Решение суда о признании увольнения незаконным, изменении формулировки увольнения, оплате времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда № 02-3642/2016

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2016 года Симоновский районный суд г. Москвы в составе: председательствующего судьи Кулешова В.А., при секретаре Болониной Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

дело № 2-3642/16

по иску Степина Е.Ю. к ООО «Донской проект» о признании увольнения незаконным, изменении формулировки увольнения, оплате времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Долматов Д.Д. обратился в суд с иском к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва об изменении формулировки основания его увольнения 31.08.2012 года с должности заместителя начальника отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля за прогул на увольнение по инициативе гражданского служащего, взыскании компенсации за время вынужденного прогула размере ******и компенсации морального вреда в размере ******, ссылаясь на незаконность прекращения с ним служебного контракта по указанному основанию. Также истец просит о возмещении ему расходов на оплату услуг представителя в размере ******.

В судебное заседание истец и его представитель М. Е.В. явились, исковые требования поддержали.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела по месту своей государственной регистрации, в суд своего представителя не направил, отзыва на иск не представил.

Заслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям: Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Часть 1 ст. 68 ГПК РФ устанавливает, что объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (далее Закон), общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: 1) соглашение сторон служебного контракта (статья 34 данного Федерального закона); 2) истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 данного Федерального закона); 3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 данного Федерального закона); 4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (статья 37 данного Федерального закона); 5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида; 6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 данного Федерального закона); 7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 данного Федерального закона); 8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2 и 3 статьи 28 данного Федерального закона); 9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом; 10) обстоятельства, независящие от воли сторон служебного контракта (статья 39 данного Федерального закона); 11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (статья 40 данного Федерального закона); 12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (статья 41 данного Федерального закона); 13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; 14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 данного Федерального закона; 15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (часть 7 статьи 27 данного Федерального закона).

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

В силу ст. 36 данного Федерального закона, гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

В случае, если заявление гражданского служащего о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы по собственной инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы (зачислением в образовательное учреждение профессионального образования, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами), а также в случае установленного нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего.

До истечения срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы не производятся, если на его должность не приглашен другой гражданский служащий или гражданин.

По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей.

В последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.

При расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, а его личное

дело в установленном порядке сдается

в архив этого государственного органа.

По соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы ранее срока, указанного в настоящей статье.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

По письменному заявлению гражданского служащего он освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы после предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периода его временной нетрудоспособности.

Подпункт «а» п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона устанавливает, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: 3) однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей: а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);… В соответствии со ст. 57 Закона, за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а»-«г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 закона.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Статья 58 Закона устанавливает, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

В ходе судебного разбирательства установлено, что приказом от 31.08.2012 года № с Д. Д.Д. был расторгнут служебный контракт сроком действия с 03.04.2012 года по 02.04.2013 года по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москвы. Д.Д.Д. был уволен с государственной гражданской службы 31.08.2012 года на основании пункта 4 ч. 1 ст. 33 (пп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 37) Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» по инициативе представителя нанимателя за прогул. В связи с этим, 31.08.2012 года истцу была направлена телеграмма, в которой сообщалось о прекращении служебного контракта и предлагалось явиться за трудовой книжкой. В это же день истец был ознакомлен с приказом об увольнении.

Истцом не оспаривается факт невыхода на работу, начиная с 10.07.2012 года.

При этом, как полагает истец, служебный контракт с ним должен был быть расторгнут до указанной даты, поскольку 28.04.2012 года он был предупрежден о предстоящем прекращении служебного контракта в связи с ликвидацией учреждения. С учетом данного обстоятельства служебный контракт с истцом подлежал прекращению 29.06.2012 года, однако, 01.07.2012 года он был включен в состав ликвидационной комиссии. Несмотря на несогласие с включением его в состав ликвидационной комиссии, 18.07.2012 года истец был письменно уведомлен о продлении срока предупреждения о расторжении контракта до окончания работы в составе ликвидационной комиссии. О своем несогласии с действиями представителя нанимателя Д. Д.Д. уведомил руководителя Федерального агентства лесного хозяйства и просил издать в отношении него приказ о расторжении срочного служебного контракта по инициативе работодателя ( в связи с ликвидацией учреждения) (л.д.16).

Принимая во внимание, что прекращение служебного контракта по основаниям, связанным с ликвидацией государственного органа, является правом, а не обязанностью нанимателя, до прекращения служебного контракта стороны обязаны исполнять свои обязанности, вытекающие из него. В частности, , истец обязан исполнять свои должностные (служебные) обязанности и соблюдать служебный распорядок.

Поскольку письменного заявления об увольнении с гражданской службы по собственной инициативе в порядке ст. 36 Закона истец не подавал, а ссылки на отказ ответчика принять от него такое заявление являются голословными, с учетом наличия возможности направления заявления об увольнении по почте, суд приходит к выводу, что основания для расторжения с Д. Д.Д. служебного контракта у ответчика отсутствовали.

Представленные истцом заявления в Федеральное агентство лесного хозяйства от 09.07.2012 года и от 20.08.23012 года также не содержат просьб о расторжении с ним служебного контракта по собственной инициативе.

При таких обстоятельствах причины отсутствия истца на работе с 10.07.2012 года нельзя признать уважительными.

Из направленной в адрес истца 27.08.2012 года телеграммы следует, что до издания приказа об увольнении за прогул у Д. Д.Д. были истребованы письменные объяснения о причинах отсутствия на рабочем месте, а само увольнение было произведено в пределах месячного срока применения дисциплинарного взыскания, установленного ст. 58 Закона, то есть процедура увольнения истца была соблюдена.

Учитывая, что обстоятельств, которые могли бы служить самостоятельным основанием для признания расторжения служебного контракта с истцом незаконным, не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Степина Е. Ю. к ООО «Донской проект» о признании увольнения незаконным, изменении формулировки увольнения, оплате времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья.