Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-5424/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Челябинск 17 мая 2017 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Главатских Л.Н.,
при секретаре Ждановой Я.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании, гражданское дело по иску Каравдин Ю.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, ГУФСИН России по Челябинской области о признании отказа ФСИН России, ГУФСИН России по Челябинской области в постановке на учет для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, восстановлении на учете на получение ЕСВ,
УСТАНОВИЛ:
Каравдин Ю.А. обратился в суд с уточненным иском к ответчикам Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области (далее – ГУФСИН России по Челябинской области), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) о признании незаконным действий подкомиссии ГУФСИН России по Челябинской области, признании незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признании права на получение ЕСВ, восстановлении н76а учете на получение ЕСВ с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ, сохранив соответствующий номер очереди.
Требования по иску мотивированы тем, что истец до настоящего времени проходит службу в ФКУ ИК – 6 ГУФСИН России Челябинской области. Имеет выслугу лет более 10 лет. При обращении с полным пакетом документов в ГУФСИН России по Челябинской области для постановки на учет, подкомиссия ГУФСИН России по Челябинской области направила представленный пакет документов в ФСИН России для рассмотрения вопроса о постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии ФСИН России истцу отказано в постановке на учет в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.12 Правил, поскольку его дочерью были совершены действия, повлекшие ухудшения жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Каравдин Ю.А. и его представитель в судебном заседании настаивали на удовлетворении иска.
Представитель ответчиков – Клепикова Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В силу ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 369, утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (п. 5 Правил N 369).
На основании заявления и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил N 369).
Согласно Порядку формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденному Приказом Федеральной службы исполнений наказаний от ДД.ММ.ГГГГ N № соответствующие комиссии формировались как постоянно действующие коллегиальные органы на уровне ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и образовательных учреждения ФСИН России (п. 7).
Полномочиями по принятию решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него на момент возникновения спорных правоотношений обладала комиссия ФСИН России.
В соответствии с п. 19 Порядка формирования и работы комиссий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N 496, документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией ФСИН России в течение 3-х месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений (п. 19 раздел IV «Принятие решений Комиссией ФСИН России»).
Согласно п. 23 раздела IV «Принятие решений Комиссией ФСИН России» выписки из решений Комиссии ФСИН России в течение 10 дней со дня их издания направляются в заинтересованные Территориальные подкомиссии и Подкомиссии, а Территориальные подкомиссии и Подкомиссии не позднее трех рабочих дней со дня получения выписок из решений Комиссии ФСИН России доводят их до сведения сотрудников и граждан.
Согласно п. п. 10.1 и 10.2 раздела II «Функции и полномочия комиссий» Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N 496, на Территориальную подкомиссию и Подкомиссию возложены функции предварительной проверки сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты и проверка представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также, установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах, возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» у Каравдина Ю.А. возникло право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с наличием общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяется Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ», совместно с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы. Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ.
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31, 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты, субсидии в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
В силу п. 6 Правил, копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение одного месяца со дня принятия указанного решения.
Территориальные подкомиссии осуществляют принятие документов для получения единовременной выплаты, проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной социальной выплаты, подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, в связи с чем: регистрируют паспорта и заявления в книгах учета заявлений, в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления, проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, а также установленному порядку их оформления (п. 10.1 и 10.2 Порядка формирования и работы комиссий, утвержденным Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N 496).
При выявлении недостатков в вышеуказанных документах, они возвращаются их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ).
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Положениями пункта 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 369, предусмотрено, что сотрудник, который для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в том числе связанные с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей), обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим его выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, а также связанные с выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет с даты совершения указанных действий.
Таким образом, исходя из системного анализа приведенных норм следует, что ограничения в постановке сотрудников на учет для получения единовременной выплаты должны считаться допустимыми лишь в том случае, если сотрудниками совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем.
Согласно учетного дела, ДД.ММ.ГГГГ Каравдин Ю.А. обратился с заявлением в ГУФСИН России по Челябинской области о принятии его на учет без членов семьи для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 369. К данному рапорту были приложены документы в соответствии с законодательством РФ в данной сфере правоотношений документы, подтверждением чего является опись документов, состоящая из 13 наименований документов.
Согласно выписке из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ. Каравдин Ю.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ. был зарегистрирован по адресу г. <адрес> квартире, собственником которой является Мусс И.И. Согласно справке ООО «Наш коммунальный стандарт» Каравдин Ю.А. в настоящее время зарегистрирован по адресу <адрес> (л.д. 86).
Согласно выписок из ЕГРП и справок БТИ объекты недвижимости в собственности у истца отсутствуют.
Из копии паспорта Каравдина Ю.А. следует, что брак между супругой Каравдиной О.А. и Каравдиной Л.А. расторгнут. В настоящее время в браке не состоит.
Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что его дочерью Каравдиной А.Ю. произведено отчуждение доли жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из правового смысла части 7 статьи 4 Закона Российской Федерации "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ухудшением жилищных условий являются действия, в результате которых сотрудник стал нуждающимся в обеспечение жилым помещением.
На момент отчуждения дочерью Каравдиной А.Ю. № доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>4 и <адрес>104, Каравдин Ю.А. не был обеспечен жилой площадью. Кроме того, на указанные даты рапорт о постановке на учет Каравдиным Ю.А. еще не был подан.
Кроме того, допрошенная в судебном заседании свидетель Каравдина О.А. пояснила, что на момент сделки не знала, что Каравдин Ю.А. намерен подать заявление для постановки на учет для получения жилья. После расторжения брака, дочь Ангелина проживает с ней. С Каравдиным Ю.А. они проживают раздельно.
Суд принимает во внимание показания данного свидетеля, поскольку они последовательны и не противоречат материалам дела.
Согласно ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Поскольку материалами дела подтверждено, что Каравдина А.Ю. не проживает совместно с истцом, следовательно не является членом семьи нанимателя. Следовательно, поскольку как до отчуждения долей квартиры, так и после, истец не был обеспечен жилым помещением, суд приходит к выводу, что действия его дочери по отчуждению долей квартиры не являются ухудшением жилищных условий.
Поскольку согласно п. 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, а Каравдин Ю.А. подал рапорт о предоставлении ЕСВ только на него, без учета членов семьи, а также учитывая, что ухудшения жилищных условий при отчуждении его дочерью указанных долей квартиры не было, суд полагает, что требования истца в части признания за ним права на получение ЕСВ и восстановлении его на учете с даты обращения, подлежат удовлетворению.
Поскольку на подкомиссию ГУФСИН России по Челябинской области не возложена обязанность по оценке представляемых документов сотрудниками, оснований для удовлетворения требований истца к ГУФСИН России по Челябинской области не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Каравдин Ю.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, ГУФСИН России по Челябинской области о признании отказа ФСИН России, ГУФСИН России по Челябинской области в постановке на учет для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, восстановлении на учете на получение ЕСВ, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ ФСИН России в постановке на учет Каравдин Ю.А. для предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать ФСИН России поставить на учет Каравдин Ю.А. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения, с №.
В удовлетворении требований к ГУФСИН России по Челябинской области – отказать.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: Л.Н. Главатских
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Л.Н. Главатских
Секретарь: Я.О. Жданова
Решение вступило в законную силу «___»_________2017г.
Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Л.Н. Главатских
Секретарь: