Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
№ 2-2601/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07.09.2017 г. г. Воронеж
Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Демченковой С.В., при секретаре Новосельцевой Е.С., с участием старшего помощника военного прокурора Воронежского гарнизона Семенова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Воронежского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц к 349 Военному представительству Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации об обязании провести специальную оценку условий труда 2 рабочих мест представителя,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Воронежского гарнизона, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к 349 Военному представительству Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» с требованием об обязании провести специальную оценку условий труда 2 рабочих мест представителя, мотивируя свои требования тем, что Военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в 349 Военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации, по результатам которой установлено, что в военном представительстве имеется 21 рабочее место для гражданского персонала. Вместе с тем, обязанности по соблюдению требований по охране труда в 349 Военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации не соблюдаются в полном объеме, а именно в нарушение ст. 212 ТК РФ и Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013г. начальством 349 Военного представительства Министерства обороны Российской Федерации в цехе № 66 корпуса 130 «Воронежского механического завода» - ГКНПЦ филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» не проведена специальная оценка условий труда 2 рабочих мест представителя. Также не проводилась аттестация рабочего места в соответствии с ранее действующим законодательством.
Не проведение специальной оценки условий труда нарушает трудовые права работников - гражданского персонала 349 военного представительства Минобороны РФ на рабочие места, соответствующие государственным требованиям охраны труда, может лишить работника, работающего в военном представительстве, уволенного, вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно, с вредными и опасными условиями труда.
Отсутствие специальной оценки условий труда также может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
30.12.2016 г. по результатам проведенной проверки соблюдения трудового законодательства начальнику 349 военного представительства Минобороны РФ было вынесено представление об устранении нарушений трудового законодательства.
18.01.2017 г. представление было рассмотрено, однако указанные в акте прокурорского реагирования нарушения до настоящего времени не устранены.
В данном случае индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены работодателем 349 военного представительства Минобороны РФ, не представляется возможным, так как невыполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест нарушает как права лиц, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанным работодателем в трудовые правоотношения, на безопасные условия труда.
Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.
Обязанность по исполнению запроса начальника 349 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в военном представительстве путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», как на юридическом лице, на которое такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».
На основании изложенного, просит суд обязать командующего ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и начальника 349 Военного представительства Министерства обороны Российской Федерации провести в цехе № 66 корпуса 130 «Воронежского механического завода» - ГКНПЦ филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» специальную оценку условий труда 2 рабочих мест представителя.
В ходе судебного разбирательства по делу в качестве ответчика было привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Старший помощник военного прокурора Воронежского гарнизона по доверенности Семенов С.А. в судебном заседании поддержал требования, изложенные в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика 349 Военного представительства Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Волгин С.В. в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями согласен, последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны.
Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Представил в суд письменные возражения, согласно которым исковые требования не признал, указал, что обязанность по организации проведения специальной оценки условий труда рабочих мест 349 Военного представительства Министерства обороны Российской Федерации возложены на начальника этого военного представительства. В Министерстве обороны РФ установлен определенный порядок по выполнению закона в пределах лимитов денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели на 2017 -2019 г. Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В силу ч. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004г. № 1082 «Вопросы министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, является одновременно юридическим лицом, которое вправе создавать военные представительства.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
В силу пункта 1 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995г. № 804, военные представительства Министерства обороны Российской Федерации создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм (далее именуются организации), осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов).
В настоящем Положении под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а также работы, выполняемые в интересах обороны.
Военные представительства и органы их контроля входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Комплектование штатных должностей военных представительств военнослужащими и гражданским персоналом осуществляется в соответствии с их организационно-штатной структурой.
На основании пункта 2 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995г. № 8042, деятельность военных представительств и органов их контроля регламентируется законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, воинскими уставами, правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Руководство деятельностью военных представительств осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через уполномоченные им органы военного управления.
Пунктами 4, 6, 10 – 13 Инструкции по организации деятельности военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны № 2424 от 08.12.2011г., военные представительства имеют действительные наименования, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, бланки и штампы.
Личный состав военных представительств обеспечивается всеми видами довольствия по установленным в Вооруженных Силах Российской Федерации нормам. Организация обеспечения военных представительств осуществляется по месту их дислокации и возлагается на соответствующее объединенное стратегическое командование (военного округа).
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Организация деятельности военных представительств по выполнению возложенных на них задач и функций осуществляется Управлением военных представительств через службы уполномоченных, являющихся структурными подразделениями указанного управления.
Военные представительства организуют и осуществляют свою деятельность в соответствии с определенными им задачами и функциями.
Военное представительство возглавляется начальником военного представительства.
Служебная деятельность военного представительства, прохождение воинской службы военнослужащими и трудовая деятельность гражданского персонала регламентируется приказами, издаваемыми на правах единоначалия начальником военного представительства в соответствии с полномочиями должностных лиц Вооруженных Сил и требованиями законодательства Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суд полагает, что военные представительства не обладают правами юридического лица, входят в структуру Министерства обороны Российской Федерации.
Военные представительства осуществляют деятельность в соответствии «Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 августа 1995 года № 804.
Судом установлено, что согласно коллективному договору работодателем гражданского персонала военного представительства является начальник 349 Военного представительства Министерства обороны Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013г. № 426 обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
349 Военное представительство Министерства обороны Российской Федерации не является самостоятельным юридическим лицом и распорядителем бюджетных средств, данные функции выполняет Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 31.05.2011г. № 61-ФЗ «Об обороне» управление Вооруженными силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012г. № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии со ст. 20 ТК РФ является, в том числе, начальник военного представительства Министерства обороны Российской Федерации в отношении подчиненного гражданского персонала военного представительства.
Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.
В соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», в его полномочия входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическими лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, учрежденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения; размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
Учитывая изложенное, обязанность по размещению заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в военном представительстве путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», как на юридическом лице, на которое такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».
Статьей 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;
В силу статьи 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. При этом работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Из материалов дела следует, что Военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в 349 Военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации, по результатам которой установлено, что в военном представительстве имеется 21 рабочее место для гражданского персонала. Однако обязанности по соблюдению требований по охране труда в 349 Военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации не соблюдаются в полном объеме, а именно в нарушение ст. 212 ТК РФ и Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013г. начальством 349 Военного представительства Министерства обороны Российской Федерации в цехе № 66 корпуса 130 «Воронежского механического завода» - ГКНПЦ филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» не проведена специальная оценка условий труда 2 рабочих мест представителя. Также не проводилась аттестация рабочего места в соответствии с ранее действующим законодательством.
Предъявление Военным прокурором Воронежского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, исковых требований мотивировано тем, что отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Не проведение специальной оценки условий труда нарушает трудовые права работников - гражданского персонала 349 военного представительства Минобороны РФ на рабочие места, соответствующие государственным требованиям охраны труда, может лишить работника, работающего в военном представительстве, уволенного, вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно, с вредными и опасными условиями труда.
Согласно частей 1, 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013г. № 426 специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Частями 1 и 4 статьи 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013г. № 426 предусмотрено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
На основании ст. 7 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013г. № 426 результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; подготовки статистической отчетности об условиях труда; решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями; определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления; принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; оценки уровней профессиональных рисков; иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Материалы дела свидетельствуют, что 30.12.2016 г. по результатам проведенной проверки соблюдения трудового законодательства начальнику 349 Военного представительства Минобороны РФ было вынесено представление об устранении нарушений трудового законодательства (л.д. 7-9).
В соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013г. «О специальной оценке условий труда» и представлением Военной прокуратуры Воронежского гарнизона об устранении нарушений трудового законодательства 349 Военным представительством Минобороны РФ был представлен в Управление (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций) Западного военного округа перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда на рабочих местах гражданского персонала 349 Военного представительства Минобороны РФ(л.д. 14-16).
В целях реализации требований, изложенных в представлении об устранении нарушений трудового законодательства, в Коллективный договор 349 Военного представительства Минобороны РФ были внесены изменения, в частности, пункт 2.3. коллективного договора дополнен подпунктом «н» - обеспечить работников рабочими местами и организовать работу по оценке условий труда работников на рабочих местах в соответствии с ТК РФ и действующим законодательством РФ (л.д. 18).
По сообщению «Воронежского механического завода» - филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» от 06.02.2017 года в настоящий момент между «ВМЗ» и ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» заключен договор на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (л.д. 19).
18.01.2017 г. представление Военной прокуратуры Воронежского гарнизона об устранении нарушений трудового законодательства 349 Военным представительством Минобороны РФ было рассмотрено, однако указанные в акте прокурорского реагирования нарушения до настоящего времени не устранены (л.д. 12-13).
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд полагает исковые требования Военного прокурора Воронежского гарнизона подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать командующего ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и начальника 349 Военного представительства Министерства обороны Российской Федерации провести в цехе № 66 корпуса 130 «Воронежского механического завода» - ГКНПЦ филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» специальную оценку условий труда 2 рабочих мест 349 Военного представительства Министерства обороны Российской Федерации.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Советский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Демченкова
Мотивированное решение изготовлено 14.09.2017г.