" о взыскании не начисленной и невыплаченной заработной плат..." />
Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, денежной компенсации морального вреда, судебных расходов № 2-597/2017 ~ М-387/2017

Смотреть все судебные практики о Прочие трудовые споры

Дело № 2-597/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 мая 2017 года <адрес>

Кировский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре А.А. Акульшиной, с участием истца Пухова ФИО22 представителей истца по устному ходатайству Ермоленко ФИО17 Ульянова ФИО18 представителя ответчика по доверенности Клименко ФИО21 представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в/ч 42733 по доверенности Горбатова ФИО19 ФКУ "ОСК ВВО" по доверенности Дзюба ФИО20

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пухова ФИО23 к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>" о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, денежной компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Пухов ФИО24 обратился в Кировский районный суд <адрес> с иском к ФКУ "УФО МО РФ по <адрес>" о взыскании не начисленной и невыплаченной заработной платы, в обоснование указав, что с 21.06.2013г. работает в войсковой части 42733 в должности начальника команды военизированной охраны. За период с 01.01.2017г. по настоящее время истцу не выплачена заработная плата в полном объёме, предусмотренная трудовым договором.

Так, в соответствии с условиями заключенного трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГг. (п.п.4.1.2) в состав заработной платы истца входит выплата компенсационного характера за учёт, хранение, выдачу и охрану вооружений и боеприпасов в размере 50 % от должностного оклада, что составляет 3 445 руб.. Указанная выплата компенсационного характера в размере 50 % от должностного оклада также предусмотрена п.17 Приложения № приказа Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014г. № "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008г. №". Кроме того, данная компенсационная выплата помимо трудового договора с истцом предусмотрена и в коллективном договоре (п.п.3.2.1), заключенным между командованием войсковой части 42733 и гражданским персоналом.

09.01.2017г. командиром войсковой части № был издан приказ №, устанавливающий с 01.01.2017г. компенсационную выплату гражданскому персоналу, допущенному к работе с оружием и боеприпасами. Однако указанная компенсационная выплата с 01.01.2017г. и по настоящее время истцу не производится, что по его мнению является прямым нарушением условий заключенного трудового договора и коллективного договора.

Войсковая часть 42733 самостоятельной экономической деятельности не ведёт, а в соответствии с договором № от 31.12.2010г. находится на финансовом обслуживании у Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>", сотрудники которого начисляют и производят оплату труда работникам в/ч <данные изъяты>. На неоднократные обращения командира войсковой части № о начислении компенсационной выплаты сотрудники ФКУ "УФО МО РФ по <адрес>" отвечают отказом ссылаясь на то, что в соответствии с п.17 Приложения № приказа МО РФ от 23.04.2014г. № "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008г. №" указанная компенсационная выплата производится только тому гражданскому персоналу, который непосредственно занят приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. По мнению ФКУ "УФО МО РФ по <адрес>" должность начальника команды военизированной охраны не подразумевает работу по приёму, хранению, выдаче и охране вооружения и боеприпасов, следовательно, права на указанную выплату не имеет.

Однако в соответствии с должностными обязанностями, предусмотренными трудовым договором на истца возложена обязанность по организации деятельности команды военизированной охраны по обороне и охране объекта, непосредственную охрану на объекте вооружения, боеприпасов, находящихся в комнате хранения оружия. В соответствии с приказом командира войсковой части <данные изъяты> № от 30.12.2016г. "О закреплении личного оружия за военнослужащими и гражданским персоналом войсковой части №" на истца возложена ответственность за учет, хранение и выдачу стрелкового оружия и боеприпасов к нему. Кроме того, при заступлении на суточное дежурство истцом лично осуществляется принятие вооружения и боеприпасов для несения службы, а также он несёт персональную ответственность за полученное оружие и боеприпасы. Также непосредственно осуществляет хранение и выдачу вооружения и боеприпасов личному составу заступающего (сменяющего) караула команды военизированной охраны. Согласно функциональным обязанностям, утверждённым командиром войсковой части <данные изъяты>, начальник команды военизированной охраны обязан выполнять поставленные задачи по обеспечению надежной сохранности вверенных ему под охрану материальных средств, не допуская проникновения на территорию охраняемого объекта посторонних лиц. В соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.12.2001г. № "О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации" начальник военизированной охраны отвечает за охрану и защиту порученных караулу объектов, боевую готовность работников ведомственной охраны из состава караула, также осуществляет непосредственную охрану вверенных ему объектов.

На указанных основаниях истец полагал, что ответчик обязан произвести ему выплату компенсационного характера за учет, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов в размере 50 % от должностного оклада, за январь 2017г. в размере <данные изъяты> руб., за февраль 2017г. в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб..

В ходе судебного разбирательства по делу истец уточнял и дополнял исковые требования, в связи с чем в их окончательной редакции просил дополнительно взыскать с ответчика требуемую выплату компенсационного характера также за март, апрель 2017 года в размере <данные изъяты> руб., всего взыскать <данные изъяты> рублей, судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей, компенсацию за задержку заработной платы за каждый день просрочки выплат, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день вынесения решения суда, в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, а также компенсировать моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец, его представители поддержали заявленный иск, ссылаясь на изложенные обстоятельства, просили удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании против иска возражал, ссылаясь на содержание письменных возражений, приобщенных к материалам дела, согласно которых в соответствии с пунктом 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014г. №, пунктом 31 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.12.2001г. №, право на компенсационную выплату к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50 % за охрану вооружения и боеприпасов возникает у лица из числа гражданского персонала арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, занимающего штатные должности военизированной охраны, который непосредственно выполняет обязанности часового на посту. Указанная компенсационная выплата производится только за время непосредственного исполнения обязанностей часового на посту, а не за всё время нахождения стрелка ВОХР в карауле.

Система оплаты труда истца установлена вышеуказанным Положением, пунктом 17 которого предусмотрена компенсационная выплата в размере 50 % к должностному окладу.

Сам факт указания в трудовом договоре истца на данную компенсационную выплату не является основанием для её выплаты в бесспорном порядке на постоянной основе, а устанавливает право на её получение при соблюдении условий, установленных указанной правовой нормой, из содержания которой и приказа Министра обороны РФ от 30.12.2001г. № усматривается, что под работниками арсеналов, баз и т.п., непосредственно занятыми охраной вооружения и боеприпасов (т.е. несущие службу на постах в карауле), понимаются лица, занимающие должности ВОХР, а под работниками непосредственно занятыми приемом, хранением и выдачей вооружения и боеприпасов, понимаются лица, занимающие должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика. При этом в пункте 17 Положения такие должности как начальник ВОХР, начальник отряда (команды) ВОХР, их заместители, начальник караула, не поименованы.

Таким образом для выплаты работнику указанной надбавки необходимо соблюдение следующих условий: работник занимает штатную должность военизированной охраны и выполняет на посту обязанности часового по охране вооружения и боеприпасов; работник занимает штатные должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика и непосредственно занят приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов.

Доводы истца о том, что он непосредственно занят приемом, выдачей и хранением вооружения и боеприпасов подчинённого отряда ВОХР, несостоятельны, поскольку пунктом 26 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.12.2001г. № установлено, что оружие и боеприпасы военизированного подразделения (отряда, команды, группы) хранятся в караульном помещении в отдельной специально оборудованной комнате либо в ином помещении, обеспечивающем надежную сохранность оружия и боеприпасов, и включаются в опись оборудования, инвентаря и имущества, находящихся в караульном помещении. Пирамиды с оружием, металлические шкафы (ящики) с пистолетами и боеприпасами, а также комната для хранения оружия военизированного подразделения закрываются на замки и опечатываются: пирамиды с оружием, металлические шкафы (ящики) с пистолетами и комната для хранения оружия - двумя печатями: начальника караула и начальника подразделения ведомственной охраны (лица, назначенного приказом начальника военного объекта), ящики с боеприпасами подразделения - печатью начальника подразделения ведомственной охраны. Ключи от комнаты для хранения оружия и боеприпасов подразделения ведомственной охраны, пирамид с оружием, ящиков с боеприпасами, запасом боевых патронов, пистолетов караульных контрольно-пропускных постов (контролеров на контрольно-пропускных пунктах) хранятся в отдельных опечатываемых тубусах (пеналах) в сейфе (металлическом шкафу), опечатанном печатью начальника караула. Пунктом 69 Инструкции предусмотрено, что караульное помещение состоит: из общей комнаты для личного состава караула; из комнаты начальника караула и его помощника, соединенной дверью с общей комнатой для состава караула и оборудованной запором изнутри и глазком; из комнат для отдыха; из комнаты для хранения оружия и боеприпасов подразделения ведомственной охраны, оборудованной в соответствии с требованиями Инструкции об организации учета, хранения и выдачи стрелкового оружия и боеприпасов к нему, а также инженерных боеприпасов в Вооруженных Силах Российской Федерации. Согласно пункту 27 Инструкции, оружие и боеприпасы на новый состав караула получает заступающий начальник караула под личную подпись в книге выдачи оружия и боеприпасов и выдает личному составу караула по раздаточной ведомости с указанием даты, времени, наименования образца, серии и номера оружия, наименования и количества боеприпасов под личную подпись караульного, получившего оружие и боеприпасы. Наличие и состояние оружия и боеприпасов подразделения военизированной охраны проверяются: начальником военного объекта или его заместителем - не реже одного раза в месяц; начальником подразделения ведомственной охраны или его заместителем - еженедельно (п.29). Согласно пунктам 42 и 44 Инструкции, при смене караула начальник нового караула вместе с начальником старого караула лично принимает от него в комнате для хранения оружия - оружие по описи, по номерам и в комплектности, ящики с боеприпасами, печати на них и ключи к ним, о чём делается запись в постовой ведомости. После смены караула начальник старого караула осуществляет контроль за сдачей личным составом оружия и боеприпасов, производит краткий разбор несения службы со всем личным составом караула и убывает к начальнику подразделения военизированной охраны для доклада о смене караула, об отмеченных в постовой ведомости результатах проверки караула и сдачи ему постовой ведомости. Анализ указанных положений Инструкции позволяет сделать следующие выводы: хранение и охрана оружия и боеприпасов подразделения ВОХР осуществляется в караульном помещении начальником караула; выдачу оружия и боеприпасов из комнаты для хранения оружия на личный состав караула и прием оружия в указанную комнату осуществляет начальник караула; начальник подразделения ведомственной охраны или его заместитель осуществляют только учет и проверку наличия и состояния оружия и боеприпасов, находящихся в комнате для хранения оружия, а также присутствуют при выдаче и приеме оружия и боеприпасов.

Однако, оспариваемая компенсационная выплата производится лицам, непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, находящихся на арсеналах, складах и т.п., а не в комнатах для хранения оружия, находящихся в караульных помещениях.

При таких обстоятельствах вышеуказанная компенсационная выплата за прием, хранение и выдачу вооружения и боеприпасов начальнику команды ВОХР производиться не может, в связи с чем просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в/ч 42733, в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования Пухова ФИО26 полагая их обоснованными и подлежащими удовлетворению. В письменном отзыве относительно заявленного иска указал, что в соответствии со штатом войсковой части 42733 №, утверждённым начальником ГШ ВС РФ в 2015г. Пухов ФИО25 работает в войсковой части 42733 на должности начальника команды военизированной охраны. Указанным штатом ему как работнику команды военизированной охраны определено вооружение и боеприпасы, а приказом командира войсковой части они закреплены за ним. При этом он непосредственно занят приёмом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, несёт индивидуальную материальную ответственность за полученное оружие и боеприпасы командой военизированной охраны в соответствии с заключенным с ним договором о полной материальной ответственности, а также уголовную ответственность в случаях, предусмотренных законодательством. Согласно трудового договора с истцом от 21.06.2013г. №, в состав его заработной платы входит выплата компенсационного характера за непосредственную занятость приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере 50 % от должностного оклада. Указанная надбавка в размере 50 % от должностного оклада предусмотрена п.17 гл. III Приложения 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014г. № "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №", коллективным договором на 2014-2016г.г., заключенным между командованием войсковой части и гражданским персоналом ВС РФ, за непосредственную занятость приёмом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. В соответствии с указанным приказом МО РФ от 23.04.2014г. № гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приёмом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу в следующих размерах: должности гражданского персонала военизированной охраны, заведующий хранилищем, заведующий складом, кладовщик - 50 %. Войсковая часть 42733 является 140 Центральной базой хранения вооружения и средств РХБЗ. В войсковой части непосредственно осуществляется прием, хранение, выдача и охрана вооружения и боеприпасов.

На основании п.2 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства Обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2001г. № "О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации" обязанность по охране и защите вооружения и боеприпасов в войсковой части 42733 возложена на работников команды военизированной охраны войсковой части, так как согласно инструкции ведомственная охрана создается в составе воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и состоит из подразделений военизированной охраны, применяемых для охраны особо важных и режимных объектов, которым является войсковая часть 42733. В обязанности Пухова ФИО27 как начальника команды военизированной охраны войсковой части 42733 входит непосредственная охрана вооружения и боеприпасов, переданных в оперативное подчинение командиру войсковой части Министерством обороны Российской Федерации, а также их приём, хранение и выдача.

Согласно п.2, 3 инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2001г. № "О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации" ведомственная охрана создается в составе воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и состоит из подразделений военизированной охраны, применяемых для охраны особо важных и режимных объектов, и подразделений сторожевой охраны, применяемых для охраны других объектов. Подразделения военизированной охраны ведомственной охраны создаются для охраны и защиты особо важных и режимных объектов: арсеналов, баз, складов со стрелковым оружием и боеприпасами центрального, окружного, армейского, корпусного подчинения, ракетно-артиллерийского, минно-торпедного вооружения, авиационного, бронетанкового вооружения и техники, специальной техники связи, ядовитых сильнодействующих веществ, вызывающих поражение людей, взрывчатых веществ, ракетного топлива, горючего и смазочных материалов, ремонтных предприятий, научно-исследовательских и испытательных организаций. Объекты, подлежащие охране и защите ведомственной охраной, приведены в Приложении № к настоящему Приказу. В связи с изложенным полагал, что Пухову ФИО28 положено выплачивать надбавку в размере 50 %, так как он непосредственно занят приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ "ОСК ВВО" в судебном заседании поддержала позицию представителя ответчика ФКУ "УФО МО РФ по <адрес>", просила отказать в удовлетворении исковых требований по данным доводам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, судом установлено следующее.

В соответствии со статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №" утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации" (Приложение №), которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера ; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.

Согласно Приказу Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №" гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50 %.

К арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами в составе войсковой части 42733 имеются отделы (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов.

Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлена компенсационная выплата в размере 50 % должностного оклада гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.

Из указанного нормативного правового акта следует, что право на компенсационную выплату возникает у лица из числа гражданского персонала военизированной охраны Министерства обороны Российской Федерации при осуществлении им охраны вооружения и боеприпасов непосредственно.

В соответствии с пунктом 31 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для непосредственной охраны и защиты объектов из состава караула выставляются часовые. Охрану объектов часовые осуществляют способом патрулирования между внешним и внутренним ограждениями вокруг объекта или вдоль ограждения с внутренней стороны, если объект имеет одно ограждение, путем обхода охраняемых складов, хранилищ и т.п., не имеющих ограждения, а также наблюдением с наблюдательных вышек. Отдельные объекты могут охраняться неподвижными часовыми, которые в установленное время по средствам связи докладывают начальнику караула об остановке на посту.

Таким образом, непосредственную охрану объектов, вверенных караулу военизированной охраны Министерства обороны РФ, осуществляет часовой.

Коллективный договор между командованием и гражданским персоналом войсковой части 4273ДД.ММ.ГГГГ-2016г.г. предусматривает, что кроме должностного оклада работникам войсковой части 42733 устанавливаются доплаты и надбавки, в том числе компенсационного характера, а также стимулирующие надбавки, премии, предусмотренные законодательством, нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ в сфере оплаты труда, коллективным договором и Положением об оплате труда, приказами командира воинской части с учетом мнения Профсоюза. Выплаты компенсационного характера устанавливаются в виде надбавок и доплат в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №: Работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Должностные оклады (тарифные ставки) гражданского персонала, отработавших в расчетном периоде не менее половины установленной нормы рабочего времени в тяжелых и вредных условиях повышаются до 12%, в особо тяжелых и особо вредных условиях труда – до 24 %; за несение боевого дежурства в составе боевых расчетов и команд в составе караулов, назначаемых от подразделений военизированной охраны для охраны особо важных и режимных объектов – на 15% (ст.147 ТК РФ). Гражданскому персоналу, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу в следующих размерах: - должности гражданского персонала военизированной охраны, заведующий хранилищем – 50%; - подсобный рабочий – 40%; - начальник отдела хранения – 30%. Гражданскому персоналу, занятому обеспечением работ по хранению, техническому обслуживанию и транспортированию химического оружия и ирритантов устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу в размере 15%. Повышение должностных окладов (тарифных ставок) работников оформляется приказом командира (начальника) воинской части, с учетом мнения Профсоюза.

Из материалов дела следует, что на основании приказа командира войсковой части 42733 № от ДД.ММ.ГГГГ Пухов С.Е. с 21.06.2013г. принят на работу на должность начальника команды военизированной охраны войсковой части 42733 с должностным окла<адрес> 890 руб., с испытанием на срок три месяца. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №" Пухову С.Е. установлена к выплате с 21.06.2013г.: надбавка за выслугу лет в размере 40 % тарифной ставки (стаж за выслугу лет на ДД.ММ.ГГГГ 28 лет 09 месяцев 25 дней); процентная надбавка к заработной плате за работу в южных районах Дальнего Востока в размере 30 %; в соответствии с пунктом 52 раздела III приложения II к приказу Министра обороны Российской Федерации 2008 года № установлена и выплачивалась компенсационная выплата в размере 50 % должностного оклада (тарифной ставки) за охрану оружия.

21.06.2013г. между войсковой частью 42733 в лице командира войсковой части подполковника Потеряйло ФИО29 действующего на основании Положения о войсковой части 42733 ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (Работодатель) и Пуховым ФИО30 (работник) заключен трудовой договор, по условиям которого работник принят на работу в обособленное подразделение - войсковую часть 42733 Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" в команду военизированной охраны на должность начальника команды на неопределенный срок. За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере: должностной оклад, ставка заработной платы в размере <данные изъяты> руб.в месяц; компенсационные выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат), выплата которых производится в порядке, установленном Коллективным договором и Положением об оплате труда: - районный коэффициент к заработной плате - <данные изъяты> %; - процентная надбавка за стаж работы в южных районах Дальнего Востока <данные изъяты> %; - <данные изъяты>% к должностному окладу за учет, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов; стимулирующие выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат), выплата которых производится в порядке, установленном Коллективным договором и Положением об оплате труда: - единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного года в размере: две тарифные ставки с учетом р/к; - процентная надбавка за выслугу лет в размере <данные изъяты> %; - ежемесячная премия, в соответствии с Положением о премировании Коллективного договора - <данные изъяты> %; - иные виды премий и материальная помощь, согласно Коллективного договора; - иные виды стимулирующих выплат, учитывающие интенсивность и высокие результаты работы, в соответствии с Коллективным договором и Положением об оплате труда (при условии экономии фонда заработной платы или финансирования на эти цели). В силу п.п. 4.2, 4.3 Трудового договора выплата заработной платы работнику производится в сроке и порядке, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами Работодателя ; на работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Работодателя.

Дополнительным соглашением № от 25.11.2016г. к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГг. № внесены дополнения абзаца 9, подпункта 2.2 "Работник обязан", пункта 2 "Права и обязанности работника", главы 1 "Общие положения" в трудовой договор, которые изложены в следующей редакции: "возложить на работника обязанности по организации деятельности команды военизированной охраны по обороне и охране объекта, отражению противоправных враждебных действий; за непосредственную охрану на объекте вооружения, боеприпасов и материальных средств; за хранение, выдачу и учет оружия и боеприпасов, находящихся в комнате хранения оружия, а также имущество и материальные средства в караульном помещении; за морально-деловые качества, профессиональную подготовку личного состава команды военизированной охраны; за организацию пропускного режима, он является прямым начальником для всего личного состава военизированной охраны".

Приказом Командира войсковой части 42733 № от 09.01.2017г. «Об установлении с ДД.ММ.ГГГГг. компенсационной выплаты гражданскому персоналу войсковой части 42733 допущенным к работе с оружием и боеприпасами» в соответствии с пунктом 17 главы III приложения II к приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №» приказано установить с ДД.ММ.ГГГГ компенсационную выплату: г) гражданскому персоналу команды военизированной охраны – 50% должностного оклада (тарифной ставки), в числе которых указан Пухов С.Е., начальник команды.

Указанный приказ не оспорен, не отменён, является действующим.

Применительно к изложенному судом признаётся, что Пухову ФИО31 находящемуся в должности начальника команды военизированной охраны войсковой части 42733 внутренними локальными актами работодателя была установлена и выплачивалась до декабря 2016 года выплата компенсационного характера за учет, хранение, выдачу и охрану вооружений и боеприпасов в размере 50 % от должностного оклада, что с учетом РК и ДВН составляла <данные изъяты> рублей ежемесячно.

Смотреть все судебные практики о Прочие трудовые споры

С января 2017 года указанная выплата ответчиком истцу не начисляется и не выплачивается.

Так, 27.01.2017г. исх. № ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» сообщено Командиру войсковой части <данные изъяты> о том, что приказ командира войсковой части 42733 от ДД.ММ.ГГГГг. № не может быть реализован в отношении начальника команды военизированной охраны Пухова ФИО32 его заместителя – Купцовой ФИО33 и контролеров контрольно-пропускных пунктов Никоновой ФИО37., Евстигнеевой ФИО36 Андросовой ФИО35 и Смоленской ФИО34 в связи с тем, что указанная компенсационная выплата производится только работникам непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения, боеприпасов и только объектов, поименованных в п.17 Приложения № к приказу Министра обороны Российской Федерации 2014г. №, а именно часовым, осуществляющим непосредственную охрану объектов, вверенных караулу военизированной охраны Министерства обороны Российской Федерации, при этом время, в течение которого гражданский персонал военизированной охраны не исполняет обязанности часового (время нахождения в караульном помещении и т.п.) учитываться при выплате компенсации не должно. На указанных основаниях, изложена просьба внести изменения в приказ командира войсковой части 42733 от ДД.ММ.ГГГГг. №, а также обеспечить ежемесячное издание и своевременное представление в Учреждение (одновременно с табелем учета использования рабочего времени за вторую половину месяца) выписок из приказов с указанием фактически отработанного времени каждым работником по охране указанных объектов. В случае не представления указанных выписок из приказа выплата данной компенсации гражданскому персоналу команды военизированной охраны производиться не будет.

До настоящего времени разногласия в правоприменении между истцом, третьим лицом и ответчиком не устранены.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в том числе: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Часть первая статьи 129 ТК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 90-ФЗ) определяет, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), - работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, работодатель, которым по отношению к Пухову ФИО38 является командир Войсковой части 42733, обладая правом установления в отношении работников компенсационных выплат и определения его размера в соответствии с нормативными правовыми актами, исходя из совокупности обстоятельств дела, имел право и на снятие истцу установленного ранее коэффициента, однако этого сделано не было, что, по мнению суда, свидетельствует о действительности установленных в трудовом договоре, доп.соглашении к нему, приказе № от 09.01.2017г., коллективном договоре в отношении Пухова ФИО39 компенсационных выплат в размере 50 % от должностного оклада за учет, хранение, выдачу и охрану вооружений и боеприпасов.

Приведение в соответствие с нормативными локальными актами ведомственных локальных актов является обязанностью ведомственного контроля. При этом в силу ст. 353.1 Трудового кодекса Российской Федерации ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.п.72, 73, 78, 80 Приказа Министра обороны РФ от 03.06.2014г. № «Об утверждении Руководства по войсковому хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях эффективной организации хозяйственной деятельности должен осуществляться систематический контроль за своевременным, всесторонним и полным обеспечением соединения (воинской части), а также законностью расходования, сохранностью материальных ценностей. Он должен охватывать все виды хозяйственной деятельности соединения (воинской части). Основными задачами контроля хозяйственной деятельности соединения (воинской части) являются: проверка соблюдения законодательства Российской Федерации, правовых актов Министерства обороны; оказание помощи должностным лицам в организации хозяйственной деятельности; выявление и предотвращение возможных злоупотреблений и нарушений со стороны должностных лиц, ответственных за хозяйственную деятельность. Проверка хозяйственной деятельности соединения (воинской части) представляет собой системы обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности хозяйственной деятельности, правильности её отражения в документах учета и отчетности, а также законности действий командира соединения (воинской части) и иных должностных лиц соединения (воинской части), на которых возложена ответственность за её осуществление. Внеплановый последующий контроль хозяйственной деятельности соединения (воинской части) проводится по решению командира соединения (воинской части), а также старших командиров (начальников) в случаях, в том числе наличии информации о злоупотреблениях, недостатках в деятельности тех или иных служб, поступления жалоб.

Поскольку издание локальных актов работодателем – в/ч42733, (в том числе вменение не уполномоченным лицам осуществление непосредственной охраны вооружения и боеприпасов на объекте, на что ссылается сторона ответчика; незаконного включения в трудовые договоры с гражданским персоналом (исключая работников караула) компенсационных выплат в размере 50 %, включения данного условия в коллективный договор) в противоречие с нормативными правовыми актами не установлено и не закреплено в рамках соответствующего ведомственного контроля в порядке, установленном законодательством, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении иска Пухова С.Е. в части взыскания в его пользу выплаты компенсационного характера за учет, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов в размере 50 % от должностного оклада, так как законодательно правильно закрепленных обоснований отсутствия оснований к начислению такой компенсационной выплаты ответчиком не предоставлено.

Кроме того, в силу положений ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре указываются, в том числе, место работы, трудовая функция, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя), гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

По правилу ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.2 ст. 74 ТК РФ).

В материалах дела действительно отсутствуют доказательства тому, что Пухов С.Е. по условиям должностных обязанностей непосредственно занят приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, в то же время, компенсационная надбавка в размере 50% предусмотрена условиями трудового договора, при этом является постоянной составляющей заработной платы, её отмена влечен уменьшение размера заработной платы истца, поэтому по правилу ст. 74 ТК РФ о такой отмене он должен был быть предупрежден не позднее, чем за два месяца, поскольку по существу изменяются условия трудового договора.

При таких обстоятельствах, с ответчика в пользу истца подлежит к взысканию компенсационная выплата в размере 50 % должностного оклада (тарифной ставки) за охрану оружия за период января-марта 2017 года в сумме <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. (должностной оклад)/2 (50%) + <данные изъяты> руб. (30% ДВН) + <данные изъяты> руб. (30 % РК) руб.= <данные изъяты> руб. х 3 мес. (январь, февраль, март 2017г.) = <данные изъяты> руб.).

Исковые требования Пухова ФИО40 о взыскании с ответчика спорной компенсационной надбавки за апрель 2017г. удовлетворению не подлежат, поскольку на дату рассмотрения спора в суде – 04.05.2017г., право истца на получение данной компенсационной выплаты ответчиком не нарушено, ввиду того, что заработная плата за истекший месяц выплачивается истцу в период с 05 по 10 число следующего за истекшим месяца.

Оценивая требование истца о взыскании с ответчика денежной компенсации за нарушение сроков выплаты спорной компенсационной надбавки суд приходит к следующим выводам.

Так, статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Для признания наличия оснований к применению ст. 236 ТК РФ необходимо, чтобы заработная плата работнику была начислена, но не выплачена, поэтому работник, зная, что работодатель исполнил свою обязанность по начислению соответствующей оплаты за труд, в период действия трудового договора вправе рассчитывать на выплату причитающейся ему суммы.

Вместе с тем, указанная компенсационная выплата истцу ответчиком в спорный период не начислялась, в связи с чем, по мнению суда, отсутствуют основания ко взысканию компенсации по ст. 236 ТК РФ.

Применительно к заявленному истцу требованию о взыскании с ответчика компенсации морального вреда суд учитывает, что в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерб.

Как указано в п. 63 Постановления Пленума РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации" - учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

С учетом конкретных обстоятельств данного гражданского дела, принимая во внимание, что работодателем по отношению к истцу ответчик не является, положения данной нормы закона к сложившимся правоотношениям не применимы. Кроме того характер физических и нравственных страданий истцом не доказан, что также является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований в данной части.

В силу статьи 98 (часть 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в данной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Из содержания указанных норм следует, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.

В соответствии с частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности учитывается объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объём оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела.

Применительно к обстоятельствам, сложности и длительности данного гражданского дела, учитывает, что факт несения Пуховым ФИО44 расходов на оказание юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей при рассмотрении данного дела судом первой инстанции нашёл своё подтверждение в ходе судебного заседания и подтверждается Договором возмездного оказания юридических услуг, заключенным 16.01.2017г. между Пуховым ФИО43 и Туробовым ФИО42 Актом выполненных работ, руководствуясь принципом разумности расходов, суд находит возможным частично удовлетворить иск в части взыскания судебных расходов, взыскав с ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» в пользу Пухова С.Е. судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Пухова ФИО41 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, денежной компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу Пухова ФИО45 компенсационную выплату в размере 50 % должностного оклада (тарифной ставки) за охрану оружия за период января-марта 2017 года в сумме <данные изъяты> рублей, судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме вынесено 16.05.2017 года.

Судья (подпись)

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна, судья Т.В. Брязгунова

Подлинник решения подшит в дело № 2-597/2017 и находится в Кировском районном суде <адрес>

Секретарь судебного заседания А.А. Акульшина

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по трудовым спорам с 16 по 30 ноября 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.