Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-1141/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 августа 2017 года город Хабаровск
Кировский районный суд г.Хабаровска в составе: председательствующего – судьи Костевской И.Д.,
при секретаре Ковляшенко Е.А.,
с участием: истца Чавкиной Л.И., ее представителя Чернаковой Т.П., действующей по доверенности от ДАТА, представителя ответчика Кузнецовой Ю.Д., действующей по доверенности от ДАТА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чавкиной Людмилы Ивановны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Хабаровского края» о признании незаконным отказ в назначении пенсии по случаю потери кормильца с сохранением права на получение трудовой пенсии по старости, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца с сохранением права на получение трудовой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца с ДАТА,
УСТАНОВИЛ:
Истец Чавкина Л.И. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Хабаровского края» о признании незаконным отказ в назначении пенсии по случаю потери кормильца с сохранением права на получение трудовой пенсии по старости, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца с сохранением права на получение трудовой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца с ДАТА, в обоснование указав, что является вдовой военнослужащего ФИО1, ДАТА рождения, проходившего военную службу с августа 1966 г., уволенного с военной службы на основании приказа № от ДАТА Врио командующего войсками округа на основании абз.2 ч. 5 ст. 48 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией негодным к военной службе с исключением с военного учета. Увольнению с военной службы предшествовало длительное лечение, по результатам которого было выдано свидетельство о болезни № от ДАТА, в котором было указано, что заболевание ФИО1 было получено в период прохождения военной службы. По результатам освидетельствования, специализированной ВТЭК № ФИО1 была установлена <данные изъяты>, он признан нетрудоспособным. ФИО1 умер ДАТА от <данные изъяты>. Истец после смерти мужа в новый брак не вступала. 17.01.2017 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии случаю потери кормильца ФИО1, ДАТА получила ответ за № со/269 от 23.01.2017 г., из которого следует, что права на одновременное получение двух пенсий она не имеет. Данный отказ считает необоснованным, поскольку полагает, что в соответствии с ФЗ № 4468-1 имеет право на одновременное получение двух пенсий, в том числе пенсию по старости и пенсию по случаю потери кормильца. ФИО1 стал <данные изъяты> вследствие <данные изъяты>, т.к. заболевание <данные изъяты> было получено им при исполнении иных обязанностей военной службы, что следует из свидетельства о болезни № от ДАТА, данное заболевание является причиной его смерти от <данные изъяты>. На день смерти мужа находилась на его иждивении, доходы мужа превышали ее доходы, со смертью мужа материальное положение сильно ухудшилось. Просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании истец Чавкина Л.И., ее представитель Чернакова Т.П. заявленные требования поддержали в полном объеме, просят удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнили, что до указанного выше заболевания ФИО1 кроме <данные изъяты> других заболеваний не имел. Непосредственно перед указанным заболеванием находился в командировках, в связи с чем, истец полагает, что ФИО1 возможно подвергся исполняя обязанности военной службы какому – либо радиационному излучению. Заболевание было скоротечным, возникло после военных учений, что также указывает на то, что причиной болезни явилось излучение, которое не носило явный характер. Ранее действующий порядок освидетельствования не предусматривал возможность указания в свидетельстве о болезни вывода о получении заболевания в связи с прохождением военной службы. Истец находилась фактически на полном иждивении своего мужа, в новый брак не вступала, в связи с чем имеет право на получение одновременно пенсии по старости и по случаю потери кормильца.
В судебном заседании представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, предоставил суду письменные возражения, приобщенные к материалам дела, просит в иске отказать. Дополнил, что ответчик не оспаривает наличие у истца заболевания, указанного в свидетельстве о болезни, а также факт получения данного заболевания в период военной службы, вместе с тем, данные обстоятельства не являются основанием для признания права истца на одновременное получение двух пенсий, поскольку такое основание законом не предусмотрено.
Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя.
Основания возникновения права на пенсию по случаю потери кормильца и порядок ее назначения регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).
В силу пп. 1 п. 2 и пп. 1 п. 4 ст. 15 указанного Федерального закона потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Потерей кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается его смерть, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Так, согласно п. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" следует, что право на одновременное получение двух пенсий предоставляется: вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 N 17 (в ред. от 29.04.2005) "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 15.04.2003 N 1) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.05.2003 N 4554) причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Факт получения в период военной службы заболевания либо увечья (ранения, травмы, контузии), не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой ВВК, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.
В развитие указанных положений закона Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее по тексту - Перечень).
В соответствии с п. 38 Перечня для назначения пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы, либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие военной травмы или заболевания, в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 36, 37 настоящего перечня, для подтверждения условий, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимы документы:
а) подтверждающие причину гибели (смерти) военнослужащего (пункт 3 статьи 8, пункт 4 статьи 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
б) подтверждающие, что смерть бывшего военнослужащего наступила вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы (пункт 3 статьи 8, пункт 4 статьи 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
в) подтверждающие период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (пункт 3 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
При этом причина смерти бывших военнослужащих вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии (п. 95 Перечня).
Установление причинно-следственной связи полученного военнослужащим заболевания с формулировкой "военная травма" принадлежит исключительно федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссиям, следовательно, такие выводы не относятся к компетенции суда, поскольку иное противоречило бы нормам материального права.
Кроме того, лица, на которых распространяется действие Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее по тексту - Закон N 4468-1 от 12 февраля 1993 года) перечислены в ст. 1 названного Закона, согласно которой к таким лицам, в частности, относятся лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и семьи этих лиц (пункт "а").
В ст. ст. 28 и 29 Закона РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 года перечислены условия, определяющие право на пенсию по случаю потери кормильца, и указаны члены семьи, имеющие право на эту пенсию.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Положения же о праве выбора пенсии закреплены в ст. 7 того же Закона РФ, согласно которой лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") (ч. 1). Супруги лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" ст. 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная ст. 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца) (ч. 2).
По смыслу п. "а" ст. 21 Закона РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 года право на одновременное получение двух пенсий имеют супруги лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами и погибшие вследствие военной травмы, то есть вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного ч. 1 ст. 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг.
В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) для граждан, имеющих право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливается одна пенсия по их выбору 9 ч. 1 ст. 4).
Относительно вопроса о праве на получение двух пенсий одновременно Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (ч. 2 ст. 4) отсылает к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, в котором данный вопрос разрешен в ч. 3 ст. 3, где в п. 4 указано, что право на одновременное получение двух пенсий предоставляется: вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак.
Как следует из материалов дела, Чавкина Л.И. является вдовой ФИО1, ДАТА рождения, умершего ДАТА
ФИО1 проходил военную службу, был уволен на основании приказа Командующего войсками Дальневосточного военного округа от ДАТА № в отставку по ст. 48 ч. 5 абз.2 (по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией негодным к военной службе.
Согласно свидетельству о болезни № от ДАТА военно – врачебной комиссией ФИО1 была установлена <данные изъяты> в связи с заболеванием –<данные изъяты>, полученным в период прохождения военной службы
ДАТА ФИО1 умер, причина смерти - <данные изъяты>.
17 января 2017 г. ФИО2 обратилась в в отдел Военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам с заявлением о назначении второй пенсии по случаю потери кормильца.
Решением 23.01.2017 г. за исх. № ответчик отказал истцу в назначении второй государственной пенсии по случаю потери кормильца в связи с отсутствием правовых оснований и документов, подтверждающих право ФИО1 на установление второй пенсии по случаю потери кормильца.
В ходе рассмотрения дела установлено, что смерть мужа Чавкиной Л.И. - ФИО1 наступила после его увольнения с военной службы, при этом не связана с военной травмой, что сторонами не оспаривается.
В соответствии с п. 9.1 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда РФ N 16, Пенсионного фонда РФ N 19па от 27 февраля 2002 года, к заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие военной травмы или заболевания, в необходимых случаях в дополнение к документам, предусмотренным в пункте 9 настоящего Перечня, прилагаются документы: подтверждающие факт и причину гибели (смерти) военнослужащего; удостоверяющие причинную связь смерти бывшего военнослужащего с военной травмой или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы; подтверждающие период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Положениями п. 32 указанного Перечня установлено, что причинная связь смерти бывших военнослужащих с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии.
Согласно свидетельству о болезни № от ДАТА заболевание ФИО1 получено в период прохождения военной службы, а смерть ФИО1 согласно записи в свидетельстве о смерти наступила от <данные изъяты>.
Из представленных военно-медицинских документов бесспорно следует, что причиной смерти ФИО1 явилась не военная травма, а заболевание, полученное в период прохождения военной службы.
Чавкина Л.И. является получателем пенсии по старости с ДАТА бессрочно. (л.д.42-43)
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что закрепление пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" права граждан на одновременное получение двух пенсий, как выходящего за рамки общеустановленного правового регулирования, является льготой, предоставление которой непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому определение круга лиц, имеющих на нее право, и условий ее предоставления - прерогатива законодателя; установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, предоставляющего возможность одновременного получения двух пенсий, само по себе не затрагивает права лиц, не отнесенных законодателем к числу граждан, пользующихся такой льготой, и потому не может расцениваться как нарушение положений Конституции Российской Федерации о социальном характере Российского государства, в обязанности которого входит признание, соблюдение и защита прав и свобод человека как высшей ценности, в том числе в социальной сфере (Определения от 11 мая 2006 г. N 187-О, от 15 ноября 2007 г. N 774-О-О, от 3 июля 2008 г. N 678-О-О и от 23 июня 2009 г. N 840-О-О).
Как следует из пп. 3 п. 3 ст. 3 этого же Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" возможность одновременного получения пенсии по старости и пенсии по случаю потери кормильца предоставляется родителям только тех военнослужащих, которые погибли (умерли) в период прохождения военной службы по призыву или после увольнения с военной службы вследствие военной травмы.
Согласно закону правом на одновременное получение двух пенсий истец не обладает, поскольку смерть мужа истца, проходившего военную службу, умершего после увольнения с военной службы, наступила не вследствие военной травмы.
Юридическое значение при разрешении данного спора имеет причина смерти военнослужащего, проходившего военную службу по призыву: военная травма или заболевание, полученное в период военной службы.
Поскольку материалами дела не подтверждено, что смерть ФИО1 наступила после увольнения с военной службы вследствие заболевания, связанного с военной травмой, у суда не имеется законных оснований для признания за Чавкиной Л.И. права на одновременное получение пенсий по старости и по случаю потери кормильца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Чавкиной Людмилы Ивановны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Хабаровского края» о признании незаконным отказ в назначении пенсии по случаю потери кормильца с сохранением права на получение трудовой пенсии по старости, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца с сохранением права на получение трудовой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца с 17.01.2017 г. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение составлено 9 августа 2017г.
Председательствующий судья: /подпись/
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна: Судья И.Д.Костевская
<данные изъяты>
<данные изъяты>