, военная служба которых приостановлена, подлежат увольнению с военной службы до 1 января 2015 года по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями).
Из приведенных нормативных положений следует, что возможность приостановления военной службы для военнослужащих, являющихся судьями военных судов или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, была предусмотрена законодательством после упразднения института прикомандирования военнослужащих к военным судам. Военнослужащим, являвшимся на день вступления в силу Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года N 3-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" судьями военных судов или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, и военнослужащим, прикомандированным к военным судам или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, частью 2 статьи 2 данного Закона было предоставлено право либо уволиться с военной службы, либо приостановить военную службу и продолжать замещать государственные должности Российской Федерации в военных судах или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации без переназначения.
Впоследствии при выборе военнослужащим продолжения замещения должности судьи они подлежали увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями в срок до 1 января 2015 года.
Таким образом, на момент приостановления военной службы истцом 01 мая 2010 года статья 45 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ действовала в редакции Федеральных законов от 6 июля 2006 года N 105-ФЗ и от 28 июня 2009 года N 126-ФЗ, пункт 1 данной статьи предусматривал право военнослужащих в случае назначения судьями военных судов или Военной коллегии либо на их увольнение с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "г" и "д" пункта 3 статьи 51 указанного Федерального закона, либо на приостановление военной службы, а пункт 3 этой же нормы содержал правило о включении срока приостановления военной службы в общий трудовой стаж при назначении пенсии за выслугу лет.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2016 года N 36-КГ15-21.
Поскольку ФИО1 не воспользовался предоставленной ему в период с 1 июля 2009 года (дата вступления в силу Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 г. N 3-ФКЗ) по 6 августа 2014 года (дата вступления в силу Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ) возможностью уйти в отставку с должности <данные изъяты> и в соответствии с пунктами 10 и 13 статьи 45 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ продолжить военную службу с зачетом срока ее приостановления в выслугу лет для назначения пенсии, а до настоящего времени замещает государственную должность Российской Федерации <данные изъяты>, то оснований для включения в выслугу лет истца периода приостановления его военной службы с 01 мая 2010 года по 18 декабря 2014 года не имелось.
Вместе с тем, исключение данного периода не влечет утрату права на пенсию по данному основанию, поскольку без учета данного периода стаж истца по военной службе составляет более требуемых 12 лет и 6 месяцев.
Однако, суд не может согласиться позицией истца о том, что достижение 45-летнего возраста необходимо исчислять с даты издания приказа об его увольнении с военной службы, т.е. с декабря 2014 года.
В силу статей 2, 3 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Прохождение военной службы осуществляется, в том числе, и в добровольном порядке (по контракту).
Согласно ст. 32 указанного Закона началом военной службы считается: для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы; окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
В силу ст. 45 Закона приостановление военной службы военнослужащим в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи означает приостановление действия условий заключенного ими контракта о прохождении военной службы, указанных в пункте 3 статьи 32 настоящего Федерального закона. Военнослужащие, военная служба по контракту которым приостановлена, не считаются исполняющими обязанности военной службы в соответствии со статьей 37 настоящего Федерального закона, не входят в численность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Аналогичные нормы о начале, окончании и приостановлении военной службы предусмотрены в Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.
В силу статей 3, 4, 9, 18 названного Положения о порядке прохождения военной службы контракт прекращает свое действие со дня приостановления военнослужащему военной службы. Новый контракт заключает желающий продолжить прохождение военной службы военнослужащий: ранее проходивший военную службу по контракту при прекращении оснований для приостановления военной службы. Началом приостановления военной службы для военнослужащих, направленных не на воинскую должность с приостановлением военной службы, считается день исключения их из списков личного состава воинской части.
Так, как указано было выше в рамках первого этапа реформирования системы военных судов военнослужащим, являвшимся на день вступления в силу Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года N 3-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" судьями военных судов или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, и военнослужащим, прикомандированным к военным судам или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, частью 2 его статьи 2 было предоставлено право либо уволиться с военной службы, либо приостановить военную службу и продолжать замещать государственные должности Российской Федерации в военных судах или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации без переназначения.
Судьи военных судов и судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, военная служба которых в соответствии с вышеприведенной нормой была приостановлена, согласно части 5 статьи 11 Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ, в срок до 1 января 2015 года подлежат увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Такое регулирование было установлено законодателем в рамках дискреционных полномочий с соблюдением требования о предоставлении гражданам возможности в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, в том числе при выборе вида занятости, направлено на обеспечение определенности статуса судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, в равной мере распространяется на всех указанных лиц.
Конституционность части 5 статьи 11 Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ являлась предметом проверки Конституционного суда Российской Федерации (Определение от 29 сентября 2015 года № 1893-О).
Такой переходный период установлен с 1 июля 2009 года (дата вступления в силу Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года N 3-ФКЗ) по 6 августа 2014 года (дата вступления в силу Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ).
Вместе с тем, по состоянию на 01 мая 2010 года (дата исключения из числа прикомандированных к военным судам, исключения из списков личного состава военного суда) истец утратил статус военнослужащего в связи с окончанием военной службы (исключением из списков личного состава), на указанную дату истец не достиг 45-летнего возраста, поэтому право на назначение пенсии по линии Министерства обороны не имел.
То обстоятельство, что на дату увольнения с военной службы с 18 декабря 2014 года на основании приказа .... истец достиг 45летнего возраста не имеет правового значения для существа настоящего спора, поскольку начиная с 01 мая 2010 года его военная служба была приостановлена, истец не осуществлял военную службу, не являлся военнослужащим вплоть до даты увольнения. Названный приказ был призван лишь зафиксировать правовое положение гражданина, продолжающего замещать должность <данные изъяты>, военная служба которого была приостановлена.
С учетом изложенного, суд находит, что необходимые условия для назначения истцу пенсии по п. «б» ст. 13 Закона отсутствовали, право на назначение пенсии у истца не возникло.
Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не содержал на дату прекращения истцу выплаты каких-либо предписаний, касающихся прекращения выплаты назначенной пенсии, а также последствий для пенсионера обнаружения ошибки, допущенной при ее назначении и (или) выплате органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, за исключением указания на возможность удержания сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, и порядка такого удержания (статья 62).
Вместе с тем, ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предполагает, что право на пенсию за выслугу лет связывается с рядом условий.
Если же условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, отсутствуют, то указанная пенсия назначена быть не может, а выплата назначенной пенсии подлежит прекращению.
Следовательно, орган, уполномоченный назначать пенсии, в случае выявления отсутствия оснований для назначения пенсии вправе отменить ранее принятое решение о назначении пенсии и прекратить ее выплату.
Указанная позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2004 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 06 октября 2004 года.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 14 января 2016 года № 1-П часть 1 статьи 13 названого Закона признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 7, 18, 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которая предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов.
Федеральным законом от 03.04.2017 N 63-ФЗ, вступившим в силу с 15 апреля 2017 года, статья 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" изложена в новой редакции, предусматривает возможность устранения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, а также правовые последствия для получателя пенсии в случае устранения такой ошибки.
Суд при оценке правомерности прекращения истцу выплаты пенсии по линии Министерства обороны учитывает требования закона, действовавшего на дату такого прекращения, а также на дату принятия настоящего решения, полагает решение Военного комиссариата по прекращению выплаты истцу пенсии законным, не нарушающим права истца.
При таких обстоятельствах, оснований для возобновления выплаты пенсии не имеется.
С учетом того, что истец не имел право на назначение пенсии ввиду отсутствия права на нее, выплата пенсии в настоящее время прекращена, то отсутствуют у суда и основания для взыскания с ответчика суммы пенсии на основании ст. 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года в связи с несвоевременным обращением за прошлое время, взысканием пенсии за период с даты прекращения выплаты пенсии, а также единовременной денежной выплаты в размере 5 000 руб. на основании Федерального закона « 385-ФЗ от 22 ноября 2016 года «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию».
На основании изложенного, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
исковые требования ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» о признании права на получение пенсии, признании незаконным решения, возложении обязанности возобновить выплату пенсии, взыскании денежных средств, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Б. Симон