Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело №2-2185/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2017 года город Саратов
Заводской районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Шайгузовой Р.И., при секретаре Башвеевой Т.В., с участием представителя истца Осиповой Е.А., действующей на основании доверенности от 29 марта 2017 года, представителя ответчика Авдеевой А.А., действующей на основании доверенности <№>-Д от <Дата>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лопуховой Т. Н. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и включении в специальный стаж периодов работы,
УСТАНОВИЛ:
Лопухова Т.Н. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова (далее – ГУ УПФ РФ в Заводском районе г.Саратова) и просит признать незаконными протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав №636 от 21 марта 2017 года. решение ГУ УПФ РФ в Заводском районе г.Саратова №409 от 21 марта 2017 года об отказе ей в назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности в части исключения из стажа лечебной деятельности в льготном исчислении периода отпуска по беременности и родам с 30 октября 2000 года по 24 апреля 2001 года, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 21 января 2008 года по 21 февраля 2008 года, с 15 января 2013 года по 14 февраля 2013 года, обязать ответчика включить в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости вышеуказанные периоды работы, а также назначить ей страховую пенсию по старости с 06 декабря 2016 года.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что решением ответчика №409 от 21 марта 2017 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности. Истец полагает указанный отказ в части исключения вышеуказанных периодов незаконным, в связи с чем вынуждена обратиться в суд.
Истец Лопухова Т.Н., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.
Представитель истца по доверенности Осипова Е.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности Авдеева А.А. исковые требования не признала. Пояснила, что при назначении пенсий Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова строго руководствуется нормами действующего законодательства РФ. Истцу законно отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа в связи с лечебной деятельностью.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегосчя истца.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции РФ, принципу состязательности сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственная пенсия устанавливается законом.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указанная пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из записей в трудовой книжке Лопуховой Т.Н. и справки, выданной <Дата> главным врачом Клинической больницы им. С.Р. Миротворцева, Лопухова Т.Н. с <Дата> по <Дата> работала в указанном медицинском учреждении медсестрой - анастезистом в детском отделении реанимации и интенсивной терапии.
Решением ГУ УПФ РФ в <адрес> г.Саратова <№> от <Дата> Лопуховой Т.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав <№> от <Дата>, период отпуска по беременности и родам с <Дата> по <Дата> не засчитан в стаж на соответствующих видах работ как один год работы за один год и шесть месяцев, поскольку п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> N 781, льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы, а у заявительницы отсутствует факт работы в этот период.
При этом, период работы истца в должности медицинской сестры- анастезиста в детском отделении реанимации и интенсивной терапии, за исключением периода отпуска по беременности и родам зачтен ответчиком в специальный стаж работы истца в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от <Дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 названного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно разделу "Наименование должностей" Списка право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях, перечисленных в этом же списке в разделе "Наименование учреждений".
На основании п. 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подп. "б" п. 5 Правил).
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев.
В данном перечне в числе наименований структурных подразделений указаны отделения анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, а в числе наименований должностей - должности медицинских сестер-анестезистов.
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применялся и при ранее установленном правовом регулировании данных отношений.
Так, исчисление специального стажа предусматривалось для медицинских сестер-анестезистов, медицинских сестер отделений анестезиологии-реанимации, отделений реанимации и интенсивной терапии Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 (п. 3 Правил). Названные правила действовали в период работы Лопуховой Т.Н. в должности медицинской сестры-анестезиста детского отделения реанимации и интенсивной терапии и нахождения ее в отпуске по беременности и родам с 30 октября 2000 года по 24 апреля 2001 года.Отпуска по беременности и родам в силу ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из приведенного выше правового регулирования в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, имеются основания для включения периода нахождения Лопуховой Т.Н. в отпуске по беременности и родам с 30 октября 2000 года по 24 апреля 2001 года в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. В связи с чем решение ответчика об обратном, является незаконным.
В соответствии со ст. 196 ТК РФ в случаях предусмотренных Федеральным законом, иными нормативными актами работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ст. 26 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266 «Об образовании» дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности.
В соответствии с требованиями ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, приказа Минздрава РФ от 09.08.2001 г. № 314 «О порядке получения квалификационных категорий», повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора.
Требованиями ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан, утв. Верховным Советом Российской Федерации от 22 июля 1993г. N 5487-1, предусматривалась обязанность медицинских работников повышать квалификацию с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач по охране здоровья населения.
Как следует из справки, выданной главным врачом ГУЗ «Саратовская городская станция скорой медицинской помощи» 19 января 2017 года, Лопухова Т.Н. работает в указанном медицинском учреждении с 23 сентября 2007 года по настоящее время в должности медицинской сестры-анестезиста выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации.
Согласно приказам №1-к от 18 января 2008 года и №1-к от 15 января 2013 года Лопухова Т.Н.с 21 января 2008 года по 21 февраля 2008 года, с 15 января 2013 года по 14 февраля 2013 года находилась на курсах повышения квалификации.
В данные периоды Лопухова Т.Н. работала в учреждении и занимала должность, соответствующие требованиям Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781.
Таким образом, нахождение на курсах повышения квалификации является одним из обязательных условий осуществления медицинской деятельности, а истец совершенствовала уровень своей профессиональной подготовки.
В связи с изложенным, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
При данных обстоятельствах, решение ответчика об отказе в назначении страховой пенсии в связи с исключением из специального стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, оспариваемых истцом периодов работы является незаконным.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Учитывая, что с учетом указанных выше периодов, подлежащих включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, истец на момент обращения имеет необходимый стаж для назначения страховой пенсии по старости, суд считает правильным признать у Лопуховой Т.Н. право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью с 06 декабря 2016 года.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Признать незаконными решение №409 от 21 марта 2017 года и протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении – Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова №636 от 21 марта 2017 года в части исключения из стажа лечебной деятельности Лопуховой Т. Н. периода отпуска по беременности и родам с 30 октября 2000 года по 24 апреля 2001 года, периодов нахождения на курсах повышения квалификации 21 января 2008 года по 21 февраля 2008 года, с 15 января 2013 года по 14 февраля 2013 года в льготном исчислении как год работы за один год и шесть месяцев.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова включить данные периоды в стаж работы Лопуховой Т. Н..
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова назначить Лопуховой Т. Н. досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 06 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд города Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 02 мая 2017 года.
Судья Р.И. Шайгузова