Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-1912/2017 26 июля 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛЕНИНСКИЙ районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Корчагиной Н.И.
при секретаре ПЕВ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ДВА к ФКУ «Военному комиссариату Ленинградской области» о пересмотре размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Истец ДВА обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ленинградской области о пересмотре размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, ссылаясь на то, что является пенсионером Министерства обороны РФ, инвалидом вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, ВКЛО выплачивается ежемесячная компенсация в меньшем размере, чем предусмотрено действующим законодательством, просит обязать ответчика пересмотреть размер и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ – 2992,50 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 3809,45 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 5218,95 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 2087,58 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 2317,21 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 2525,76 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 2727,82 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 3014,25 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 3406,10 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 3746,71 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 3990,25 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 4229,66 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 4462,29 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 4685,41 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 4943,10 руб. с зачетом ранее выплаченных сумм.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Ответчик - представитель ВКЛО в судебное заседание явился, исковые требования не признал, представлен отзыв.
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав объяснения представителей сторон, приходит к следующему:
ДВА является пенсионером Министерства обороны РФ, инвалидом вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, с 23.11.1995г. установлена третья группа инвалидности, с 25.03.1999г. установлена вторая группа инвалидности, с 09.02.2004г. установлена третья группа инвалидности, с ДД.ММ.ГГГГ - бессрочно, истец имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции ФЗ от 26.04.2004г. N 31-ФЗ и от 22.08.2004г. N 122-ФЗ) гражданам, получавшим до вступления в силу данного ФЗ возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 15 ч. 1 ст. 14 или п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного ФЗ о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год.
Постановлением КС РФ от 01.12.1997 N 18-П лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда здоровью было признано противоречащим Конституции РФ, и введенными спустя три года ФЗ от 12.02.2001 N 5-ФЗ, которым данное право гарантировалось всем военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы.
Указаниями Управления финансового обеспечения по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № и разъяснением Управления финансового обеспечения по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № подчиненным военным комиссариатам предписано производить доплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда лицам, имеющим право, с ДД.ММ.ГГГГ по утвержденному расчету.
ФЗ от 12.02.2001 N 5-ФЗ в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного ФЗ в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат либо получать их в твердой сумме (ч. 1 ст. 2).
В соответствии с п. 5.4 постановления КС РФ от 19.07.2002 № 11-П и определением КС РФ от 04.10.2005 № 364-О установленный размер возмещения вреда здоровью с 01.01.2002, с 01.01.2003, с 01.01.2004 подлежит повышению пропорционально росту величины прожиточного минимума в Ленинградской области, поскольку применение иного критерия индексации наименее благоприятно для истца
Как следует из содержания постановления КС РФ от 20.12.2010 N 21-П после внесения в законодательство вышеуказанных изменений, было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15.02.2001 недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 02.06.1998, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из постановления КС РФ от 19.07.2002 N 11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью Чернобыльской катастрофой, и означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Кроме того, оно призвано восполнить для данной категории граждан потери от действий публичной власти, своевременно не обеспечившей им это право, и, таким образом, реализует вытекающий из Конституции РФ (преамбула; ч. 1 ст. 1; ст. 2; ст. 18; ч. 1 ст. 21) принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав.
Разрешая требования об индексации задолженности за период с 01.11.2010г., следует руководствоваться разъяснениями, содержащимися в п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 14.12.2000 N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с которыми, учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Из разъяснений, данных в п. 6 постановления Пленума ВС РФ от 14.12.2000 N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 N 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных ч.ч. 1 и 2 этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15.02.2001г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002г.
Постановлением КС РФ от 19.06.2002 N 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными ст. 5 базового Закона (в редакции от 12.02.2001) и ч. 3 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по РФ. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15.02.2001 ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта РФ на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте РФ, либо от федерального органа исполнительной власти.
Из определения КС РФ от 04.10.2005 № 364-О следует, что как по своему буквальному смыслу, так и в системе действующего правового регулирования положения ст. 3 ФЗ "О внесении изменений в ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в ст. 2 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи с положениями его ст. 1 и п. 3 ст. 2 не предполагают придание обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым размеры соответствующих выплат ранее были установлены в соответствии с судебными решениями, принятыми в период со дня вступления в силу Постановления КС РФ N 11-П (19.06.2002) до дня вступления в силу названного ФЗ (29.05.2004).
В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ), им надлежит исходить из необходимости применения благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.
Коэффициент роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в Ленинградской области составляет за 2001 – 1,197, за 2002 – 1,273, за 2003 – 1,37 (л.д. 17), общий коэффициент – 2,09 = 1,197 х 1,273 х 1,37
ФЗ о федеральном бюджете на 2002-2004 года уровень инфляции устанавливался – 12% в 2002, 12% в 2003, 10% в 2004, общий коэффициент 1,38 = 1,12 х 1,12 х 1,1
Таким образом, применение к размеру компенсации возмещения вреда критерия индексации в 2002-2004 годах пропорционально росту величины прожиточного минимума для истца более благоприятно, чем пропорционально росту уровня инфляции.
С 01.01.2005 индексация выплаты возмещения вреда здоровью производится в соответствии с положениями ч. 3 ст. 5 Закона от 15.05.1999 № 1244-1 ежегодно, исходя из уровня инфляции устанавливаемого ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005 № 292 установлен с 01.01.2005 коэффициент индексации – 1,11.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006 № 246 установлен с 01.01.2006 коэффициент индексации – 1,09.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 № 171 установлен с 01.01.2007 коэффициент индексации – 1,08.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 № 914 установлен с 01.01.2008 коэффициент индексации – 1,08, с 01.01.2009 – 1,13.
Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 № 1024 установлен с 01.01.2010 коэффициент индексации – 1,1.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 № 1079 установлен с 01.01.2011 коэффициент индексации – 1,065.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1019 установлен с 01.01.2012 коэффициент индексации – 1,06.
Постановлением Правительства РФ от 04.12.2012 № 1255 установлен с 01.01.2013 коэффициент индексации – 1,055.
Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 № 1189 установлен с 01.01.2014 коэффициент индексации – 1,05.
Постановлением Правительства РФ от 18.12.2014 № 1411 установлен с 01.01.2015 коэффициент индексации – 1,055.
Следовательно, размер ежемесячной компенсации вреда здоровью должен составлять
с 01.01.2002 – 2500 х 1,197 = 2992,50 руб.
с 01.01.2003 – 2992,50 х 1,273 = 3809,45 руб.
с 01.01.2004 – 2809,45 х 1,37 = 5218,95 руб.
с 01.03.2004 – 1000 х 1,197 х 1,273 = 2087,58 ( в связи с изменением инвалидности с третьей группы на вторую)
с 01.01.2005 – 2087,58 х 1,11 = 2317,21 руб.
с 01.01.2006 – 2317,21 х 1,09 = 2525,76 руб.
с 01.01.2007 – 2525,76 х 1,08 = 2727,82 руб.
с 01.01.2008 – 2727,82 х 1,105 = 3014,25 руб.
с 01.01.2009 – 3014,25 х 1,13 = 3406,10 руб.
с 01.01.2010 – 3406,10 х 1,1 = 3746,71 руб.
с 01.01.2011 – 3746,71 руб. х 1,065 = 3990,25 руб.
с 01.01.2012 – 3990,25 руб. х 1,06 = 4229,66 руб.
с 01.01.2013 – 4229,66 руб. х 1,055 = 4462,29 руб.
с 01.01.2014 – 4462,29 руб. х 1,05 = 4685,41 руб.
с 01.01.2015 – 4685,41 руб. х 1,055 = 4943,10 руб.
Исходя из изложенного, руководствуясь Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; ФЗ от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постановлениями КС РФ от 01.12.1997 N 18-П, от 20.12.2010г. N 21-П, постановлением Пленума ВС РФ от 14.12.00 N 35 (ред. от 11.05.2007) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать Военный комиссариат Ленинградской области пересчитать ДВА ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ – 2992,50 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 3809,45 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 5218,95 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 2087,58 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 2317,21 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 2525,76 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 2727,82 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 3014,25 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 3406,10 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 3746,71 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 3990,25 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 4229,66 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 4462,29 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 4685,41 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 4943,10 руб., выплатить задолженность за данный период с зачетом ранее выплаченных сумм.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Корчагина Н.И.
Мотивированное решение изготовлено 28.07.2017 года.