Решение суда о взыскании денежных средств, удержанных из заработной платы за обучение № 2-1616/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Самара «16»октября 2017года

Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Макогон Л.А.,

при секретаре Уколовой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1616/17 по иску Мухаметшина Рустама Салаватовича к Российскому объединению инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации о взыскании денежных средств, удержанных из заработной платы за обучение,

УСТАНОВИЛ:

Истец Мухаметшин Р.С. обратился в Кировский районный суд г. Самары с иском, в котором просил взыскать с Самарского областного управления инкассации - филиал Российского объединения инкассации в его пользу денежные средства в размере 2772,69 руб., удержанные из заработной платы за обучение.

В обоснование заявленных требований Мухаметшин Р.С. указал, что 13.02.2017г. он был трудоустроен охранником в Самарском областном управлении инкассации - филиал Российского объединения инкассации, что подтверждается приказом от 13.02.2017 № л/с. Данная должность подразумевает наличие у сотрудника боевого огнестрельного оружия. У ответчика в штате имеется подразделение по обучению сотрудников по инкассации (РОСИНКАС), где он прошел обучение. 30.06.2017г. трудовой договор расторгнут по его инициативе в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Ответчик удержал из его заработной платы сумму расходов по обучению в размере 2772,69 руб. Считает, что удержание денежных средств из его заработной платы не правомерно, так как расходы по обучению являются производственной необходимостью. Просит иск удовлетворить.

Определением Кировского районного суда г. Самары от 14.08.2017 года гражданское дело по иску Мухаметшина ФИО5 к Самарскому областному управлению инкассации - филиал Российского объединения инкассации о взыскании денежных средств, удержанных из заработной платы за обучение передано по подсудности в Куйбышевский районный суд г. Самара.

Определением Куйбышевского районного суда г. Самары от 04.10.2017 года произведена замена ненадлежащего ответчика Самарское областное управление инкассации - филиал Российского объединения инкассации на надлежащего - Российское объединение инкассации Центрального банка РФ.

В судебном заседании истец Мухаметшин Р.С. исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске. Просит иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Российского объединения инкассации Центрального банка РФ Чернова Н.А., действующая на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просила отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнила, что удержание из заработной платы истца за обучение произведено на законных основаниях, поскольку трудовой договор был расторгнут по инициативе работника без уважительных причин до истечения срока, предусмотренного трудовым договором и ученическим договором.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Трудовые отношения в силу положений части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Частью 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Требования к содержанию трудового договора, перечень обязательных и дополнительных условий трудового договора закреплены в статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 названной нормы в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя.

На основании части 5 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

В силу частей 1 и 2 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ, действовавшей на время возникновения спорных отношений) необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Таким образом, Трудовым кодексом Российской Федерации определено содержание трудового договора путем закрепления в статье 57 названного кодекса перечня обязательных и дополнительных условий, в частности возможности включать в трудовой договор условие об обязанности работника отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного договором срока (часть 4 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации), а также установления дополнительной гарантии для работников, как более слабой стороны, в виде запрета включать в трудовой договор условия, ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование согласуется с принципом свободы трудового договора.

Заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Тем самым обеспечивается баланс прав и интересов работника и работодателя: работник повышает профессиональный уровень и приобретает дополнительные преимущества на рынке труда, а работодателю компенсируются затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 г. N 498-О).

Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена также и возможность заключения ученического договора, являющегося одним из видов договоров об обучении работника за счет средств работодателя (глава 32 Трудового кодекса Российской Федерации).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В силу статьи 198 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.

Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в статье 199 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества. Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.

Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации. Ученический договор заключается в письменной форме в двух экземплярах (статья 200 Трудового кодекса Российской Федерации).

Последствия невыполнения обучающимся обязательства после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 указанной нормы в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

Из материалов дела следует, что 13.02.2017 года между Российским объединением инкассации Центрального банка РФ и Мухаметшиным Р.С. заключен трудовой договор №, по условиям которого Мухаметшин Р.С. принят на должность охранника подразделения охраны.

В соответствии с п. 2.3 трудового договора, работник обязан отработать у работодателя после окончания обучения по направлению работодателя и за счет его средств период времени, оговоренный в ученическом договоре, являющемся дополнением к настоящему договору.

Пунктом 7.5 трудового договора предусмотрено, что работник обязан компенсировать работодателю затраты на обучение по специальности и по его направлению в случае расторжения договора по инициативе работника без уважительных причин после прохождения обучения в течение срока, оговоренного в ученическом договоре, являющемся дополнением к настоящему договору, пропорционально неотработанному времени.

13.02.2017г. между Российским объединением инкассации Центрального банка РФ и Мухаметшиным Р.С. заключен ученический договор № на получение работником Объединения «РОСИНКАС» необходимого уровня знаний, умений и навыков по занимаемой должности.

Согласно п. 3 договора стороны договора определили, что работник по окончании обусловленного сторонами срока подготовки и при наличии по окончании ее положительных результатов проверки уровня профессиональных знаний и умений обязуется отработать у работодателя не менее 1,5 лет.

Пунктом 9 ученического договора предусмотрено, что если работник по окончании подготовки без уважительных причин не выполняет свои обязательства по настоящему договору, отказывается в течение срока, оговоренного пунктом 3, от заключенного с работодателем трудового договора и не приступает к работе по требованию работодателя, работник обязан возместить работодателю понесенные им расходы, связанные с подготовкой работника по соответствующей квалификации, в сумме 3839,08 руб. пропорционально неотработанному времени.

Мухаметшин Р.С. прошел обучение в Учебном центре Российского объединения инкассации Центрального банка РФ в период с <дата> по <дата>, <дата> по <дата>, о чем ему выданы соответствующие свидетельства № и №. На основании приказа №/К от <дата> Мухаметшин Р.С. допущен к выполнению задач по инкассации и перевозке ценностей с 06.03.2017г.

Приказом от 13.02.2017г. трудовой договор с Мухаметшином Р.С. расторгнут по инициативе работника, п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Согласно расчету возмещения затрат на обучение работника по программе начальной профессиональной подготовки, затраты на обучение Мухаметшина Р.С. в период с <дата> по <дата> составили 3839,08 руб., подлежит возмещению 2772,69 руб.

Доводы истца о том, что удержание денежных средств из его заработной платы не правомерно, так как расходы по обучению являются производственной необходимостью, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе.

С документами, регулирующими труд работника у Российского объединения инкассации Центрального банка РФ Мухаметшин Р.С. был ознакомлен, что подтверждается его подписями от <дата>.

Трудовой договор с Российским объединением инкассации Центрального банка РФ был расторгнут по инициативе работника, без уважительных причин, что истцом в судебном заседании не оспаривалось.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Мухаметшина ФИО6 к Российскому объединению инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации о взыскании денежных средств, удержанных из заработной платы за обучение, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд Куйбышевского района г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20.10.2017 года

Судья Л.А. Макогон