Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты> № 2-2135/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2017 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Степаненко О.В.,
при секретаре судебного заседания Руденко Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комиссаренко ФИО10 к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии по старости, включении периодов работы в трудовой стаж, досрочном назначении пенсии, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Комиссаренко Л.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова (далее – ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова), уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила признать незаконными решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 10 июля 2017 года № 1591 и протокол заседания комиссии от 10 июля 2017 года № 1987 об отказе в досрочном назначении пенсии по старости в части исключения из льготного стажа периодов работы с 01 августа 1986 года по 31 января 1987 года в должности операционной медсестры в клинике болезней уха, горла и носа, с 01 февраля 1987 года по 31 декабря 1987 года в должности перевязочной медсестры в клинике болезней уха, горла и носа в Клиническом городке Саратовского медицинского института в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев, периодов отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет с 09 апреля 1989 года по 19 июля 1990 года, с 28 апреля 1992 года по 30 июля 1993 года, дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 31 июля 1993 года по 18 августа 1993 года, с 19 августа 1993 года по 01 октября 1993 года в льготном исчислении как один год за один год и два месяца; периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 10 марта 1998 года по 09 апреля 1998 года, с 07 октября 2002 года по 06 ноября 2002 года, с 24 апреля 2007 года по 25 мая 2007 года, с 28 февраля 2012 года по 29 марта 2012 года, с 03 октября 2016 года по 03 ноября 2016 года, дополнительных выходных дней 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, донорских дней с 07 мая 2013 года по 08 мая 2013 года, 14 февраля 2014 года, 31 марта 2014 года, с 18 июня 2014 года по 20 июня 2014 года, 22 августа 2014 года, с 18 сентября 2014 года по 19 сентября 2014 года, с 06 октября 2014 года по 07 октября 2014 года, с 04 июня 2015 года по 05 июня 2015 года, с 26 августа 2016 года, обязать ответчика включить истцу в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, указанные периоды, назначить истцу досрочную пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 06 апреля 2017 года, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. В обоснование заявленных требований указала, что 06 апреля 2017 года обратилась в ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии с указанной даты. В назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ей было отказано, о чем 10 июля 2017 года был вынесен протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 1094 и решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости № 1591. Свой отказ ответчик мотивировал отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В стаж истца, осуществляемый в связи с лечебной деятельностью, в льготном исчислении не были включены периоды работы с 01 августа 1986 года по 31 января 1987 года в должности операционной медсестры в клинике болезней уха, горла и носа, с 01 февраля 1987 года по 31 декабря 1987 года в должности перевязочной медсестры в клинике болезней уха, горла и носа в Клиническом городке Саратовского медицинского института в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев, периоды отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет с 09 апреля 1989 года по 19 июля 1990 года, с 28 апреля 1992 года по 30 июля 1993 года, дополнительные отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 31 июля 1993 года по 18 августа 1993 года, с 19 августа 1993 года по 01 октября 1993 года в льготном исчислении как один год за один год и два месяца, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10 марта 1998 года по 09 апреля 1998 года, с 07 октября 2002 года по 06 ноября 2002 года, с 24 апреля 2007 года по 25 мая 2007 года, с 28 февраля 2012 года по 29 марта 2012 года, с 03 октября 2016 года по 03 ноября 2016 года, дополнительные выходные дни 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, донорские дни с 07 мая 2013 года по 08 мая 2013 года, 14 февраля 2014 года, 31 марта 2014 года, с 18 июня 2014 года по 20 июня 2014 года, 22 августа 2014 года, с 18 сентября 2014 года по 19 сентября 2014 года, с 06 октября 2014 года по 07 октября 2014 года, с 04 июня 2015 года по 05 июня 2015 года, с 26 августа 2016 года. Считает вынесенное решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части невключения указанных периодов в льготный стаж незаконными и нарушающими ее права и законные интересы, поскольку оснований для отказа в назначении ей пенсии у ответчика не имелось.
От ответчика поступили возражения на исковое заявление, в котором ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме в связи с тем, что на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости продолжительность стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья Комиссаренко Л.В являлась недостаточной для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и составила менее 30 лет. Требования истца о включении в специальный стаж лечебной деятельности периодов работы с 01 августа 1986 года по 31 декабря 1987 года в должности операционной медсестры, перевязочной медсестры отделения клиники болезней уха, горла и носа «Клинического городка Саратовского медицинского института» не обоснованы, поскольку документов, подтверждающих факт осуществления истцом в спорные периоды деятельности в отделениях (палатах) хирургического профиля стационаров, перечисленных Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, Перечнем, утвержденным приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377, Списком от 06 сентября 1991 года № 464, не представлено. Указанными списками среди отделений хирургического профиля отделения «клиника болезней уха, горла и носа» не предусмотрено. Органы Пенсионного фонда РФ являются правоприменительными органами и осуществляют оценку пенсионных прав граждан исключительно в рамках законодательства, не наделены правом расширительного толкования применяемых нормативно-правовых актов, поскольку указанные полномочия принадлежат только Правительству РФ. Период работы, на который приходятся отпуска по уходу за детьми, подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, только в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 № 1397 до 01 октября 1993 года. К спорным периодам отпусков не может быть применен льготный порядок исчисления, поскольку в соответствии с п. 5 Положения от 17 декабря 1959 № 1397 месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) должен засчитываться за 1,2 месяца. Таким образом, льготный порядок исчисления стажа применим не ко всем периодам, засчитываемым в специальный стаж, а только к периодам работы – непосредственного осуществления трудовых обязанностей. Так как истец в спорные периоды фактически не осуществлял лечебную деятельность, к периодам нахождения в отпусках по уходу за детьми обоснованно применен календарный порядок. Также обоснованно не зачтен в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 19 августа 1993 года по 01 октября 1993 года, так как статус юридического лица имела «Администрация», которая не предусмотрена в качестве учреждения здравоохранения ни одним из Списков учреждений. Решением ответчика наибольшее количество специального стажа зачтено при оценке пенсионных прав с учетом постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665, позволяющего применять к периодам работы до 01 октября 1993 года Положение от 17 декабря 1959 № 1397. Необоснованными являются требования о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Доводы заявителя о том, что на время вышеуказанных периодов за заявителем сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, предусмотренные Трудовым законодательством, являются несущественными, так как указанные условия необходимы только для включения на общих условиях в страховой стаж, что ответчиком не оспаривается, и не является единственным условием для включения в специальный стаж. Правилами от 29 октября 2002 года № 781 включение курсов повышения квалификации, дополнительных выходных дней, а также донорских дней не предусмотрено. Приказов или иных документов о том, что донорские дни предоставлялись истцу с сохранением заработной платы не представлено.
В судебном заседании истец Комиссаренко Л.В. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенному в иске, просила его удовлетворить.
Представитель ответчика Максимчева А.Ю. в судебном заседании поддержала все изложенное в возражениях на исковое заявление, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» правом на пенсию пользуются лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В п. 2 ст. 30 названного Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В силу п. 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Судом установлено, что 06 апреля 2017 года Комиссаренко Л.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с выработкой 30 лет лечебной деятельности.
Решением ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 10 июля 2017 года № 1591 Комиссаренко Л.В. отказано в назначении досрочной пенсии со ссылкой на отсутствие необходимого стажа, поскольку отсутствует требуемой продолжительности стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Стаж осуществления лечебной деятельности с учетом норм п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 составил 22 года 2 месяца 19 дней, с учетом постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 – 28 лет 4 месяца 21 день, с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П – 22 года 2 месяца 20 дней.
Указанная истцом дата обращения за назначением пенсии, отказ в назначении пенсии в связи с отсутствием стажа 30 лет и исключение ответчиком из специального стажа спорных периодов подтверждается решением об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав.
Судом на основании представленных по делу доказательств установлено и не оспаривалось сторонами, что 05 июля 1985 года Комиссаренко (Цыганкова) Л.В. принята на должность санитарки в клинику болезней уха, горла и носа Клинического городка Саратовского медицинского института, 01 августа 1986 года – переведена на должность операционной медицинской сестры в клинику болезней уха, горла и носа, а с 01 февраля 1987 года – на должность перевязочной медсестры этой же клиники, с 01 января 1988 года – уволена по собственному желанию. С 01 февраля 1988 года Комиссаренко Л.В. принята на должность медсестры в детский сад администрации Романовского сельсовета, с 01 апреля 1993 года – на должность медсестры в детском саду с. Романовка, 28 августа 1995 года Комиссаренко Л.В. уволена по собственному желанию. С 09 ноября 1995 года Комиссаренко Л.В. принята на должность палатной медицинской сестры неврологического отделения областного госпиталя ветеранов войн г. Саратова, с 03 февраля 1997 года переведена на должность медсестры приемного отделения, с 03 августа 1998 года – на должность медсестры неврологического отделения Центра реабилитации, а с 06 декабря 1999 года – уволена в порядке перевода в ММУ «Больница № 6». Данные обстоятельства подтверждаются записями в ее трудовой книжке и справками работодателей.
Согласно п.п. 2-4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 05 ноября 2002 года № 320-0 признано, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в указанный стаж включаются все периоды, которые засчитывались в общий и специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы.
В соответствии с разъяснением, данным Верховным судом РФ в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Из приведенного разъяснения следует, что при разрешении спора по вопросам назначения пенсии по старости, суд не должен ограничиваться установлением самого факта отсутствия в наименовании лечебного - профилактического учреждения в нормативном акте, а устанавливать фактический профиль и тип учреждения, в котором осуществлялась лечебная деятельность истца, претендующего на назначение досрочной пенсии.
С учетом данной правовой позиции, исчисление стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, медицинских работников может производиться по условиям и нормам, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым утверждены Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы независимо от наименования должности в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 предусмотрело право на пенсию по выслуге лет исключительно для работников лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачей и среднего медицинского персонала.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, действующие с 14 ноября 2002 года, также предусмотрели в п. 6 возможность в специальный стаж работы засчитывать на общих основаниях в порядке, предусмотренном этими Правилами, работу в должностях, указанных в Списке, утвержденном этим же постановлением, в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждениях, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
В соответствии с п. 3 постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Согласно п. 1 указанного Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (№ 464 от 6 сентября 1991 года) право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования учреждений лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических всех форм собственности.
Судом установлено что учреждение, в котором работал истец в спорный период, осуществляло лечебную деятельность и иную работу по охране здоровья населения, что подтверждается представленными суду документами (Положение о клинической больнице № 3 (клиническом городке) СГМУ, Уставом СГМУ).
Постановлением Правительства от 22 сентября 1999 года № 1066 утверждены Список должностей и Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 были утверждены нормативные акты, касающиеся порядка и оснований назначения досрочной пенсии за осуществление лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, а именно, Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, в соответствии с п. 1 п.п. 11 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения пенсии, в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в разделе наименований должностей указан «средний медицинский персонал», а в разделе наименование учреждений в п. 1 указаны «больницы всех наименований».
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, в соответствии с п. 1 п.п. 11 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке. При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений на их клинический профиль, ведомственную или территориальную принадлежность, не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По смыслу п. 6 Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях, работа в должностях, указанных в Списке в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, а также лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединениях.
Министерство здравоохранения РФ приказом от 03 ноября 1999 года № 395 (действие которого распространяется на период до 01 ноября 1999 года), утвердило номенклатуру учреждений здравоохранения, где в разделе п. 1.8 указана клиника высшего медицинского образовательного учреждения.
В п. 2 указанной номенклатуры указано, что учреждения, входящие в состав медицинских образовательных учреждений или подчинение медицинским вузам, являются клиниками. Лечебно-профилактические учреждения (больницы, диспансеры, родильные дома, другие учреждения) используемые с целью преподавания высшими медицинскими учреждениями не менее чем 50% являются клиническими учреждениями (отделениями).
Приказом Минздрава РФ от 29 сентября 1993 № 228 утверждено временное положение о клиническом лечебно-профилактическом учреждении, согласно раздела 1 которого определено, что клиническим является лечебно-профилактическое учреждение, в составе которого работают клинические подразделения (кафедры, отделы, лаборатории) медицинских вузов, оказывающие медицинскую помощь, разработку и внедрение в практику новых медицинских технологий.
В соответствии с Приказом Минздрава России от 03 июня 2003 года № 229 лечебно-профилактические учреждения, используемые с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями или в научных целях медицинскими научными организациями, являются клиническими учреждениями.
Из Положения о клинической больнице № 3 (клиническом городке) СГМУ, зарегистрированного администрацией Октябрьского района г. Саратова 16 мая 1994 года следует, что клиническая больница № 3 (клинический городок) является структурным подразделением СГМУ. Клиника пользуется по доверенности университета частично правами юридического лица.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Кроме того, в Положении указано, что целями деятельности клинической больницы является удовлетворение потребности населения в высококвалифицированной медицинской помощи, использование кадровых, финансовых ресурсов, научного потенциала, проведение научных исследований, разработка методов профилактики, диагностики, лечение и реабилитация больных. Согласно разделу № 4 Положения, в структуре клинической больницы указаны подразделения в виде: факультетских клиник, детской хирургической клиники, клиники болезней уха, горла, носа, клиники госпитальной педиатрии, клиники анестезиологии и реанимации, отделение лечебной физкультуры, приемное отделение для взрослых и т.д.
Кроме того, согласно приказу от 04 мая 1994 года № 110-а наименование клинического городка было приведено в соответствие со Списком учреждений здравоохранения и стало именоваться клинической больницей № 3 СГМУ без изменения целевого назначения.
Из Устава СГМИ следует, что институт имеет в своем составе: факультеты и соответствующие кафедры, учебно-вспомогательные учреждения, административно-управленческие учреждения и отделы, клиники (клинические больницы). Следовательно, клинический городок СГМИ является клиникой СГМИ.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03 ноября 1999 года № 395 была утверждена номенклатура учреждений здравоохранения, где указана « клиника » высшего медицинского образовательного учреждения. На момент обращения истца о назначении пенсии и до настоящего времени действует приказ Минздрава РФ от 7 октября 2005 года № 627 о включении в номенклатуру в качестве больничных учреждений - городской больницы, больницы скорой медицинской помощи, а также клиники.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа имели право на пенсию по выслуге лет.
Указанный порядок исчисления сроков выслуги был изменен постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, которым был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые вступили в силу с 01 ноября 1999 года.
В п. 3 вышеприведенного постановления Правительства РФ предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды работы истца с 01 августа 1986 года по 31 января 1987 года в должности операционной медсестры в клинике болезней уха, горла и носа, с 01 февраля 1987 года по 31 декабря 1987 года в должности перевязочной медсестры в клинике болезней уха, горла и носа в Клиническом городке Саратовского медицинского института подлежат включению в стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев.
В соответствии с п. 5 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Согласно информационному письму Министерства труда РФ от 04 ноября 2002 года № 7392-ЮЛ, ПФ РФ № ЛЧ-25-25/10067 период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11 «Об утверждении разъяснения о порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет» предусмотрено, что время отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены отпуска.
На основании разъяснений, содержащихся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком», судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Поскольку периоды работы, предшествующие отпускам по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет с 09 апреля 1989 года по 19 июля 1990 года, с 28 апреля 1992 года по 30 июля 1993 года, дополнительному отпуску без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 31 июля 1993 года по 18 августа 1993 года, с 19 августа 1993 года по 01 октября 1993 года, подлежали включению в стаж в льготном исчислении как 1 год и 2 месяца за 1 год, указанные периоды нахождения Комиссаренко Л.В. в отпусках по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежат включению в её льготный стаж в таком же исчислении.
Отказ во включении в специальный стаж истца периода нахождения на курсах повышения квалификации с 10 марта 1998 года по 09 апреля 1998 года, с 07 октября 2002 года по 06 ноября 2002 года, с 24 апреля 2007 года по 25 мая 2007 года, с 28 февраля 2012 года по 29 марта 2012 года, с 03 октября 2016 года по 03 ноября 2016 года является незаконным по следующим основаниям.
Из п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 196 Трудового кодекса РФ работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Как видно из материалов дела, в указанные выше спорные периоды работы Комиссаренко Л.В. по направлению работодателя находилась на курсах повышения квалификации, в течение этого времени за ней сохранялись рабочее место и должность, средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 186 Трудового кодекса РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. В случае если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов, при этом работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Учитывая приведенные выше положения законодательства, суд приходит к выводу о необходимости включения спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации, донорских дней в стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Согласно ст. 1 Закона Саратовской области от 22 марта 2012 года № 26-ЗСО «Об объявлении нерабочим праздничным днем на территории Саратовской области Радоницы – дня особого поминовения усопших» в целях содействия сохранению традиций духовной культуры граждан и в соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» объявлен нерабочим праздничным днем на территории Саратовской области Радоница – день особого поминовения усопших, приходящийся на 9- й день после Пасхи, согласно приложению к настоящему Закону.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. В стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. При этом, в вышеуказанных Правилах среди периодов, которые не включаются стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, праздничные дни не поименованы.
При таких обстоятельствах дополнительные выходные дни, предоставленные работодателем на основании Закона Саратовской области от 22 марта 2012 года № 26-ЗСО подлежат включению в специальный стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
С учетом вышеизложенных положений законодательства, обстоятельств дела суд полагает, что у ответчика не было оснований для исключения из специального стажа истца спорных периодов. При включении в стаж спорных периодов работы, времени нахождения в отпусках по уходу за ребенком, на курсах повышения квалификации, донорских и дополнительных выходных дней у истца имеется достаточный стаж для назначения пенсии досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Суд также считает, что пенсия Комиссаренко Л.В. должна быть назначена с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 06 апреля 2017 года, поскольку иное нарушает положения ст. 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления.
При доказанности права Комиссаренко Л.В. на досрочное назначение пенсии в соответствии с нормами указанного федерального закона, правовых оснований для назначения пенсии с иной даты не имеется.
Все необходимые для назначения досрочной пенсии документы истец представил при обращении 06 апреля 2017 года, поэтому пенсия должна быть назначена с указанной даты.
Ответчик не представил доказательства, подтверждающие наличие иных оснований, препятствующих назначению истцу досрочной пенсии по старости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Комиссаренко Л.В. к ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку истцом при подаче искового заявления была оплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что подтверждается чеком-ордером от 26 июля 2017 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ответчика в пользу Комиссаренко Л.В. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в указанном размере.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
исковые требования Комиссаренко ФИО11 к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии по старости, включении периодов работы в трудовой стаж, досрочном назначении пенсии, взыскании судебных расходов удовлетворить.
Признать незаконными решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 10 июля 2017 года № 1591 и протокол заседания комиссии от 10 июля 2017 года № 1987 об отказе Комиссаренко ФИО12 в досрочном назначении пенсии по старости в части исключения из льготного стажа периодов работы с 01 августа 1986 года по 31 января 1987 года в должности операционной медсестры в клинике болезней уха, горла и носа, с 01 февраля 1987 года по 31 декабря 1987 года в должности перевязочной медсестры в клинике болезней уха, горла и носа в Клиническом городке Саратовского медицинского института в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев, периодов отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет с 09 апреля 1989 года по 19 июля 1990 года, с 28 апреля 1992 года по 30 июля 1993 года, дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 31 июля 1993 года по 18 августа 1993 года, с 19 августа 1993 года по 01 октября 1993 года в льготном исчислении как один год за один год и два месяца; периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 10 марта 1998 года по 09 апреля 1998 года, с 07 октября 2002 года по 06 ноября 2002 года, с 24 апреля 2007 года по 25 мая 2007 года, с 28 февраля 2012 года по 29 марта 2012 года, с 03 октября 2016 года по 03 ноября 2016 года, дополнительных выходных дней 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, донорских дней с 07 мая 2013 года по 08 мая 2013 года, 14 февраля 2014 года, 31 марта 2014 года, с 18 июня 2014 года по 20 июня 2014 года, 22 августа 2014 года, с 18 сентября 2014 года по 19 сентября 2014 года, с 06 октября 2014 года по 07 октября 2014 года, с 04 июня 2015 года по 05 июня 2015 года, с 26 августа 2016 года.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и <адрес> включить Комиссаренко ФИО13 в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медсестры в клинике болезней уха, горла и носа, с 01 февраля 1987 года по 31 декабря 1987 года в должности перевязочной медсестры в клинике болезней уха, горла и носа в Клиническом городке Саратовского медицинского института в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев, периоды отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет с 09 апреля 1989 года по 19 июля 1990 года, с 28 апреля 1992 года по 30 июля 1993 года, дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 31 июля 1993 года по 18 августа 1993 года, с 19 августа 1993 года по 01 октября 1993 года в льготном исчислении как один год за один год и два месяца; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10 марта 1998 года по 09 апреля 1998 года, с 07 октября 2002 года по 06 ноября 2002 года, с 24 апреля 2007 года по 25 мая 2007 года, с 28 февраля 2012 года по 29 марта 2012 года, с 03 октября 2016 года по 03 ноября 2016 года, дополнительные выходные дни 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, донорские дни с 07 мая 2013 года по 08 мая 2013 года, 14 февраля 2014 года, 31 марта 2014 года, с 18 июня 2014 года по 20 июня 2014 года, 22 августа 2014 года, с 18 сентября 2014 года по 19 сентября 2014 года, с 06 октября 2014 года по 07 октября 2014 года, с 04 июня 2015 года по 05 июня 2015 года, 26 августа 2016 года.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить Комиссаренко ФИО14 досрочную пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 06 апреля 2017 года.
Взыскать с государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Комиссаренко ФИО15 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 09 октября 2017 года.
Судья О.В. Степаненко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>