Решение суда об обязании включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения № 2-3200/2017 ~ М-2682/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-3200/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Челябинск                            09 августа 2017 года

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего Плотниковой Л.В.

при секретаре Кетовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кучина А. М. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении пенсии по старости, об обязании включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения,

УСТАНОВИЛ:

Кучин А.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска (далее – УПФР) о признании незаконным и отмене решения № от (дата) об отказе в установлении пенсии; об обязании включить в специальный стаж периоды работы в должности врача-стоматолога-ортопеда с (дата) по (дата), в должности заведующего ортопедическим отделением с (дата) и по настоящее время в организации арендаторов стоматологической поликлиники №, в ООО "Стоматологическая поликлиника №"; назначить досрочную страховую пенсию по старости с (дата)

В обоснование иска указал, что работа в спорные периоды была исключена из специального стажа со ссылкой на то, что наименование должности "заведующий отделением" не предусмотрена Списками; наименования учреждений не предусмотрены в качестве учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж медицинских работников, что за период с (дата) по (дата) отсутствуют коды выслуги лет в сведениях персонифицированного учета. Между тем, занимая должность заведующего ортопедическим отделением в ООО "Стоматологическая поликлиника №", он исполнял обязанности врача стоматолога-ортопеда, то есть осуществлял врачебную деятельность; несмотря на то, что Стоматологическая поликлиника № (адрес) преобразована в организацию арендаторов стоматологической поликлиники №, а затем преобразована в ООО "Стоматологическая поликлиника №", это юридическое лицо является медицинской организацией и осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии; отсутствие кодов выслуги лет не может являться основанием для отказа в назначении ему пенсии, так как правильность, полнота и своевременность отражения сведений за работников в системе персонифицированного учета является совместной задачей страховщика (пенсионного органа) и страхователя (работодателя), а не работника.

В судебном заседании истец и его представитель по ордеру Борисюк О.В. поддержали исковые требования в полном объеме, ссылаясь на то, ч то он работал в одном и том же медицинском учреждении, которое меняло форму собственности и наименование, но трудовые функции истца не изменялись.

Представитель ответчика по доверенности Ильина Н.К. возражала против иска, ссылаясь на то, что не соответствует наименование должности и учреждения Спискам.

Представитель третьего лица ООО «Стоматологическая поликлиника №» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительной причине неявки не сообщил, просило рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем суд считает возможным в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося третьего лица.

Выслушав объяснения истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Кучина А.М. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 20 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее - Закон №400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (55 лет женщинам), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в 2015 году – 6,6) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, утверждаются Правительством РФ (часть 2 ст. 30 Закона №400-ФЗ).

Пунктами 1 и 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление № 665) закреплено применение ко всем периодам работы, независимо от времени их выполнения, Списков и Правил, в том числе:

- Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516,

- Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список от 29.10.2002 г.) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила от 29.10.2002 г.), утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

С учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N2-П при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости медицинским работникам соответствующие списки и правила могут быть применены следующим образом:

- за периоды работы до 31.10.1999 г. – Список от 06.09.1991 г. № 464, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР;

- за период работы с 01.11.1999 г. по 11.11.2002 г. – Список и Правила от 22.09.1999 г. № 1066, утвержденные постановлением Правительства РФ;

- за периоды работы с 12.11.2002 г. – Список и Правила от 29.10.2002 г. № 781, утвержденные постановлением Правительства РФ.

В соответствии с пунктом 4 Правил от 29.10.2002 г. и пунктом Правил от 22.09.1999 г. №1066 периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01.11.1999 г., засчитываются в стаж работы при условия ее выполнения на полную ставку (Список от 22.09.1999 г. № 1066) в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей (Список от 29.10.2002 г. № 781).

В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом в силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Как следует из решения об отказе в установлении пенсии № от (дата),

(дата) Кучин А.М. обратился с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости по п.п.20 п.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, но ему было отказано в связи с недостаточностью специального стажа, поскольку он составил 02 года 10 месяцев 25 дней.

При этом в специальный стаж истца не включены периоды работы с 04.07.1989 г. по 28.02.1994 г. в должности врача-стоматолога-ортопеда, с 01.03.1994 г. по 13.11.2016 г. - в должности заведующего ортопедическим отделением в Стоматологической поликлинике №5 Советского района, которая с 04.07.1989 г. преобразована в Организацию арендаторов стоматологической поликлиники №5; с 28.10.1996 г. преобразована в ООО «Стоматологическая поликлиника №5», так как такие учреждения не предусмотрены Списком от 29.10.2002 г., факт работы в структурном подразделении документально не подтвержден; структурное подразделение «ортопедическое отделение», в котором работал Кучин А.М., среди структурных подразделений указанных Правил от 29.10.2002 г. не предусмотрено; за период с 01.11.1999 г. по 13.11.2016 г. отсутствуют коды выслуги лет в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; индивидуальные сведения за периоды с 01.01.1997 г. по 31.10.1999 г. с кодами «ЗП81ГД» не достоверны.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

В судебном заседании установлено и подтверждается Положением о стоматологической поликлиники №5 Советского района г. Челябинска от (дата), Уставом организации арендаторов стоматологической поликлиники № (адрес) от (дата), Устава ООО №Стоматологическая поликлиника №», штатными расписаниями за 1994 –2017 г.г., трудовой книжкой от (дата), справкой ООО «Стоматологическая поликлиника №» № от (дата),

что Кучин А.М. с 01.10.1986 работал в должности врача-стоматолога-интерна, с 28.07.1987 г. – в должности врача-стоматолога-ортопеда, с 01.03.1994 г. - в должности заведующего ортопедическим отделением в Стоматологической поликлинике №5 Советского района, которая с 04.07.1989 г. преобразована в Организацию арендаторов стоматологической поликлиники №5; с 28.10.1996 г. преобразована в ООО «Стоматологическая поликлиника №5».

    Списком от 29.10.2002 г. среди учреждений предусмотрены больницы всех наименований, поликлиники всех наименований, среди должностей - врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.

    Списком от 22.09.1999 г. среди учреждений предусмотрены больницы и поликлиники (перечень исчерпывающий); среди должностей предусмотрены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Списками от 06.09.1991 г. предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности.

Номенклатурой от 03.11.1999 г. № 395 среди учреждений предусмотрены поликлиники, в том числе стоматологические.

Номенклатурой от 15.10.1999 г. № 377 среди должностей предусмотрена должность врача-стоматолога-ортопеда.

Стоматологическая поликлиника – лечебно профилактическое учреждение, деятельность которого направлена на профилактику стоматологических заболеваний, своевременное выявление и лечение больных с заболеваниями челюстно – лицевой области. Ее основными задачами являются: проведение мероприятий по профилактике заболеваний челюстно – лицевой области среди населения и в организованных коллективах, организация и проведение мероприятий, направленных на выявление больных с заболеваниями челюстно – лицевой области и своевременное их лечение; оказание квалифицированной амбулаторной стоматологической помощи населению.

Коллектив стоматологической поликлиники №5 образовал Организацию арендаторов стоматологической поликлиники №5 для более полного удовлетворения потребностей населения во всех видах эффективной и качественной стоматологической помощи, а также для решения вопросов экономического и социального развития трудового коллектива на принципах самофинансирования и самоуправления; осуществляет свою деятельность на основе договора с городским отделом здравоохранения, по условиям которого последний передал в аренду основные фонды, здания, сооружения и оборудования с правом их выкупа в течение срока аренды, при этом имущество стоматологической поликлиники остается собственностью государства до момента возможного выкупа его организацией арендаторов; перевод на арендный подряд и создание организации арендаторов осуществлялось с разрешения горисполкома.

Видом деятельности организации арендаторов является оказание лечебно – профилактической и хирургической стоматологической помощи, а также ортопедической помощи жителям и учащимся учебных заведений Советского района на основе договора с городским отделом здравоохранения, рабочим и служащим промышленных предприятий и других организаций и учреждений на основе договоров с ними, иногородним и жителям других районов города по ценам, утвержденным главным управлением здравоохранения Челябинского облисполкома.

Видами деятельности ООО «Стоматологическая поликлиника №5» являются: медицинская деятельность в области стоматологии, в том числе в области эндодонтической стоматологии, стоматологии ортопедической, терапевтической, хирургической, полости рта, ортодонтии, операционная стоматологическая деятельность…

Штатными расписаниями подтверждено наличие в структуре указанных юридических лиц ортопедического отделения, стоматологии ортопедической (зубопротезного отделения), в составе которого предусмотрены ставки врачей- стоматологов – ортопедов, возглавляемого зав. отделением.

Таким образом, функции и задачи Стоматологической поликлиники №5 Советского района г. Челябинска, как лечебно – профилактического учреждения, оказывающего стоматологическую помощь населению, не изменились в связи преобразованием в организацию арендаторов стоматологической поликлиники №5 и в ООО «Стоматологическая поликлиника №5», в связи с чем доводы ответчика о несоответствии наименований организации и Общества наименованию учреждений, предусмотренных Списками, суд находит несостоятельными.

В должностные обязанности заведующего ортопедическим отделением ООО «Стоматологическая поликлиника №5» согласно должностной инструкции от 01.11.2013 г. входит: систематическое консультирование больных, представленных врачами отделения; учет этих консультаций, привлечение для консультаций врачей других специальностей, сотрудников кафедр; планирование и контроль за своевременным, эффективным и качественным проведением диспансерного наблюдения за лицами, состоящими на учете; систематическое повышение собственной квалификации врача – стоматолога и организатора здравоохранения; следить за правильностью хранения, использования, учета и расходования медикаментов и пр.

В подтверждение систематического повышения своей квалификации истцом представлены удостоверения о присвоении второй, первой и высшей квалификационной категории по специальности стоматология ортопедическая в 2012 г., первой – в 2006 г., прохождении курса повышения квалификации в 2008 г. по программе стоматология ортопедическая.

Наряду с выполнением должностных обязанностей заведующего ортопедического отделения, относящейся к должности врача-руководителя структурного подразделения, Кучин А.М. выполнял в период с 01.03.1994 г. по 13.11.2016 г. трудовые обязанности врача – стоматолога – ортопеда, что подтверждается выпиской из приказа №21 от 28.02.1994 г., дневниками учета работы врача – стоматолога – ортопеда, нарядами на выполнение ортопедического заказа, медицинскими картами стоматологических больных, журнала регистрации жалоб пациентов ортопедического отделения за 1994 – 2004 г.г., актами исследования состояния здоровья призывника, журналом ежедневного учета приема пациентов.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение довод истца об осуществлении им, как врачом-руководителем структурного подразделения – заведующим ортопедическим отделением, в период с 01.03.1994 г. по 13.11.2016 г. врачебной деятельности в качестве врача – стоматолога - ортопеда.

При изложенных обстоятельствах, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Кучина А.М. об обязании ответчика засчитать в специальный стаж период его работы с 04.07.1989 г. по 13.11.2016 г. (за исключением времени нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с 01.02.1995 г. по 03.02.1995 г., 05.11.1997 г., 12.11.1997 г., 08.02.1999 г., 26.11.1999 г., с 02.10.2000 г. по 03.10.2000 г., 10.05.2002 г., 17.09.2013 г., с 25.11.2013 г. по 26.11.2013 г., 06.06.2014 г., с 26.01.2016 г. по 27.01.2016 г. продолжительностью 00 лет 00 месяцев 16 дней) общей продолжительностью 27 лет 03 месяца 23 дня.

Оценивая доводы представителя ответчика о том, что в сведениях персонифицированного учета в данный период отсутствуют коды выслуги лет за период с 01.11.1999 г. по 13.11.2016 г., суд учитывает следующее.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от (дата) установлено, что Кучин А.М. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования (дата), за период с (дата) по (дата) отсутствуют сведения о кодах выслуги лет.

При этом суд отмечает, что из ответа УПФР в Советском районе г. Челябинска от (дата) следует, что индивидуальные сведения от ООО «Стоматологическая поликлиника №» принимаются без указания кодов досрочного пенсионного обеспечения, поскольку, по мнению УПФР в Советском районе г. Челябинска, у работников данного Общества отсутствуют основания для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение (л.д.77,78 т.2).

Оценивая изложенное в совокупности с тем, что обязанность внесения сведений индивидуального (персонифицированного) учета возложена на работодателя, а не на работника, соответственно, у Кучина А.М. отсутствует возможность самостоятельно внести корректировку в указанные сведения, суд считает несостоятельными доводы ответчика.

    Принимая во внимание, что специальный стаж истца, учтенный по решению № от (дата), составляет 02 года 08 месяцев 28 дней, что при дополнительном включении вышеуказанного спорного периода общей продолжительностью 27 лет 03 месяца 23 дня специальный стаж истца составляет 30 лет 00 месяцев 21 день,

суд установил, что Кучин А.М. выработал необходимый для назначения досрочной пенсии по старости специальный стаж.

В соответствии со ст. 22 Федерального Закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.

С заявлением о назначении досрочной пенсии по старости Кучин А.М. обратился (дата)

Таким образом, требования Кучина А.М. о признании незаконным и отмене решения № от (дата) об отказе в установлении пенсии и об обязании ответчика назначить ему указанную пенсию с (дата) подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Кучина А. М. удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить отмене решение об отказе в установлении пенсии № от (дата)

Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в (адрес) включить в стаж работы Кучина А. М., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ,

- период работы с 04.07.1989 г. по 13.11.2016 г. (за исключением времени нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с 01.02.1995 г. по 03.02.1995 г., 05.11.1997 г., 12.11.1997 г., 08.02.1999 г., 26.11.1999 г., с 02.10.2000 г. по 03.10.2000 г., 10.05.2002 г., 17.09.2013 г., с 25.11.2013 г. по 26.11.2013 г., 06.06.2014 г., с 26.01.2016 г. по 27.01.2016 г. продолжительностью 00 лет 00 месяцев 16 дней) в должности врача-стоматолога-ортопеда, заведующего ортопедическим отделением в Организации арендаторов стоматологической поликлиники №5, преобразованной с 28.10.1996 г. в ООО «Стоматологическая поликлиника №5», общей продолжительностью 27 лет 03 месяца 23 дня,

и назначить Кучину А. М. досрочную страховую пенсию по старости с (дата).

В удовлетворении исковых требований Кучина А.М. в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Плотникова