Решение суда о возложении обязанности № 2-617/2017 ~ М-212/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-617/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2017г.

Советский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Склизковой Е.Л.

при секретаре Зеленской М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Владивостокского гарнизона к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Приморского края» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель военного прокурора Владивостокского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» о возложении обязанности, указав, что военной прокуратурой Владивостокского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» требований законодательства в сфере охраны труда. В ходе проверки установлено, что в учреждении до настоящего времени специальная оценка условий труда в соответствии с положениями Федерального закона «О специальной оценке условий труда» не проведена. Неисполнение ответчиком обязанности по проведению специальной оценки условий труда нарушает трудовые права сотрудников военного комиссариата. Отсутствие специальной оценки условий труда лишает права работников, работающих в учреждении, вновь принятых на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда.

Заместитель военного прокурора Владивостокского гарнизона просит возложить на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» обязанность по проведению в учреждении специальной оценки условий труда в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник военного прокурора Владивостокского гарнизона Полетайкин М.Д. на заявленных требованиях настаивал по доводам искового заявления.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» по доверенности Рязанова Е.С. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что военный комиссариат не вышел за предельные сроки исполнения требований трудового законодательства по специальной оценке условий труда, согласно ч. 6 ст. 27 ФЗ «О специальной оценке условий труда» данная оценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена до 31.12.2018г. На сегодняшний день ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» не имеет возможности провести указанные мероприятия в области охраны труда самостоятельно, так как отсутствуют денежные средств на эти цели. Финансирование военного комиссариата осуществляется за счет бюджета ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», которое является непосредственным распорядителем бюджетных средств и обладает полномочиями по распределению денежных средств между своими структурными подразделениями, в том числе на проведение специальной оценки условий труда. Военный комиссариат Приморского края неоднократно обращался в ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» с заявкой о выделении денежных средств на исполнение законодательства в области охраны труда, однако денежные средства не поступили. В пределах имеющихся возможностей военный комиссариат Приморского края выполнил специальную оценку условий труда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в судебное заседание не явился, направил письменное возражение на иск, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном возражении представитель третьего лица с заявленными исковыми требованиями не согласился, указав, что в настоящее время должностными лицами ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» планомерно осуществляются мероприятия по проведению специальной оценки условий труда. Согласно ст. 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» данные мероприятия должны быть завершены до 31.12.2018г. Проведение специальной оценки условий труда является процедурой трудоемкой и осуществляется посредством заключения соответствующих договоров с юридическими лицами, аккредитованными на проведение специальной оценки условий труда.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

Как следует из материалов дела, военной прокуратурой Владивостокского гарнизона проведена проверка исполнения ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» требований законодательства в сфере охраны труда.

В ходе проведенной проверки установлено, что специальная проверка условий труда в ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» в соответствии с положениями ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» не проводилась.

В соответствии с Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

Согласно абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ), работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (в ред. от 23.06.2014) «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

На основании действовавшего ранее Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 № 342-н, аттестация проводилась в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороны обязаны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование или в опровержение исковых требований, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно письму врио военного комиссара Приморского края <номер> от 24.11.2016 в ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» аттестация рабочих мест до 01.01.201г. и специальная проверка условий труда после 01.01.2014г. не проводилась в связи с отсутствием денежных средств (л.д.8).

Выявленные нарушения также подтверждены предписанием Государственной инспекции труда в Приморском крае № <номер> от 04.04.2014г., из которой следует, что в ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» не проведена специальная оценка условий труда, установлен срок для устранения нарушения до 05.05.2014г. (л.д.13).

Доказательств устранения выявленных нарушений ответчиком в материалы дела не представлено.

В обоснование доводов о невозможности провести специальную оценку условий труда представитель ответчика по доверенности Рязанова Е.С. ссылается на отсутствие у ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» денежных средств в свободном пользовании, так как военный комиссариат финансируется за счет бюджета ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 03.12.2016 ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» является юридическим лицом.

В соответствии с п. 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 №1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения (п. 9 Положения).

В соответствии с п. 3 положения о ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными иконами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующего Восточного военного округа, актами федеральных органов исполнительной власти и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) Приморского края, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим положением (л.д.72).

Представитель ответчика также указывает, что ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» неоднократно направлял заявки на денежные средства в ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» для оплаты услуги по проведению специальной оценки условий труда, однако финансирование до настоящего времени не поступило.

Вместе с тем отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» от возложенной на него законом обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест военного комиссариата.

Установленные судом обстоятельства указывают на недопустимую задержку в реальной защите нарушенных трудовых прав работников военного комиссариата.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» допускает бездействие в части организации специальной оценки условий труда в военном комиссариате. Неисполнение ответчиком обязанности по специальной оценке условий труда нарушает трудовые права сотрудников военкомата. Отсутствие специальной оценки условий труда, лишает права работников, работающих в комиссариате, уволенных, вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации военный прокурор обоснованно обратился в суд с данным иском.

С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» провести специальную оценку условий труда на рабочих местах в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования заместителя военного прокурора Владивостокского гарнизона к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Приморского края» о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Приморского края» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда на рабочих местах.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 31.03.2017.

Судья Склизкова Е.Л.