Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-1878/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2017 года Левобережный районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Семеновой Т.В.
при секретаре Долженковой Е.Г.
с участием истца старшего помощника военного прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа старшего лейтенанта юстиции ФИО2
ответчика начальника <данные изъяты> Министерства Обороны Российской Федерации подполковника ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Министерства обороны РФ, <данные изъяты> об устранении нарушений трудового законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Воронежского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к <данные изъяты> Министерства обороны РФ, ФКУ <данные изъяты> об устранении нарушений трудового законодательства, в котором просит обязать командующего ФКУ «<данные изъяты> и начальника <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации провести специальную оценку условий труда 17 рабочих мест специалиста, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации об охране труда в <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, является одновременно юридическим лицом, которое вправе создавать военные представительства.
Согласно коллективному договору <данные изъяты> Минобороны РФ работодателем гражданского персонала военного представительства является начальник 214 военного представительства Минобороны России.
В силу ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013г. № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации самостоятельным юридическим лицом и, соответственно, распорядителем бюджетных средств не является, данные функции выполняет Министерство обороны Российской Федерации.
Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ <данные изъяты> и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.
В соответствии с Общим Положением о ФКУ <данные изъяты>, в его полномочия входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическими лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, учрежденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения; размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по исполнению запроса начальника <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в военном представительстве путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ <данные изъяты> как на юридическом лице, на которое такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ <данные изъяты>
Поведенной военной прокуратурой Воронежского гарнизона проверкой соблюдения трудового законодательства в <данные изъяты> Минобороны РФ установлено, что в военном представительстве имеется 40 рабочих мест для гражданского персонала.
Вместе с тем, обязанности по соблюдению требований по охране труда в <данные изъяты> Минобороны РФ не соблюдаются в полном объеме, а именно в нарушении статьи 212 ТК РФ и Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 начальством 214 военного представительства Минобороны РФ не проведена специальная оценка условий труда 17 рабочих мест специалиста. Также не проводилась аттестация рабочих мест в соответствии с ранее" действующим законодательством.
Согласно частей 1,2 и 3 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В силу частей 1 и 4 статьи 8 этого же Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Не проведение специальной оценки условий труда нарушает трудовые права работников - гражданского персонала <данные изъяты> Минобороны РФ на рабочие места, соответствующие государственным требованиям охраны труда, может лишить работника, работающего в военном представительстве, уволенного, вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно, с вредными и опасными условиями труда.
Отсутствие специальной оценки условий труда также может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
30.12.2016г. по результатам проведенной проверки соблюдения трудовогозаконодательства начальнику <данные изъяты> внесено представление об устранении нарушений трудовогозаконодательства.
30.01.2017г. представление было рассмотрено, вместе с тем, указанные в актепрокурорского реагирования нарушения до настоящего времени не устранены.
В данном случае индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены работодателем <данные изъяты> Минобороны РФ, не представляется возможным, так как невыполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест нарушает как права лиц, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанным работодателем в трудовые правоотношения, на безопасные условия труда.
В судебном заседании старший помощник военного прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа ФИО2 поддержал заявленные требования по изложенным с исковом заявлении основаниям. Не возражал возложить на ответчиков обязанность провести специальную оценку условий труда 17 рабочих мест специалиста в срок до 31 декабря 2018 года включительно.
Ответчик <данные изъяты> Министерства Обороны Российской Федерации в лице начальника ФИО3 представил письменные объяснения по заявленным требованиям (л.д.43-45), при этом признал заявленные требования, о чем отобрана соответствующая расписка (л.д. 88). Последствия признания иска ему разъяснены и понятны. Просить установить срок для исполнения указанных в иске требований в срок до 31 декабря 2018 года включительно.
Согласно п.1 ст. 39, п.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.
Суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку считает, что требования обоснованны, правомерны, подтверждены материалами дела, они не нарушают прав и интересов других лиц.
Представитель ответчика ФКУ <данные изъяты> в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 61-62), о причинах своей неявки суду не сообщил. Каких-либо заявлений с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие или об отложении разбирательства дела от него в суд не поступало, поэтому суд считает его неявку не связанной с причинами уважительного характера и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Им также не представлено суду каких-либо возражений на заявленные исковые требований.
Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 59-60), о причинах своей неявки суду не сообщил. Каких-либо заявлений с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие или об отложении разбирательства дела от него в суд не поступало, поэтому суд считает его неявку не связанной с причинами уважительного характера и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Им также не представлено суду каких-либо возражений на заявленные исковые требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из положений ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58В силу статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ТК РФ) работодатель - физическое лицо, либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, является одновременно юридическим лицом, которое вправе создавать военные представительства.
Судом установлено, что согласно коллективному договору <данные изъяты> Минобороны РФ работодателем гражданского персонала военного представительства является начальник <данные изъяты> Минобороны России (л.д.9-16, 68-75).
В силу ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013г. № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации самостоятельным юридическим лицом и, соответственно, распорядителем бюджетных средств не является, данные функции выполняет Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 31.05.1995 № 61-ФЗ «Об обороне» управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии со ст. 20 ТК РФ является, в том числе, начальник военного представительства Министерства обороны Российской Федерации в отношении подчиненного гражданского персонала военного представительства.
В силу статьи 21 ТК РФ, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии со статьей 22 ТК РФ, на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, а также исполнение иных обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда.
Статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. При этом работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценке условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Как установлено судом, проведенной военной прокуратурой Воронежского гарнизона проверкой соблюдения трудового законодательства в 214 военном представительстве Минобороны РФ установлено, что в военном представительстве имеется 40 рабочих мест для гражданского персонала.
Вместе с тем, обязанности по соблюдению требований по охране труда в <данные изъяты> Минобороны РФ не соблюдаются в полном объеме, а именно в нарушении статьи 212 ТК РФ и Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 начальством 214 военного представительства Минобороны РФ не проведена специальная оценка условий труда 17 рабочих мест специалиста. Также не проводилась аттестация рабочих мест в соответствии с ранее действующим законодательством.
Согласно частей 1,2 и 3 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В силу частей 1 и 4 статьи 8 этого же Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; оценки уровней профессиональных рисков и для иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Не проведение специальной оценки условий труда нарушает трудовые права работников - гражданского персонала 214 военного представительства Минобороны РФ на рабочие места, соответствующие государственным требованиям охраны труда, может лишить работника, работающего в военном представительстве, уволенного, вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно, с вредными и опасными условиями труда.
Отсутствие специальной оценки условий труда также может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Согласно статьи 86 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ № 1495 от 10.11.2007 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» командир (начальник) при решении вопросов, связанных с трудовой деятельностью гражданского персонала Вооруженных Сил, обязан руководствоваться трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации, соответствующими нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации. Он отвечает за правильную организацию труда гражданского персонала, создание условий для роста производительности труда, обеспечение трудовой и производственной дисциплины, соблюдение правил охраны труда, улучшение условий труда и быта.
Как усматривается из материалов дела, 30.12.2016 по результатам проведенной проверки соблюдения трудового законодательства начальнику 214 военного представительства Минобороны РФ было внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства (л.д.17-19).
30.01.2017 представление было рассмотрено, вместе с тем, указанные в акте прокурорского реагирования нарушения до настоящего времени не устранены (л.д.21).
В данном случае индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены работодателем <данные изъяты> Минобороны РФ, не представляется возможным, так как невыполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест нарушает как права лиц, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанным работодателем в трудовые правоотношения, на безопасные условия труда.
Судом также установлено, что гражданский персонал <данные изъяты> Министерства Обороны Российской Федерации находится в трудовых отношениях с <данные изъяты> МО РФ в лице начальника и в силу положений раздела 5 коллективного договора, заключенного между работодателем (<данные изъяты> МО РФ) и гражданским персоналом (работками) со срок действия с18.02.2017г. по 17.02.2019г., работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации (л.д.9-16, 68-75).
Из сообщения начальника <данные изъяты> Министерства Обороны Российской Федерации военному прокурору Воронежского гарнизона следует, что решением командующего войсками Западного военного округа обязанность функции по организации размещения децентрализованного государственного заказа на оказание услуг (по специальной оценке условий труда, по аттестации рабочих мест по условиям труда) возложены на отдел по регулированию трудовых отношений управления кадров ЗВО, в который соответствующие письма и заявки были направлены (л.д.28-29, 46-47, 52-54, 76).
Суд, удовлетворяя исковые требования исходит также из того, что обязанность по исполнению запроса начальника <данные изъяты> Министерства Обороны Российской Федерации о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в <данные изъяты> МО РФ путем заключения государственного контракта и оплаты государственных услуг лежит на ФКУ «<данные изъяты>
Суд также учитывает, что приведение оценки условий труда на рабочих местах является обязанностью работодателя, каковым в данном случае является <данные изъяты> МО РФ в силу Приказа Министра обороны РФ от 29.12.2012г. № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», не проведение данной оценки привело либо может привести к нарушению трудовых прав неопределенного круга лиц в сфере трудовых отношений, а именно в области регулирования безопасности условий труда, предоставления льгот, социальных гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных либо опасных условиях труда.
Установленные прокурором нарушения законодательства об охране труда могут повлиять на права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку специальная оценка условий труда не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Это мероприятие призвано способствовать установлению безопасности условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимали, и будут занимать в будущем.
В соответствии с Общим Положением о ФКУ <данные изъяты> в его полномочия входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическими лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной системой с учетом их целевого назначения; размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по исполнению запроса начальника <данные изъяты> Министерства Обороны Российской Федерации о размещении заказа на проведение специальной оценки условий труда в <данные изъяты> МО РФ лежит на ФКУ <данные изъяты> в лице командующего войсками Западного военного округа – руководителя ФКУ <данные изъяты> на которого такая обязанность прямо возложена Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ «<данные изъяты>
Суд также принимает во внимание то, что ответчиком ФКУ «<данные изъяты> каких-либо возражений на заявленные требования суду не представлено и в соответствии с требованиями ст. 195 ГПК РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Министерства обороны РФ, ФКУ «<данные изъяты> об устранении нарушений трудового законодательства, - удовлетворить.
Обязать командующего ФКУ <данные изъяты> и начальника <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации провести специальную оценку условий труда 17 рабочих мест специалиста в срок до 31 декабря 2018 года включительно.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 07 сентября 2017 года.
Председательствующий судья Семенова Т.В.