Решение суда о взыскании компенсации морального вреда № 2-3272/2017 ~ М-1814/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-3272/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2017 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Н.А. Кашириной,

при секретаре И.В. Ванюковой,

          с участием: представителя ответчика Государственного казенного учреждения Воронежской области «Центр занятости населения города Воронежа» Землянского А.С., действующего на основании доверенности (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.26),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Чайковского М.В. к Государственному казенному учреждению Воронежской области «Центр занятости населения города Воронежа» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Чайковский М.В. обратился в суд к ГКУ ВО «Центр занятости населения г. Воронежа» с вышеуказанным иском, в котором просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей. В обоснование иска указано, что 29.01.2015 года истец обратился к ответчику с просьбой о регистрации и постановке на учет в качестве безработного, просил представителя ответчика принять архивную справку от 14.10.2014 года, подтверждающую невозможность представления справки о средней заработной плате по последнему месту работы. Истец полагал, что он, как безработный гражданин, стремящийся возобновить трудовую деятельность после длительного периода, имеет право на социальную защиту от безработицы, в том числе на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости, а также получение пособия по безработице. Вместе с тем, представитель ответчика отказал истцу в приеме архивной справки и рассмотрении вопроса о признании истца безработным, постановке на регистрационный учет в качестве безработного, по мотивам отсутствия, предусмотренных законом оснований для приобщения архивной справки к личному делу и не представления истцом справки о средней заработной плате по последнему месту работы.

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 26.02.2016 года по административному делу №2а-3211/2016 признаны незаконными действия государственного казенного учреждения Воронежской области «Центр занятости населения города Воронежа», выразившиеся в отказе принять архивную справку и рассмотреть вопрос о регистрации и признании Чайковского М.В. безработным, на ответчика возложена обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

В результате незаконных действий ответчика, злоупотребления им правом, личности истца причинен моральный вред, который заключается в нравственных переживаниях, в связи с унижением от лица, наделенного полномочиями государственного органа в сфере занятости населения и обязанного признавать, соблюдать и защищать права истца, а также лишением права воспользоваться государственными гарантиями, предусмотренными для безработных граждан. Полагая свое право нарушенным, истец обратился в суд с настоящим иском (л.д.4-5).

Истец Чайковский М.В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен судом надлежащим образом, в заявлении, адресованном суду, просит рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.28).

Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Воронежской области «Центр занятости населения города Воронежа» Землянский А.С., действующий на основании доверенности (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал письменные возражения на иск (л.д.29-30).

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, а также изучив материалы административного дела №2а-3211/16, истребованного судом, приходит к следующему.

          Судом установлено, что 29.01.2015 года, Чайковский М.В. обратился в государственное казенное учреждение Воронежской области Центр занятости населения города Воронежа с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. Одновременно, заявителем была заполнена Анкета. Чайковским М.В., с целью постановки на регистрационный учет в государственное учреждение службы занятости населения, были предъявлены следующие документы: паспорт, трудовая книжка, копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 20.05.2013 года, а также копия уведомления о снятии с учета физического лица в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с 21.10.2013 года.

        29.01.2015 года Чайковский М.В. был поставлен на регистрационный учет в качестве гражданина, ищущего работу.

        С учетом непредставления Чайковским М.В. справки, из которой можно было получить информацию о среднем заработке гражданина за последние три месяца по последнему месту работы, решение о признании Чайковского М.В. безработным, либо об отказе в признании безработным, ГКУ Воронежской области Центр занятости населения города Воронежа принято не было.

        Полагая действия государственного казенного учреждения Воронежской области «Центр занятости населения города Воронежа» не соответствующими требованиям законодательства и нарушающими права заявителя на защиту от безработицы и получение своевременных, полных и качественных государственных услуг, Чайковский М.В. обратился в суд (л.д.31-33).

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 26.02.2016 года по административному делу №2а-3211/16 по административному иску Чайковского М.В. о признании незаконными действий государственного казенного учреждения Воронежской области «Центр занятости населения города Воронежа», выразившихся в отказе принять архивную справку и рассмотреть вопрос о регистрации и признании Чайковского М.В. безработным, возложении обязанностей по устранению допущенных нарушений закона, административное исковое заявление Чайковского М.В., удовлетворено.

Признаны незаконными действия государственного казенного учреждения Воронежской области «Центр занятости населения города Воронежа», выразившиеся в отказе принять архивную справку и рассмотреть вопрос о регистрации и признании Чайковского М.В. безработным.

На государственное казенное учреждение Воронежской области «Центр занятости населения города Воронежа» возложена обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица (ч.2 ст. 61 ГПК РФ).

Как следует из позиции истца, изложенной в исковом заявлении, ему был причинен моральный вред в связи с неправомерным отказом ответчика рассмотреть вопрос о регистрации и признании истца безработным, что лишило его, в том числе, права на получение пособия по безработице, бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости, в связи с чем, как полагает Чайковский М.В., он имеет право на компенсацию морального вреда.

Суд не может согласиться с доводами истца, по следующим основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014, действующая на момент возникновения между сторонами спорных правоотношений) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Между тем, ответчик к органам государственной власти не относится, и его работники не относятся к должностным лицам органа государственной власти.

В соответствии с абз. 6 ст. 7 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (действовавшего до 15.09.2015 г.), на который ранее ссылался истец в обоснование своих требований по делу №2а-3211/16, моральный вред, нанесенный гражданину признанными незаконными действиями (решениями), возмещается в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099 ГК РФ).

Таким образом, моральный вред компенсируется в случаях нарушения личных неимущественных прав гражданина либо посягательств на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, перечень которых приведен в статье 150 Гражданского кодекса РФ. Когда нарушаются имущественные права гражданина, присуждение денежной компенсации причиненного морального вреда допускается только, если это прямо предусмотрено законом.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Основной целью обращения Чайковского М.В. к ответчику, являлась признании безработным и, соответственно, получение пособия по безработице. Таким образом, суд считает, что несмотря на рассмотрение его требований в рамках административного судопроизводства, в данном случае имело место нарушение именно имущественных прав истца, которое не порождает право требования компенсации морального вреда ввиду отсутствия об этом прямого указания в Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.12.2015) "О занятости населения в Российской Федерации".

В данном Законе содержится понятие занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей, как правило, им заработок, трудовой доход (п. 1 ст. 1 Закона). Соответственно, меры по содействию занятости граждан, осуществляемые соответствующими службами, направлены на получение гражданами трудового дохода, т.е. на защиту их имущественных прав.

Пособие по безработице носит целевой характер и призвано компенсировать гражданину утрату постоянного источника дохода вследствие потери работы. Именно поэтому в п. 1 статьи 31 Закона устанавливается условие о назначении пособия по безработице только определенной категории граждан, признанных в установленном порядке безработными. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Таким образом, только после получения официального статуса безработного гражданин получает право на назначение ему пособия по безработице, а потеря данного статуса автоматически влечет прекращение выплаты пособия по безработице.

Действительно, ч. 2 ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 года предусмотрено, что безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка, бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, а также профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.

Вместе с тем, в целях реализации Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", а также дальнейшего совершенствования системы социального обслуживания семьи и детей Постановлением Минтруда РФ от 19.07.2000 N 53 (ред. от 24.11.2008) утверждены Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр психолого-педагогической помощи населению".

Учредителем Центра (далее - учредитель) может выступать орган социальной защиты населения соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальный орган социальной защиты населения на основании решения, принимаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В соответствии с п.2.1 Методических рекомендаций, деятельность Центра направлена на социальное обслуживание граждан, реализацию права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, обеспечение психологической защищенности населения, поддержку и укрепление его психологического здоровья, взаимодействие с различными службами в сфере психологической работы с населением, участие в проведении единой общегосударственной политики психолого-педагогической помощи и социальной защиты населения, возрождение духовных начал в человеке, в связи с чем Центр осуществляет, в том числе: оказание квалифицированной социально-психологической и психотерапевтической помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, оказание квалифицированной социально-психологической помощи (психологической поддержки), государством гарантировано не только безработным, но иным гражданам.

Кроме того, в п. 1 статьи 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 года установлено четыре случая, когда профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости.

Доказательства того, что в случае принятия ответчиком решения о признании Чайковского М.В. безработным, он мог воспользоваться правом на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а именно: того, что он не имеет квалификации, ему невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у истца необходимой квалификации; необходимости изменения профессии (рода занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у Чайковского М.В. квалификации; им утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации, истцом в суд не представлены.

Следовательно, какие-либо личные неимущественные права истца непринятием ответчиком решения о регистрации Чайковского М.В. в качестве безработного, хотя и признанного впоследствии судом незаконным, нарушены не были.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований, Чайковскому М.В. следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Чайковского М.В. к Государственному казенному учреждению Воронежской области «Центр занятости населения города Воронежа» о взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца с даты его принятия судом в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.

Судья                                                                         Н.А. Каширина

              Решение принято в окончательной форме 31.05.2017 года.