Решение суда об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период работы, назначить

№ 2-750/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июня 2017 года                                                          г. Ульяновск

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Черновой Н.В.,

при секретаре Гришиной П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Окилова Г.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Окилов Г.Ю. обратился в Железнодорожный районный суд города Ульяновска с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (ранее Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости. Свои требования мотивировал тем, что 9 января 2017 г. он обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Согласно решению Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области № от 19 января 2017 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано по причине отсутствия специального стажа работы - 30 лет. При этом в его трудовой стаж не был включен период с 05.08.2003 по 31.07.2004 (11 месяцев 27 дней) - врач-интерн на Подстанции скорой помощи № 4 в МУЗ «Ульяновская городская клиническая больница скорой медицинской помощи». В связи с этим его трудовой стаж составил 29 лет 11 дней. Считает данный отказ незаконным и нарушающим его права на назначение досрочной страховой пенсии по следующим основаниям. Интернатура - продолжение первичной специализации, начатой на выпускном курсе медицинского института, медицинского факультета университета, и проводится на базе учреждений здравоохранения по типовым учебным планам и программам. Ссылаясь на Положение об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения СССР от 20.01.1982 № 44, указал, что в период с 05.08.2003 по 31.07.2004 он проходил обучение в клинической интернатуре УлГУ и работал врачом-интерном на Подстанции скорой помощи №4, в связи с чем, указанный период подлежит включению в трудовой стаж.

В связи с этим просит суд признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) № от 19.01.2017 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным, включить Окилову Г.Ю. в специальный трудовой стаж период с 05.08.2003 по 31.07.2004, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) назначить Окилову Г.Ю. пенсию с 09.01.2017.

В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, привел доводы, аналогичные указанным в иске. Дополнив, что с 01.09.2003 г. по 31.08.2004 г. он проходил клиническую интернатуру в МУЗ УГК БСМП по специальности анестезиология-реаниматология. Приказом от 05.08.2003 г. он, как клинический интерн был принят на должность врача скорой помощи на 0,4 ставки по внешнему совместительству в ПСП № 4 МУЗ УГК БСМП. Он работал в составе линейной выездной бригады. При этом специализация не нужна была. Функции врача анестезиолога-реаниматолога в данном учреждении он не выполнял. За врачом-специалистом не был закреплен. С 01.08.2004 г. он был уволен. Основную лечебную деятельность в спорный период он осуществлял в ГУЗ ЦГБ в отделении анестезиологии-реаниматологии, выполняя функции врача анестезиолога-реаниматолога под руководством врача-специалиста начальника отделения анестезиологии-реаниматологии Л При этом ему была начислена стипендия, заработная плата не начислялась, в штате учреждения его не было. Трудовые отношения в ГУЗ ЦГБ не были оформлены.

В судебном заседании представитель истца – Титов С.Н. исковые требования истца поддержал.

Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (ранее Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области Бурлак С.В., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указав, что 09.01.2017 г. Окилов Г.Ю. обратился в Управление ПФР с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах. Он зарегистрирован в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - 07.10.1999г. По решению комиссии Управления ПФР по представленным истцом документам в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, не засчитаны в календарном исчислении (1 год работы за 1год) и в льготном исчислении (1год работы за 1год и 6 месяцев, гор. местность, хирургическая деятельность) период-с 05.08.2003 по 31.07.2004 (11 месяцев 27 дней) — врач интерн на Подстанции скорой помощи № 4 в МУЗ «Ульяновская городская клиническая больница скорой медицинской помощи», поскольку в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 предусмотрены врачи-специалисты всех наименований. В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил от 29.10.2002 основанием предоставления права на досрочную пенсию является работа врача- специалиста в учреждении, предусмотренном Списком от 29.10.2002. При этом, начиная с 01.11.1999, работа должна осуществляться в объеме полной ставки в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством. Должность врача-интерна предусматривалась Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10,1999 № 377, и выделялась как самостоятельная, прямо не отнесена к числу врачей-спепиалистов. В то же время в тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников здравоохранения Российской Федерации выделен разд. 2.1 «Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием», в котором отражены врачи-интерны. Врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, несет персональную ответственность за выполнение должностных обязанностей. Следовательно, периоды работы в должности врача-интерна возможно включить в стаж для досрочной пенсии при документальном подтверждении выполнения врачом- интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста, при этом, начиная с 01.11.1999, - в объеме полной ставки в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной законодательством. Согласно справке, уточняющей льготный характер работы № 35 от 18.05.2016 Окилов Г.Ю. работал в МУЗ «Ульяновская городская клиническая больница скорой медицинской помощи» в должности врача интерна на Подстанции скорой помощи № 4 в порядке внешнего совместительства на 0,4 ставки с 05.08.2003 по 01.08.2004. Согласно выписки из ИЛС Окилова Г.Ю. от 19.01.2017 страхователем ГУЗ УОКСТЦ представлены сведения о периоде работы с 05.08.2003 по 01.08.2004 — код «28-ГД», дополнительные сведения «0.50». Учитывая отсутствие необходимой для назначения досрочной страховой пенсии по старости продолжительности специального стажа Управление ПФР правомерно отказало Окилову Г.Ю. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как специальный стаж на день обращения за пенсией составляет 29 лет 11 дней при требуемом не менее 30 лет.

Представители третьих лиц ГУЗ «Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи», Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, пенсионного дела Окилова Г.Ю., суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Из содержания ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств; страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 названного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Пунктом 2 ст. 30 Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с п.1 пп. «н» и п.3 пп. «в» Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающий право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.1 пп.20 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 (на период работы с 01.11.1999 по 31.12.2001), Списки и Правила, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (на период работы с 01.01.1992 по 31.10.1999).

Из материалов дела следует, что 09.01.2017 Окилов Г.Ю. обратился в Управление ПФР по Железнодорожному району с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах.

Решением комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан УПФР от 19.01.2017 № в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано в связи с отсутствием необходимой для назначения досрочной страховой пенсии по старости продолжительности специального стажа, который на день обращения за пенсией составляет 29 лет 11 дней при требуемом не менее 30 лет.

При этом не засчитан в календарном исчислении (1 год работы за 1год) и в льготном исчислении (1год работы за 1год и 6 месяцев) период с 05.08.2003 по 31.07.2004 (11 месяцев 27 дней) — врач -интерн на Подстанции скорой помощи № 4 в МУЗ «Ульяновская городская клиническая больница скорой медицинской помощи».

Не согласившись с данным решением, Окилов Г.Ю. обратился в суд с вышеуказанным иском.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377, (действовавшим в спорный период) должность врача-интерна прямо не отнесена к числу врачей-специалистов, а поименована среди должностей врачей, специалистов с высшим медицинским образованием.

В соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденным названным приказом, к врачебному персоналу лечебно-профилактических учреждений отнесены: врачи-интерны, врачи-стажеры, врачи-специалисты (общей практики, хирурги всех наименований, анестезиологи, урологи и др.), старшие врачи, педиатры (п. 3.3 Положения).

Данный Приказ утратил силу в связи с изданием Минздравсоцразвитием РФ Приказа от 23 июля 2010 года N 540.

Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 27 августа 1997 года N 43 (действовавшим в спорный период), предусмотрен раздел 2.1 "Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием", где предусмотрен врач-интерн, который осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.

Действующим в настоящее время Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 года N 541н) должность врача-интерна не предусмотрена.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских университетов, утвержденным Министром здравоохранения СССР от 12 января 1982 г. и Министром высшего и среднего специального образования СССР от 20 января 1982 г., предусмотрено, что одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста (пункт 1).

Заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, в которых они проходят одногодичную специализацию, в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа, в порядке, предусмотренном Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 16 августа 1972 г. N 669 (пункт 9).

Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения (пункт 16).

Согласно приказу Ульяновского государственного университета Института медицины и экологии № от 01.09.2003 г. Окилов Г.Ю. с 01.09.2003 г. зачислен в клиническую интернатуру УлГУ на 2003-2004 учебный год по специальности анестезиология и реаниматология на кафедру «Госпитальная хирургия».

Из материалов дела следует, что клинический интерн Окилов Г.Ю. приказом от 30 июля 2003 г. № принят по совместительству на 0,4 ставки в клиническую больницу скорой медицинской помощи на должность врача скорой помощи на ПСП 4 с 05.08.2003 г. с оплатой по 12 разряду ЕТС.

На основании приказа от 30 июля 2004 г. № истец уволен с работы по п.3 ст. 77 Трудового кодекса РФ (по собственному желанию) 01.08.2004 г.

Согласно записям в трудовой книжке Окилова Г.Ю.- 01.09.2003 г. зачислен в клиническую интернатуру медицинского факультета Ульяновского государственного университета по специальности анестезиология и реаниматология; 31.08.2004 г. отчислен в связи с окончанием клинической интернатур.

Согласно удостоверению Ульяновского государственного университета № от 31.08.2004 г. Окилов Г.Ю. проходил клиническую интернатуру в МУЗ УГК БСМП по специальности анестезиология и реаниматология в период с 01 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г.

Истец также ссылается на то обстоятельство, что в спорный период он осуществлял лечебную деятельность в МУЗ «ЦГКБ» в отделении анестезиология и реаниматология выполняя функции врача анестезиолога-реаниматолога под руководством врача-специалиста, что также подтверждается журналами учета операций.

Согласно приказу от 01.09.2003 г. № Ульяновского государственного университета Института медицины и экологии клиническому интерну Окилову Г.Ю. назначена стипендия из расчета по 9 разряду с 01.09.2003 г. по 31.08.2004 г.

Согласно п. 4 Правил исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ 29.10.2002 г. N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Однако суду не представлено доказательств тому, что Окиловым Г.Ю. в спорный период выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки.

Также не представлено суду доказательств тому, что Окилов Г.Ю. исполнял лечебные функции в МУЗ «ЦГКБ» в отделении анестезиология - реаниматология на полную ставку, работая на штатной должности, с таким же режимом рабочего времени, установленным за ставку заработной платы, оплатой этого труда, как врачу-специалисту.

Из пояснения истца следует, что он осуществлял лечебную деятельность в МУЗ «ЦГКБ» в отделении анестезиология - реаниматология, однако в штат не был включен, без выплаты заработной платы, получая стипендию.

Таким образом, оснований для включения истцу в специальный трудовой стаж период с 05.08.2003 по 31.07.2004 не имеется.

Доказательств обратного либо осуществление истцом работы в иных учреждениях здравоохранения и должностях, предусмотренных Списком, дающих основания для проведения суммирования, не имеется, тогда как, как указывалось выше, в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г. засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, то есть при условии выработки нормы рабочего времени, установленного за ставку заработной платы.

Истцом в нарушение требований ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости, достоверности, подтверждающих обстоятельства выполнения им в спорный период (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ

в удовлетворении исковых требований Окилова Г.Ю. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о признании решения № от 19.01.2017 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период с 05.08.2003 г. по 31.07.2004 г., назначить досрочную страховую пенсию по старости, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                                                                                                     Н.В. Чернова