Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,
при секретаре Легусовой К.Н.,
с участием истца Лосева А. С.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и <адрес>х <адрес> – Казаковой Д. Л., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1678/2017 по иску Лосева А. С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и <адрес>х <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Лосев А.С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и <адрес>х <адрес>, требуя решение УПФР в Правобережном и <адрес>х <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в установлении пенсии признать незаконным; обязать УПФР в Правобережном и <адрес>х <адрес> включить в специальный стаж по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.12013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы бортовым оператором с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>», вторым пилотом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО <данные изъяты>»; признать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.12013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать УПФР в Правобережном и <адрес>х <адрес> назначить досрочную страховую пенсии в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.12013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения за ней. В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и <адрес>х <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.12013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР в Правобережном и <адрес>х <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной страховой пенсии по стрости ему отказано в связи с отсутствием требуемого стажа в летном составе гражданской авиации. Ответчик указанным решением исключил из его специального стажа период работы в ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ бортовым оператором. Основанием для не включения, по мнению ответчика, является то обстоятельство, что в соответствии со статьей 56 Воздушного кодекса РФ бортовые операторы составляют не летный экипаж, а кабинный, должность не предусмотрена Списком должностей летного состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459. С решением УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска от 13.03.2017 № 37/5 не согласен. В соответствии с п. 13 ч. 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет в указанном составе гражданской авиации. Подпунктом «з» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением". Согласно Списку от 04.09.1991 № 459 правом на досрочное назначение трудовой пенсии пользуются члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов. Понятие «экипаж воздушного судна» определено ст. 56 Воздушного кодекса РФ. Пункт 1 указанной статьи предусматривает, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа и кабинного экипажа. Таким образом, считает, что бортоператоры относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна. Из вышеуказанных нормативных актов следует, что бортоператоры воздушных судов гражданской авиации имеют право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.12013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Документом, подтверждающим, что он работал в летном составе гражданской авиации является летная книжка. Это документ, подтверждающий право летного состава на выполнение полетов на воздушных судах в соответствии с достигнутым уровнем подготовки, полученными допусками и натренированностью. Летная книжка действительна на все время состояния на летной работе. В летной книжке также указан налет часов за спорный период работы, который составляет 1238 часов 59 минут. Кроме того, по решению от ДД.ММ.ГГГГ № включены в его летный стаж периоды работы в должности второго пилота в ЗАО «ИрАэро» только по ДД.ММ.ГГГГ, тогда как им была представлена летная книжка с указанием налета часов по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, считает, что в специальный стаж по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.12013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» должен быть включен и налет часов за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Лосев А.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и <адрес>х <адрес> Казакова Д.С. требования Лосева А.С. не признала, в удовлетворении иска просила отказать по доводам, указанным в письменном отзыве на исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 8 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» регламентировано, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Частью 3 ст. 30 Закона предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пп. "з" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. № 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
В силу п. 3 указанного Постановления Правительства от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5, изданным на основании пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года № 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет", утверждено Разъяснение, в соответствии с пунктом 5 которого под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров от 04.09.1991 № 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено членам экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторскому составу; командно-летному составу: руководителям (их заместители), инспекторам и другим специалистам по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата.
Таким образом, исходя из смысла данной нормы Закона, право на досрочную трудовую пенсию по старости по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеют не просто члены экипажа воздушного судна, а члены экипажа из числа летного состава.
Согласно Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года № 459, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается:
а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за один месяц выслуги;
б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ); в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно- летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава авиации, - за один месяц выслуги;
в) один год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно- спасательных (поисково-спасательных) подразделениях - за полтора года выслуги;
г) один год работы в должностях летного состава в учебных и спортивных авиационных организациях ДОСААФ - за полтора года выслуги при условии выполнения плана учебно-летной подготовки, а при выполнении элементов сложного или высшего пилотажа - за два года выслуги;
д) один год работы в должностях, предусмотренных в пункте 4 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, - за полтора года выслуги при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за два года выслуги.
Исчисление сроков выслуги в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях летного состава соответственно на 20 и 12 часов. Выслуга в годовом исчислении определяется путем деления числа полных месяцев выслуги на 12.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Лосев А.С. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и <адрес>х <адрес> с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании пункта 13 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и <адрес>х <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Лосеву А.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа в летном составе гражданской авиации.
Принимая вышеназванное решение, при подсчете специального стажа истца, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, Управлением в стаж на соответствующих видах работ не включен период работы Лосева А.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ бортовым оператором в <данные изъяты>» по тем основаниям, что должность не предусмотрена Списком должностей летного состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459.
Кроме того, не включен в стаж на соответствующих видах работ в летном составе период работы истца в ЗАО Авиакомпании «ИрАэро» вторым пилотом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая вышеназванное решение Управления, суд не может признать его законным в части не включения истцу в стаж на соответствующих видах работ период работы в ЗАО <данные изъяты>» вторым пилотом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 6 ст. 21 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению согласно приложению.
В соответствии с п. 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня регламентировано, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы:
а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий";
б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
В силу п. 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Пунктом 115 Перечня предусмотрено, что документом, подтверждающим, что гражданин состоит в трудовых отношениях с работодателем, является трудовая книжка гражданина, документ, выданный работодателем.
Судом исследована трудовая книжка Лосева А.С., из которой следует, что истец:
- ДД.ММ.ГГГГ принят на должность <данные изъяты>»;
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58- ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты>;
- ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты>;
- ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность второго пилота воздушного суда, работает по настоящее время.
Ка следует из летной книжки Лосева А.С., налет часов за октябрь 2016 года составил 63 часа 20 минут, за ноябрь 2016 года - 68 часов 55 минут, за декабрь 2016 года- 64 часа 00 минут, всего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 196 часов 15 минут.
Таким образом, учитывая, что должность второго пилота, которую в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал истец, относится к летному экипажу, предусмотрена Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров от 04.09.1991 № 459, в спорный период времени Лосев А.С. имеет налет часов, необходимый для исчисления сроков выслуги, указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Доводы стороны ответчика о том, что за спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодателем не представлены сведения персонифицированного учета, на содержание решения не влияют.
В силу абз. 3 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные указанным Федеральным законом.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи". Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Из анализа названных норм Закона следует, что обязанность по представлению сведений индивидуального учета возложена на страхователя, а не на застрахованное лицо.
По мнению суда, застрахованное лицо не должно нести неблагоприятные последствия ненадлежащего ведения персонифицированного учета. Не выполнение работодателем своих обязанностей не может лишать истца Лосева А.С. права на включение периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго пилота <данные изъяты> в его специальный стаж.
Вместе с тем, суд не находит законных оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периода работы истца бортовым оператором с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>
Пунктом 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2 ст. 56 ВК РФ).
Таким образом, бортовой оператор составляет не летный экипаж, а кабинный, следовательно, не пользуется правом на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
Правительство Российской Федерации Правилами № 537 и Списком № 459 определило круг лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19.03.2009 № 260-О-О разъяснил, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459, применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом, определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение. Разделение п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Кроме того, приказом Минтранса РФ от 22 апреля 2002 года № 50 утверждены Федеральные авиационные правила "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации".
В п. 3 раздела I «Общие положения» Правил № 50 указаны члены летного экипажа: пилоты коммерческой авиации (самолет и вертолет), линейные пилоты авиакомпании (самолет и вертолет), штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели; в п. 5 раздела I «Общие положения» Правил № 50 перечислены члены кабинного экипажа: бортоператоры и бортпроводники.
Названными Правилами предусмотрены различные порядок, условия, перечни, требования для членов летного, диспетчерского состава, бортпроводников, бортоператоров, курсантов.
Приказом Минтранса РФ от 12 сентября 2008 года № 147 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации".
В Приложении № 1 Правил № 147 дается понятие члена летного экипажа - имеющий свидетельство член экипажа, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.
Пунктом 1.2 Правил № 147 предусмотрено, что настоящие Правила определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей следующих свидетельств: частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет); коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет); пилота многочленного экипажа (самолет); линейного пилота (самолет, вертолет); пилота планера; пилота свободного аэростата; пилота сверхлегкого воздушного судна; штурмана; бортрадиста; бортинженера (бортмеханика); летчика-наблюдателя; бортпроводника; бортоператора; специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники; сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера.
Следовательно, Правилами № 147 допускается включение бортоператора в летный состав воздушного судна, при условии наличия специального свидетельства летного состава, соответствующей квалификации, и выполнения им обязанностей, связанных с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.
Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 года № 155 утвержден Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с ФЗ РФ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
Данный Список является исчерпывающим и должность бортоператора, которую в спорный период занимал Лосев А.С., не предусматривает.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» регламентирован порядок определения квалификации летного состава государственной авиации в зависимости от выучки и профессионального мастерства летного состава, уровня подготовки, а также качества летного обучения курсантов – слушателей военных образовательных учреждений профессионального образования.
Указанным Постановлением предусмотрены следующие квалификационные разряды: летчик (штурман) третьего класса; летчик (штурман) второго класса; летчик (штурман) первого класса; летчик (штурман) – снайпер; летчик (штурман) – инструктор третьего класса; летчик (штурман) – инструктор второго класса; летчик (штурман) – инструктор первого класса; бортовой специалист третьего класса; бортовой специалист второго класса; бортовой специалист первого класса; бортовой специалист – мастер.
Названный перечень также является исчерпывающим и должности бортоператора не предусматривает.
Приказом Минтранса РФ от 17 июля 2008 года № 108 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации».
Разделом III «Экипаж воздушного судна» Правил № 108 предусмотрено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями летной эксплуатации воздушного судна данного типа. Минимальный состав экипажа из числа лиц летного состава указывается в РЛЭ.
Приказом МГА СССР от 8 апреля 1985 года № 77 утверждены и введены в действие Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, в соответствии с п. 2.3.3 которого к летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа относятся бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется МГА.
Анализируя вышеназванные нормы Закона в их совокупности, суд приходит к выводу, что бортовой оператор не входит в летный состав воздушных судов гражданской авиации и правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не обладает.
Право на досрочное назначение пенсии по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеют только члены экипажа воздушного судна, имеющие специальное свидетельство летного состава, соответствующую квалификацию, выполняющие обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.
Работа бортоператора не связана с управлением воздушным судном, не требует специальных познаний по техническому обеспечению полетов и специальной квалификации, а направлена на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности полета, обслуживания пассажиров и приема-сдачи коммерческой загрузки, что существенно отличается от основных функций членов летного состава экипажа воздушного судна.
Таким образом, разрешая требования Лосева А.С. о включении в специальный стаж периода его работы в должности бортового оператора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО <данные изъяты>», суд не усматривает оснований для их удовлетворения, поскольку занимаемая истцом должность бортового оператора не входит в летный состав гражданской авиации как того требуют положения п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом неоспариваемого Управлением специального стажа истца (19 лет 03 месяца 25 дней), спорного периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежащего включению в специальный стаж, у истца не имеется требуемого стажа 25 лет на соответствующих видах работ для назначения досрочной страховой пенсии по пункту 13 части 1 статьи 30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях», в связи с чем, у истца не возникло право на ее назначение.
При таких обстоятельствах требования Лосева А.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и <адрес>х <адрес> о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Лосева А. С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и <адрес>х <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и <адрес>х <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Лосеву А.С. во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и <адрес>х <адрес> включить период работы Лосева А. С. в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях».
В удовлетворении остальной части исковых требований Лосеву А.С. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.