Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Гр.дело № 2-1932/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2017 года г.Барнаул
Октябрьский районный суд г. Барнаула в составе:
Председательствующего Астаниной Т.В.
При секретаре Лапшиной И.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышева В.В. к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Чернышев В.В. обратился в суд с иском к ответчику о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, включении в список военнослужащих, уволенных из рядов ВС РФ для получения жилой площади (переселения) по избранному месту постоянного жительства г.Барнаул или любой город областного значения России в форме предоставления жилого помещения в собственность или выделении денежных средств на приобретение жилого помещения по избранному месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях в порядке, определенным приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указал на то, что приказом командующего ракетными войсками стратегического назначения от ДД.ММ.ГГГГ № был уволен с военной службы в запас и приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (пп. «а» п.1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») с последующим убытием к избранному месту жительства. Выслуга лет в календарном исчислении составила <данные изъяты> года. Перед увольнением в запас им был подан рапорт с приложением необходимых документов на имя командира части с просьбой включить его в список военнослужащих, изъявивших желание на переселение по избранному месту жительства в <адрес> или любой город областного значения России. Данный рапорт утрачен. В листе беседы также отсутствует его аналогичная просьба и не стоит подпись. Истец полагает, что на момент увольнения должен был быть включен в список нуждающихся в получении жилого помещения, т.к. имел право на обеспечение жильем. Свое право на получение жилого помещения по избранному месту жительства не реализовал. Истец подал заявление в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с просьбой признать его нуждающимся в жилом помещении и принять на учет для обеспечения жилым помещением. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в части признания его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязав ответчика принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по избранному месту жительства <адрес>, в остальной части на требованиях не настаивал. При этом пояснил, что нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, он был признан ДД.ММ.ГГГГ, с этого времени у него возникло право состоять на учете. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по тем основаниям, что он не был признан нуждающимся в получении жилого помещения в период прохождения военной службы, на момент обращения статус военнослужащего отсутствует. Полагает, что отказ является незаконным, поскольку соответствующим образом был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному постоянному месту за счет средств федерального бюджета, своего права до настоящего времени не реализовал, жильем не обеспечен.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Отделение (территориальное г.Барнаул) Поронько Е.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила в удовлетворении отказать. При этом пояснила, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях истец утратил статус военнослужащего, заявление подано по истечении <данные изъяты> лет с момента увольнения, истец на момент увольнения с военной службы нуждающимся в получении жилого помещения не признавался. В настоящее время таковым не является, т.к. имеет жилье по норме. Полагает, что гражданин, уволенный с военной службы, не принятый на учет нуждающихся в сроки и в порядке, определенном приказом Министра обороны Российской Федерации, правом состоять на учете по линии Министерства обороны Российской Федерации не обладает.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих (в редакции, действовавшей на момент увольнения Чернышева В.В. с военной службы) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с данным Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время действует Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280 (далее - Инструкция от 30.09.2010 N 1280), согласно п. 1 которой для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются перечисленные в Инструкции документы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455 Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований, в частности, Инструкции от 30.09.2010 N 1280; установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в числе которых указано ФГКУ "Центррегионжилье".
Ранее, до принятия Инструкции от 30.09.2010 N 1280, действовала Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80 (далее - Инструкция от 15.02.2000 N 80).
На основании п. 2 Инструкции от 15.02.2000 N 80 военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Пунктом 26 Инструкции от 15.02.2000 N 80 предусмотрено, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
В силу ч. 1, 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Приказом командующего ракетными войсками стратегического назначения от ДД.ММ.ГГГГ № Чернышев В.В. уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службы и приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (пп. «а» п.1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») с последующим убытием к избранному месту жительства. Выслуга лет в календарном исчислении составила <данные изъяты> года.
С заявлением к ответчику о признании нуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и принятии на учет для обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства <адрес> Чернышев В.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Чернышеву В.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку не представлены документы, подтверждающие принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях согласно порядку, действовавшему на момент увольнения с военной службы (рапорт о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства, решение жилищной комиссии войсковой части о признании военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, данные о нахождении военнослужащего в базе «Учет» по ФГКЭУ КЭЧ района), а также в связи с тем, что заявление о постановке на учет нуждающихся подано по истечении 14 лет после даты исключения из списков личного состава войсковой части.
У суда нет оснований не согласиться с данным решением, поскольку истцом не представлено доказательств соблюдения установленного законом порядка постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
Из содержания положений Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что для реализации права на предоставление жилого помещения необходимо наличие совокупности условий, таких как: признание в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения, обращение в предусмотренном законом порядке к уполномоченному лицу, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении жилья. При этом, увольнение военнослужащего в запас с последующим исключением из списков личного состава воинской части до постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязанность по обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает.
Соответственно, заявление о постановке на учет нуждающихся и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих их списков личного состава воинской части. Однако, наличия совокупности необходимых условий, свидетельствующих о соблюдении истцом определенной законом процедуры обеспечения жильем, судом не установлено.
В соответствии в п. п. 1, 26, 32 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80 (действующей на момент увольнения истца с военной службы), вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с жилищным законодательством и указанной Инструкцией.
Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению N 4 к Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепляемые за Министерством обороны, предоставляются военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Таким образом, в период службы Чернышева В.В. вопросы обеспечения жилым помещением военнослужащего находились в компетенции жилищной комиссии, которая располагает всей необходимой информацией (имеет возможность ее получить) для решения вопроса о признании увольняемого с военной службы военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (улучшении жилищных условий), в том числе и по избранному им месту жительства.
Вместе с тем, каких-либо достоверных доказательств того, что истец в установленном законом порядке признавался нуждающимся в получении жилого помещения либо, что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства (то есть до увольнения с военной службы Чернышев В.В. обращался к командованию войсковой части с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма или о постановке в очередь для предоставления постоянного жилого помещения и что такой рапорт рассматривался на заседании жилищной комиссии, которая по результатам его рассмотрения приняла решение о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, и это решение жилищной комиссии, оформленное протоколом, было утверждено военным комиссаром) истцом не представлено.
Ссылка истца на приказ командующего ракетными войсками стратегического назначения № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором в качестве основания указан рапорт офицера от ДД.ММ.ГГГГ, как на доказательство постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях, является несостоятельной, поскольку содержание этого рапорта не приведено, сам рапорт на увольнение отсутствует, что подтверждается справкой военного комиссара от ДД.ММ.ГГГГ.
Лист беседы также не содержит информации о нуждаемости Чернышева В.В. в жилом помещении. При таких обстоятельствах у суда нет оснований полагать, что Чернышев В.В. на момент увольнения признавался нуждающимся в жилых помещениях и был поставлен на учет данного рода.
Также в материалах дела отсутствуют и доказательства того, что по месту службы истца либо в КЭЧ района о нем имелись сведения как о военнослужащем, включенном в список нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), доказательства включения его в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений.
Кроме того, суд учитывает также то обстоятельство, что Чернышеву В.В. на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, на состав семьи 1 человек была предоставлена 1-комнатная квартира по адресу: <адрес>
Данное жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду, что подтверждается справкой администрации ЗАТО Сибирский от ДД.ММ.ГГГГ
Истец до настоящего времени проживает по адресу <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ года также проживали и были зарегистрированы по данному адресу его жена Ч. и дочь жены С.
Таким образом, в период прохождения военной службы истец как действующий военнослужащий был обеспечен жильем по договору социального найма, на момент своего увольнения истец имел жилое помещение в пользовании по договору социального найма более учетной нормы (34,0 кв.м), что подтверждается выписками из лицевого счета, а следовательно, оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении не имелось.
После увольнения с военной службы он продолжал проживать в предоставленном жилом помещении, при этом на учете нуждающихся в предоставлении жилья в ЗАТО Сибирский истец не состоял, с заявлениями о принятии на данный вид учета не обращался.
Также установлено, что Чернышев В.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в администрации ЗАТО Сибирский на учете граждан, желающих выехать на новое место жительства (регистрационный номер по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ -№).
В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 11.01.2001 г. N 23 обеспечение жильем граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования, за счет средств федерального бюджета и бюджета административно-территориального образования осуществляется при условии сдачи органу местного самоуправления административно-территориального образования занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в этом закрытом административно-территориальном образовании.
Поскольку истцом не утрачено право на жилое помещение по адресу: <адрес>, в настоящее время нет оснований и для обеспечения Чернышева В.В. жильем в порядке, предусмотренным Законом РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих», суд приходит к выводу о том, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ жилищные права истца ответчиком не были нарушены, а применение к нему заявленной процедуры улучшения жилищных условий, предусмотренной указанным законом, безосновательно, поскольку, не будучи признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения до увольнения с военной службы, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, истец не вправе претендовать на предоставление ответчиком жилых помещений в соответствии с Инструкцией от 30.09.2010 г. № 1280 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 года № 1455, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Иск Чернышева В.В. к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Барнаула.
Председательствующий Т.В. Астанина