Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-2202/17 30 мая 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
с участием адвоката Шенягиной С.А.,
при секретаре Азбековой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колбашова М.А. к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании членом семьи
УСТАНОВИЛ:
Колбашов М.А. обратился с иском к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании членом семьи.
Исковые требования обоснованы тем, что отец истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ в период с 12.05.1977 года по 22.05.1979 года по призыву, с 16.02.1995 года по 15.09.2013 года по контракту в должности <данные изъяты> войсковой части № в звании <данные изъяты>.
<данные изъяты> года отец умер от тромбоэмболии легочных артерий, его смерть наступила в период прохождения военной службы и была связана с исполнением служебных обязанностей военной службы. 15.09.2013 года ФИО1 был уволен и исключен из списков личного состава Вооруженных Сил РФ в связи со смертью.
Решением № 06-3/70 от 15.03.2016 года 3-го отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ <данные изъяты> ФИО1 и Колбашов М.А., как член его семьи, с 12.01.2016 года были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях и включены в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Однако, впоследствии решением № 37-58/0006/16 от 26.12.2016 года Отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО1 и Колбашов М.А., были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществлявшего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Основанием принятия данного решения явилось то, что истец, по мнению Отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, на момент принятия на учет не являлся членом семьи своего отца ФИО1, так как проживал с отцом раздельно, имел свою семью, совместного хозяйства с отцом не вел. Соответственно, у Колбашова М.А. отсутствует право состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как члена семьи погибшего военнослужащего, и истец был неправомерно принят на жилищный учет.
Такие выводы ответчиком по настоящему иску были сделаны на основании имеющихся в учетном деле сведений о том, что:
- ФИО1 с 12.10.2006 года по день смерти 14.09.2013 года проживал по адресу: <адрес>;
-Колбашов М.А. с 26.10.2010 года по 30.01.2013 года был зарегистрирован по адресу: <адрес>, а с 30.01.2013 года по настоящее время - зарегистрирован по адресу служебного жилого помещения: <адрес>;
- Колбашов М.А. с 22.03.2010 года по настоящее время проходит службу в ФГБОУ *;
- Колбашов М.А. с 20.07.2012 года состоит в зарегистрированном браке с ФИО2.
Истец, считает что, несмотря на вышеуказанные сведения и положения законодательства, он и его отец ФИО1 по дату своей смерти 14.09.2013 года являлись членами одной семьи.
С 30.01.2013 года по настоящее время истец зарегистрирован и проживает по адресу служебного жилого помещения: <адрес>. Данное служебное жилое помещение относится к специализированным жилым помещениям. Он является нанимателем указанного служебного жилого помещения на основании договора найма от 06.11.2012 года. До указанного момента он проживал в г. Иваново в съемной квартире.
ФИО1 проходил военную службу в войсковой части, расположенной в Иркутской области, жильем обеспечен не был. При этом он был зарегистрирован по адресу: <адрес> в частном доме у своих знакомых, но там не проживал. Находясь на службе, он проживал в различных съемных квартирах в <адрес>.
Колбашов М.А. с отцом всегда поддерживали семейные отношения. С момента появления у истца служебной квартиры по адресу: <адрес>, то есть с конца 2012 года, отец стал часто и надолго приезжать к нему в г. Иваново и проживать совместно с ним и его женой в вышеуказанной квартире. По времени это совпало с ухудшением состояния здоровья отца, в силу чего он фактически прекратил военную службу, а в Иркутскую область уезжал лишь периодически и ненадолго.
В период с июля по сентябрь 2013 года ФИО1 проходил лечение по поводу имеющихся у него заболеваний в различных медицинских учреждениях. В указанный период истец возил его в эти лечебные учреждения, приезжал к нему туда, забирал его жить к себе домой при возможности.
Истец просит суд признать Колбашова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - членом семьи ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, на момент его смерти.
Представители истца Шенягина С.А., Шенягин А.В. участвовали в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, исковые требования поддерживают, суду пояснили, что истец и его отец Колбашов А.М. по дату своей смерти 14.09.2013 года являлись членами одной семьи, проживали совместно, вели совместное хозяйство.
Представитель ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ по доверенности Чернов А.А. в судебное заседание явился, иск не признает, представил суду возражения на исковое заявление.
Из представленных возражений следует, что в соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона 76-ФЗ 1998 года «О статусе военнослужащих» членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Поскольку право на жилище - элемент правового статуса военнослужащего, а сам статус военнослужащих регламентирован специальным федеральным законом - Федеральным законом «О статусе военнослужащих», то при решении вопроса, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, необходимо руководствоваться п. 5 ст. 2 названного Закона.
Однако, реализуя свое право на жилище, военнослужащие и члены их семей вступают в жилищные правоотношения, которые являются предметом правового регулирования жилищного законодательства. В ЖК РФ, в свою очередь, также включены правовые нормы, очерчивающие круг членов семьи собственника (нанимателя) жилого помещения. ЖК РФ по отношению к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» является специальным нормативным правовым актом, регулирующим жилищные правоотношения, поэтому при определении круга членов семьи военнослужащего следует руководствоваться ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 69 ЖК РФ.
Члены семьи военнослужащего определены в пункте 5 статьи 2 Федерального закона ФЗ-76 1998 года «О статусе военнослужащих». Он включает в себя супруга (супругу), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, а также лиц, находящихся на иждивении военнослужащих.
Колбашов М.А. не относятся к перечисленному в абз. 5 п. 5 ст. 2 указанного Федерального закона перечню лиц, которые могут быть признаны членами семьи военнослужащего.
Так же из искового заявления усматривается, что ФИО1 проходил военную службу в Иркутской области, а Колбашов М.А. проходит службу в городе Иваново.
Таким образом, в силу п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», с учетом положений ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 69 ЖК РФ оснований для признания Колбашова М.А. членом семьи военнослужащего ФИО1 не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав представителей истца, представителя ответчика, суд полагает исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются:
военнослужащим и членам их семей;
гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Между тем, следует принять во внимание, что, исходя из смысла приведенных норм, указанные в Законе социальные гарантии предоставляются непосредственно военнослужащим и распространяются на членов их семей.
Из изложенного следует, что реализация предусмотренных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации льгот, гарантий и компенсаций для военнослужащих, в том числе связанная с обеспечением жилыми помещениями, ставится в зависимость от принадлежности граждан к членам семьи военнослужащего. Право членов семьи военнослужащего является производным от права самого военнослужащего на определенную льготу.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», жилищному обеспечению подлежат не все лица, указанные в ст. 2 указанного закона, а исключительно совместно проживающие с военнослужащими члены их семей, признанные нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащи»", при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, истцу надлежало доказать факт совместного проживания с военнослужащим в качестве члена семьи, а также наличие оснований для признания его подлежащим обеспечению жилым помещением в составе членов семьи военнослужащего.
Из материалов дела усматривается, что Колбашов М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном ФИО1.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> войсковой части №, умер ДД.ММ.ГГГГ года и приказом командира войсковой части № № 172 от 16.09.2013 года с 15.09.2013 года исключен из списков личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.
Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № 06-3/70 от 15.03.2016 года <данные изъяты> ФИО1, с сыном Колбашовым М.А., принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с датой принятия на учет 12.01.2016 года.
Решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № 37-58/0006/16 от 26.12.2016 года <данные изъяты> ФИО1 снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Истец Колбашов М.А. считает, что является членом семьи умершего военнослужащего и, заявив соответствующий иск, представил суду договор найма служебного жилого помещения от 06.11.2012 года, согласно которому ему и членам его семьи предоставлена в пользование квартира № дома <адрес>.
Жилое помещение предоставлено Колбашову М.А. в связи с прохождением службы в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области.
Вместе с тем, состав семьи Колбашова М.А. в договоре найма служебного жилого помещения не указан.
Проживание в указанной квартире отца истца - ФИО1 справкой о регистрации также не подтверждается.
Представленные суду копии товарного чека № 4088 от 03.12.2012 года, товарного чека № МГ12/000771 от 05.12.2012 года, товарного чека № 6/19549 от 05.12.2012 года, товарного чека № 16652 от 05.12.2012 года, товарного чека № 01469370 от 20.03.2013 года и товарного чека № 27150 от 31.03.2013 года, не имеют указания на данные покупателя либо адрес доставки, в связи с чем, не могут быть признаны судом относимыми доказательствами к рассматриваемому спору, также суду не представлены оригиналы указанных документов, в связи с чем, копии документов являются недопустимым доказательством.
В качестве доказательств, подтверждающих заявленный иск о признании членом семьи умершего военнослужащего, Колбашов М.А. представил копию полиса ОСАГО на принадлежащий ему легковой автомобиль от 28.08.2012 года, в который в качестве водителей, допущенных собственником к управлению транспортным средством, включены кроме него ФИО3, ФИО1, а также ФИО4.
Колбашовым М.А. также представлены документы, подтверждающие, что им произведена оплата захоронения его отца на сельском кладбище в <адрес>.
Суд полагает, что указанные доказательства в целом не свидетельствуют о совместном проживании ФИО1 и Колбашова М.А. в служебном жилом помещении в городе Иваново.
Судом по ходатайству истца путем использования систем видеоконференц-связи допрошены свидетели ФИО5, ФИО6, являющиеся сослуживцами истца и, состоящие с ним в дружеских отношениях, а также ФИО7, являющаяся матерью супруги истца.
Допрошенные судом свидетели утверждают, что с осени 2012 по июль 2013 года ФИО1 постоянно проживал в квартире своего сына Колбашова М.А., в которой был переоборудован под жилое помещение балкон, на котором находилось спальное место Колбашова М.А., а также его личные вещи. Свидетели не только видели ФИО1 в квартире, но и знают о том, что он гулял с собакой, принадлежащей его сыну, посещал магазины, покупая продукты и материалы для ремонта указанной квартиры.
Суд полагает, что свидетельские показания являются недостоверным доказательством и опровергаются ответом на запрос суда командира войсковой части № от 19.05.2017 года № 2209, из которого следует, что согласно книге алфавитного учета личного состава (контрактники) войсковой части № ФИО1 в период с декабря 2012 года по июль 2013 года фактически проживал по адресу: <адрес>. ФИО1 в период с декабря 2012 года по июль 2013 года проходил военную службу в войсковой части 62266-Б, в распоряжение командира войсковой части не выводился, исполнял общие обязанности военнослужащего.
Указанное подразумевает, что в спорный период ФИО1, исполняя обязанности военнослужащего, находился в месте расположения войсковой части в Иркутской области, что исключает его совместное проживание с истцом в городе Иваново.
Справка главы городского поселения Среднинского муниципального образования от 30.01.2017 года о том, что ФИО1 с 12.10.2006 года по день смерти 14.09.2013 года был зарегистрирован по адресу: <адрес>, но фактически там не проживал, не является доказательством проживания ФИО1 в городе Иваново, а фактическое место жительства ФИО1 в значимый период указано в ответе на запрос суда командира войсковой части №.
Суд полагает обоснованной позицию представителя ответчика в части того, что Колбашов М.А. не подпадает по действие ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Учитывая указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что истец Колбашов М.А. не подлежит обеспечению жилыми помещениями в качестве члена семьи умершего военнослужащего ФИО1, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении иска Колбашова М.А. к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании членом семьи отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.П. Матусяк