Решение суда об обязании установить надбавку к заработной плате за опасные условия труда № 2-4365/2017 ~ М-3904/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

<***>

Дело № 2-4365/2017

Мотивированное решение изготовлено 28.07.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2017 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самариной Е.А., при секретаре Близко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерации профсоюзов Свердловской области в интересах Коноваловой О.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Метро Кэш Энд Керри» об обязании установить надбавку к заработной плате за опасные условия труда,

УСТАНОВИЛ:

Федерации профсоюзов Свердловской области в интересах Коноваловой О.А. и Туголукова А.А. обратилась в суд к ООО «Метро Кэш Энд Керри» об обязании установить надбавку к заработной плате за опасные условия труда.

В обоснование исковых требований указано, что истцы находятся в трудовых отношениях с ответчиком в должности оператора торгового зала. В силу ст.ст. 147, 209 ТК РФ истцам положена надбавка к заработной плате в размере 4% тарифной ставки (оклада) за опасные условия труда. Наличие на рабочем месте работников опасных производственных факторов, которые могут привести к травме, установлена в Инструкции по охране труда для оператора торгового зала ИОТ-15 от *** ООО «Метро Кэш энд Керри». Согласно разделу Неблагоприятные факторы производственной среды, применение средств индивидуальной защиты указанной Инструкции закреплено, что на оператора торгового зала могут воздействовать неблагоприятные факторы непроизводственной среды. Физические факторы: движущиеся машины и механизмы, подвижные части механического оборудования, перемещаемые товары и тара, пониженная температура поверхностей холодильного оборудования, товаров, повышенная подвижность воздуха; повышенная влажность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; недостаточная освещенность рабочей зоны; пониженная контрастность; прямая и отраженная блескость; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструмента, оборудования, инвентаря, тары, товаров. Химические факторы: токсические раздражающие, канцерогенные и другие вещества, выделяемые товарами бытовой химии, товарами из пластмасс, обувью и др.; пары горюче-смазочных материалов, масла. Психофизические факторы: физические перегрузки; нервно-психологические перегрузки. Также в п. 3.4 Инструкции указано, что при работе с ножом соблюдать осторожность, беречь руки от порезов. Согласно п. 1.5 Инструкции № 32 по охране на работах по фасовке продовольственных товаров «ТОИ Р-95120-(001-033)-95. Типовые инструкции по охране труда для работников предприятия торговли и общественного питания» (утв. Приказом Роскомторга от 03.10.1995 № 87) на работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (подвижные части торгово-технологического, фасовочного оборудования, перемещаемые товары, тара; повышенная запыленность воздуха рабочей зоны; повышенная температура поверхности оборудования для сваривания полиэтиленовых пакетов; пониженная температура поверхности товаров; повышенное значение напряжения в электрической цепи; повышенный уровень статического электричества; недостаточная освещенность рабочей зоны; пониженная контрастность; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструмента, тары; физические перегрузки; перенапряжение зрительных анализаторов; монотонность труда)

Из анализа журнала *** регистрации несчастных случаев на производстве ООО «Метро Кэш энд Керри» и актов о несчастном случае на производстве по должности оператор торгового зала за период с 2009 по 2013 года следует, что работники по указанной должности получали травмы в результате наезда грузового транспорта, порезов, подскальзование на скользком полу, ушибы и травмы конечностей, воздействие движущегося предмета, механизма, что подтверждает факт, что профессия «оператор торгового зала» является травмоопасной и на рабочих местах по указанной профессии присутствуют опасные производственные факторы.

На основании изложенного, просят обязать ООО «Метро кэш энд Керри» установить истцам ежемесячную надбавку к заработной плате в размере 4% тарифной ставки (оклада) за опасные условия труда по должности Оператор торгового зала.

Определением суда от 24.07.2017 производство по делу в части исковых требований Туголукова А.А. прекращено в связи с отказом истца от иска.

Истец Коновалова О.А. в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление о рассмотрение дела в ее отсутствие.

Представитель Федерации профсоюзов Свердловской области Садыков Т.А., действующий на основании доверенностей от 30.06.2017, исковые требования поддержал, настаивал на удовлетворении. Дополнительно указал, что согласно п. 1.6 Инструкции по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, перемещении и складировании грузов, ИОТ 50-15 при погрузочно-разгрузочных работах и при складировании грузов возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов: - острые кромки, углы, торчащие штыри; - движущиеся машины и механизмы; - повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; получение травм от упавшего груза; - недостаточная освещенность рабочей зоны; -физические перегрузки. Таким образом, работодатель в инструкциях ИОТ 50-15 и ИОТ-15 идентифицировал опасные факторы, воздействие которых может привести к травме работников, при этом указанные факторы не учитывались при проведении специальной оценки условий труда. Пунктом 35 Типового положения о системе управления охраной труда, утв. Приказом Минтруда РФ № 438н от 19.08.2016, закреплен перечень опасных факторов, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, в который входит, в том числе опасность падения из-за потери равновесия, опасность падение с высоты, опасность удара, опасность быть уколотым или проткнутым в результате воздействия движущихся колющих частей механизмов, машин, опасность натыкания на неподвижную колющуюся поверхность (острие) опасность травмирования от трения или абразивного воздействия при соприкосновении и другие виды опасностей, имеющиеся на рабочих местах ООО «Метро Кэш Энд Керри», но не оцененные в ходе специальной оценки труда.

Представитель ответчика ООО «Метро Кэш Энд Керри» Мурашова С.Ю., действующая на основании доверенности от 16.05.2017, в судебном заседании с доводами искового заявления не согласилась, представила письменные возражения (л.д. 128-129), указав, что истец фактически оспаривает результаты специальной оценки условий труда, по итогам которой условия труда на рабочем месте истца были признаны допустимыми, то есть такими, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня. Срок для оспаривания условий специальной оценки в настоящее время истек. В силу норм закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Идентификация потенциально вредных и (или опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленной ст. 9 указанного Закона № 426-ФЗ. Также суд не вправе поменять собой орган, в компетенцию которого входит принятие решения об оценке условий труда, а также предрешать за аттестационную комиссию вопрос о том, соответствует ли рабочее место истца предельно допустимым нормативам, либо относится к вредным условиям труда. Кроме того, полагает, что журнал *** не может быть признан доказательством воздействия именно на истца опасных производственных факторов, так как с истцом не было зафиксировано ни одного несчастного случая.

В судебном заседании специалист ***8, главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов Свердловской области (л.д. 116-125) относительно предмета заявленных исковых требований пояснил, что он согласен с требованиями истца. Ранее при проведении аттестации рабочих мест учитывалась, в том числе и травмоопасность, Федеральный закон № 426-ФЗ учитывает только санитарно-гигиенические условия труда, то есть вредные производственные факторы. Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации под опасным производственным фактором понимается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме. Согласно ст. 13 Закона № 426-ФЗ при проведении специальной оценки условий труда иследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды: физические, химические и биологические. Утвердив Инструкцию по охране труда и перечислив опасные производственные факторы работодатель согласился и признал тот факт, что рабочее место оператора торгового зала имеет опасные условия труда, предусмотренные ст. 209 ТК РФ. Типовым положением о системе управления охраной труда, утв. Приказом Минтруда РФ № 438н от 19.08.2016, установлен перечень опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников. Часть указанных опасностей предусмотрены специальной оценкой условий труда, другая часть не входит в перечь факторов, которые исследуются при проведении специальной оценки труда. Учитывая, что ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации содержит понятийный аппарат, которым следует руководствоваться при установлении опасных условий труда, а также принимая во внимание верховенство закона, а именно кодекса над федеральными законами, в том числе Законом № 426-ФЗ, полагает, что требования истца в части обязания работодателя установить ежемесячную надбавку к окладу в размере 4% за опасные условия труда основаны на законе, на ст. 209 ТК РФ, которая пгодлежит прямому применению, так как специальная оценка условий труда не учитывает производственные факторы, которые могут привести к травме работника.

Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, пояснение специалиста, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений.

Коноваловой О.А. является членом профсоюза. Заявление от *** (л.д. 15). Указанное свидетельствует о наличии у Профсоюза процессуальных полномочий истца в рамках настоящего дела.

Судом установлено и не оспорено сторонами, что между Коноваловой О.А и ООО «Метро Кэш Энд Керри» был заключен трудовой договор *** от *** и приказом *** с *** принята на работу в ООО «Метро Кэш энд Керри». В соответствии с п. 1.1. трудового договора истец работает в должности оператора торгового зала. В силу дополнительного соглашения к трудовому договору от *** на основании результатов проведения специальной оценки условий труда установлен класс условий труда – 2,0 (допустимые), предоставление компенсаций законодательством РФ не предусмотрено (л.д. 170-187).

Согласно ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор – это производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

С целью введения для лиц, осуществляющих трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий, призванных компенсировать негативное воздействие на их здоровье обусловленных этими условиями факторов, законодатель в Трудовом кодексе Российской Федерации для указанных лиц предусмотрел комплекс компенсационных мер, в том числе сокращенную продолжительность рабочего времени (часть первая статьи 92), повышенную оплату труда (статья 147), а также закрепил порядок их реализации (части вторая и третья статьи 147, часть вторая статьи 219).

Закрепление таких мер в законе, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 7 февраля 2013 года N 135-О, обусловлено стремлением государства предоставить указанной категории работников дополнительные возможности по оздоровлению и восстановлению работоспособности, т.е. преследует конституционно значимую цель охраны здоровья граждан.

В силу ч.ч. 1,2 ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Положение части второй статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации в системной связи с частью первой указанной статьи, предусматривающей для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, установление заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда, направлено на создание правового механизма, обеспечивающего повышенную оплату труда при осуществлении работы в особых условиях труда,

В соответствии с ч. 1 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя; по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, порядок осуществления которой закреплен в Федеральном законе от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон № 426-ФЗ).

В силу ст. 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Таким образом, при проведении специальной оценки условий труда подлежат идентификации в обязательном порядке, в том числе вредные и (или) опасные производственные факторы.

Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются работодателем, в том числе для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций (ст. 7 Закона № 426-ФЗ).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В силу ч. 2 ст. 8, а также ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ ни суд, ни самостоятельно работодатель (ответчик) не полномочен проводить специальную оценку условий труда, то есть определить наличие опасных условий труда.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Таким образом, суд не вправе подменять собой организацию, в компетенцию которой входит принятие решения об оценке условий труда, а также предрешать вопрос о том, соответствует ли рабочее место истца предельно допустимым нормативам, либо относится к вредным или опасным условиям труда.

Также суд относится критически к доводу представителя истца о том, что Закон № 426-ФЗ при определении классификации условий труда не учитывает травмоопасность, а только санитарно-гигиенические условия труда по следующим основаниям.

В силу ст. 10 Закона № 426-ФЗ под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:

1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;

2) результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;

4) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений Закона № 426-ФЗ случаи производственного травматизма при оценке условий труда подлежат идентификации наряду с иными факторами в силу в том числе статьей 13 Закона №426-ФЗ.

Статьей 14 Закона №426-ФЗ установлена классификация условий труда по степени вредности и (или) опасности, которые подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Таким образом, в Законе № 426-ФЗ закреплен механизм определения условий труда.

Согласно представленной в материалы дела Карте специальной оценки условий труда *** оператора торгового зала, с которой ознакомлен истец, определен второй класс условий труда (224-236).

Довод представителя истца о том, что в указанной карте дана оценка только производственным факторам, которые могут привести к заболеванию (вредные производственные факторы), сводится к оспариванию результатов проведенной специальной оценки условий труда.

Довод истца о том, что установив в Инструкции по охране труда ИОТ -15 и ИОТ 50-15 неблагоприятные (опасные и вредные) факторы непроизводственной среды, работодатель признал наличие на рабочем месте опасных условий труда, которые могут привести к травме работника является субъективным мнением, основанным на неверном толковании норм материального права.

Иных доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ. Отвечающих принципам относимости и допустимости, подтверждающих наличие на рабочем месте опасных производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к его травме, в том числе на рабочем месте истца.

В силу ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации истец для определения и обязания работодателя установить иные условия оплаты труда должен доказать безусловный характер наличия на рабочем месте истца опасных условий труда. Только после установления данного юридического значимого обстоятельства у работодателя может возникнуть обязанность изменить условия трудового договора касающиеся оплаты труда работника (истца), установив ежемесячную надбавку к заработной плате в размере 4% к тарифной ставке (окладу) за опасные условия труда истца как оператора торгового зала.

Учитывая, что в судебном заседании не доказан факт наличия на рабочем месте истца опасных условий труда, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Коноваловой О.А. исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Судья <***> Е.А. Самарина