Решение суда об обязании произвести перерасчет пенсии № 2-3759/2017 ~ М-3883/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

2-3759/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2017 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при секретаре Ярмушевой Р. Ф., с участием представителя истца Лагунова Н. В., представителя ответчика Белоусовой Ю. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Резниченко Н. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга об обязании произвести перерасчет пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Резниченко Н. А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга (далее - Управление) об обязании произвести перерасчет трудовой пенсии с момента назначения, то есть с < дд.мм.гггг >, с учетом заработка за период с 01.01.1987 по 01.01.1992, указав, что в 2011 году обратилась в Управление с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, представив документы о среднемесячном заработке за 60 месяцев до 2001 года. < дд.мм.гггг > Управлением назначена пенсия по старости в размере 6 457 рублей 57 копеек. В последующем обращалась к депутату Екатеринбургской городской Думы В. за разъяснением размера установленной пенсии, которое было перенаправлено в Управление. 29.12.2011 Управление направило ответ, в котором указало, что размер трудовой пенсии не может быть исчислен из заработка до 2001 года на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдовы о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995. В июне 2017 года обратилась в Управление с жалобой и требованием о перерасчете трудовой пенсии к руководителю Управления, однако жалоба оставлена без удовлетворения. Управлением пенсия неверно исчислена без учета осуществления трудовой деятельности до 2001 года на основании указанного Соглашения, поскольку не вступала в гражданство Республики Молдова, а как на гражданку Российской Федерации вышеназванное Соглашение не распространяется.

В судебном заседании представитель истца Лагунов Н. В. заявленные требования поддержал, в их обоснование суду пояснил, что, не принимая к расчету справку о заработке истца за 60 месяцев за период ее работы на территории Республики Молдова, ответчик ошибочно полагал, что истец являлась гражданкой Республики Молдова. Истец приобрела гражданство Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации от 06.12.1999 по национальному признаку, до этого была гражданкой СССР, проживала и была зарегистрирована, работала на территории Республики Молдова с 1978 года до 2000 года. В 2000 году переехала из Республики Молдова в Российскую Федерацию, где осуществляет трудовую деятельность. Все периоды работы истца в Республике Молдова включены Управлением в ее трудовой стаж, но справка о заработке за 60 месяцев к учету не принята. При обращении в 2011 году за назначением пенсии в заявлении истец поставила только свои подписи, все остальное было заполнено сотрудником Управления. С заявлением о перерасчете пенсии Резниченко Н. А. в Управление не обращалась, а только с жалобой к депутату и с жалобой к ответчику. О необоснованности отказа в принятии к расчету трудовой пенсии справки истца о заработной плате за 60 месяцев свидетельствует и то, что с 01.01.2015 Управление признает возможность учета данного заработка для расчета трудовой пенсии, однако такой расчет не производит, ссылаясь на заявительный порядок такого перерасчета. Расчет размера трудовой пенсии исходя из справки о заработке за 60 месяцев для Резниченко Н. А. наиболее выгоден.

Истец Резниченко Н. А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в письменном ходатайстве просит рассмотреть дело в ее отсутствие (л. д. 62).

Представитель ответчика Белоусова Ю. С. заявленные требования не признала, суду пояснила, что < дд.мм.гггг > Резниченко Н. А. обратилась в Управление с заявлением о назначении трудовой пенсии в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Рассмотрев указанное заявление, Управление вынесло решение о назначении истцу пенсии с < дд.мм.гггг >. В соответствии с трудовой книжкой, Резниченко Н. А. осуществляла трудовую деятельность и проживала с 1974 года в Республике Молдова. В силу п. 2 ст. 1 указанного Закона, поскольку международным договором - в данном случае Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдовы о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 - предусмотрены иные правила, чем названным Законом, то применяются правила соответствующего международного договора о том, что для расчета размера трудовой пенсии применяется заработок после переселения. При исчислении трудовой пенсии среднемесячный заработок принимает участие только при оценке пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002. В этой связи гражданам, переселившимся на территорию Российской Федерации из Республики Молдова, не имеющим необходимого стажа для исчисления заработной платы по законодательству государства переселения, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен только исходя из среднемесячного заработка в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2001 года в размере 1 671 рубля. При расчете пенсии Резниченко Н. А. учтены все периоды ее работы. Поскольку после переселения на территорию Российской Федерации истец не имела минимального требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству Российской Федерации, то расчет произведен из среднемесячного заработка в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2001 года в размере 1 671 рубля; соотношение данного заработка к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период составляет 1,0. С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», и, начиная с 01.01.2015, оценку пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 можно осуществлять исходя из среднемесячного заработка за 60 месяцев подряд на территории СССР до 31.12.1991 на основании надлежаще оформленных документов. Страховая пенсия, которая была назначена до 01.01.2015, по желанию гражданина может быть пересчитана с учетом заработка за 60 месяцев со сроков, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете страховой пенсии. С заявлением о перерасчете размера страховой пенсии исходя из заработка за 1983-1991 годы истец не обращалась, необходимые документы не представляла.

С учетом мнения представителей сторон суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и объяснениями представителя истца, что в период с 21.09.1974 по 21.11.2000 истец Резниченко Н. А. работала на различных должностях предприятий, расположенных на территории Республики Молдова;

с 05.12.2000 по настоящее время работает на различных должностях предприятий и учреждений, расположенных на территории Российской Федерации (л. д. 11-19).

Также материалами дела подтверждается, что Резниченко Н. А. является получателем пенсии по старости с < дд.мм.гггг >, исчисленной ответчиком в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из расчета среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за III квартал 2001 года (1 671 рубль) (л. д. 28, 7-10).

То обстоятельство, что периоды работы истца в Республике Молдова включены в общий трудовой стаж, сторонами не оспаривается.

При обращении с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости 20.10.2011 Резниченко Н. А. были представлены справки о заработке за 60 месяцев (1983-1991 гг.) (л. д. 63-66), которые 24.10.2011 истцу были возвращены, поскольку в заявлении Резниченко Н. А. просила назначить пенсию из зарплаты за период (декабрь 2001 г.) (л. д. 70-73, 74).

В судебном заседании представитель ответчика пояснила и представитель истца подтвердил, что Резниченко Н. А. с заявлением о перерасчете пенсии исходя из справок о заработной плате за 60 месяцев в Управление не обращалась.

В письме от 29.12.2011 < № > на обращение Резниченко И. А. к депутату Екатеринбургской городской Думы В. от 29.11.2011 ответчик представил разъяснение относительно порядка расчета трудовой пенсии по старости из расчета среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за III квартал 2001 года. Назначение пенсии с учетом указанного заработка мотивированно ответчиком ссылкой на п. 3 ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдовы о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 (л. д. 7-10, 21-24).

С 01.01.2015 на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», регулирующий основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на установление страховой пенсии.

С 01.01.2002 трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливались и выплачивались в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На основании п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерациях» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

П. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерациях» предусмотрено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Данная норма фактически воспроизводит положение п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К числу международных договоров относится Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 (далее - Соглашение от 10.02.1995) (Соглашение вступило в силу 04.12.1995), которым урегулированы вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республики Молдова после распада СССР.

Понятийный аппарат Соглашения приведен в его ст. 1, согласно п. 1 которой для целей настоящего Соглашения термин «Граждане» означает лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации или Республики Молдова и на которых распространяется законодательство этих государств в области пенсионного обеспечения.

Согласно ст. 2 Соглашения от 10.02.1995, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии с п. 3 ст. 6 данного Соглашения, для граждан одного государства, переселившихся на территорию другого государства и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется из заработка (дохода) после переселения.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Для граждан одного государства, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимально требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились.

В случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.

Таким образом, применению подлежат только специальные нормы, а именно - п. 3 ст. 6 Соглашения, регулирующие правила исчисления размера пенсии.

Из анализа указанных норм следует, что гражданам, переселившимся из Республики Молдова, которые на территории Российской Федерации не имеют минимально требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству Российской Федерации, при отсутствии сведений о среднемесячном заработке работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии Российской Федерацией, расчетный размер трудовой пенсии исчисляется исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации на декабрь 2001 года. При этом минимальным стажем работы, требуемым для исчисления заработной платы в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации при оценке пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002, является период работы в 2000 - 2001 годах, подтвержденный документами, выданными в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Таким образом, Соглашение от 10.02.1995 не предусматривает возможность исчисления пенсии из заработка за работу на территории государства, с которого состоялось переселение.

При этом законодательство не ставит в зависимость порядок исчисления среднемесячного заработка от того, гражданином какой страны на момент назначения пенсии является лицо, которому назначается пенсия.

Из справки Посольства Российской Федерации от 12.04.2000 < № > усматривается, что 23.11.2000 Резниченко Н. А. выехала из Республики Молдова на территорию Российской Федерации, при этом приобрела гражданство Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации от 06.12.1999 №1601, приобретение гражданства оформлено к/о Посольства РФ в РМ 12.04.2000 по предъявлении паспорта серии У-БМ < № >, выданного ОВД < данные изъяты > райисполкома < дд.мм.гггг > (л. д. 27).

Между тем, Указом Президента Российской Федерации от 06.12.1999 №1601 «О приеме в гражданство Российской Федерации» удовлетворено, в частности, ходатайство о приеме в гражданство Российской Федерации Резниченко Н. А., родившейся в < дд.мм.гггг > году в < адрес > области, проживающей в Республике Молдова (п. 803).

При этом условия приема в гражданство Российской Федерации в соответствующий период были регламентированы ст. 19 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», в соответствии с ч. ч. 1-3 которой ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений могло дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации.

Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации являлось постоянное проживание на территории Российской Федерации: для иностранных граждан и лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом Российской Федерации, договором Российской Федерации, указанные сроки сокращаются вдвое.

Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство Российской Федерации, то есть дающими право на сокращение вплоть до снятия требований части второй настоящей статьи, являлось, в частности, состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом.

Вместе с тем, в силу п. «а» ч. 1 ст. 33 этого же Закона к полномочиям Президента Российской Федерации по делам о гражданстве входило принятие решения по вопросам приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства, на которых не распространяется действие статей 13 (Признание гражданства Российской Федерации) и 18 (Приобретение гражданства в порядке регистрации) настоящего Закона.

Как видно из материалов дела, Резниченко Н. А. относится к числу лиц, переселившихся с территории Республики Молдова. С 21.09.1974 по 21.11.2000 истец проживала и работала в Республике Молдова. 06.12.1999 Резниченко Н. А. приобрела гражданство Российской Федерации в порядке приема в гражданство, предусмотренном для лиц, не состоящих в гражданстве Российской Федерации, в связи с чем доводы стороны истца о том, что Резниченко Н. А. непрерывно являлась гражданкой Российской Федерации, опровергаются материалами дела. Кроме того, в своем обращении 29.11.2011 на имя депутата Екатеринбургской городской Думы В. истец указала, что с 1992 года по 1999 год была гражданкой Молдовы (л. д. 24).

Учитывая то, что после переселения с территории Республики Молдова в течение 2000 - 2001 годов на территории Российской Федерации истец минимального стажа для исчисления заработной платы при назначении пенсии не имела, а статистическое обследование о заработной плате по отдельным профессиям не проводилось и не имелось возможности определения среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью, Управление размер пенсии истцу исчислило исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2001 года.

Поскольку специальной нормой - Соглашением от 10.02.1995 - предусмотрен иной порядок исчисления пенсии, чем предусмотрено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», - из заработка после переселения на территорию Российской Федерации, правовых оснований для исчисления истцу размера пенсии из среднемесячного заработка за 60 месяцев за период с 01.01.1987 по 01.01.1992 не имелось.

Как указывает представитель ответчика, право на пересчет пенсии исходя из заработка за 60 месяцев для гражданина, переселившегося из Республики Молдова, возникло с введением в действие с 01.01.2015 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем оснований для перерасчета пенсии с < дд.мм.гггг > не имеется.

Кроме того, в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил перерасчета пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Пункт 2 статьи 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» во взаимосвязи с пунктом 1 указанной статьи, предусматривающим срок, с которого производится перерасчет пенсии, в том числе в сторону увеличения (аналогичные нормы закреплены в частях 1 и 2 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях»), устанавливает порядок обращения граждан за перерасчетом пенсии, чем обеспечивает им возможность реализации пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствует своевременному обращению за перерасчетом пенсии. Такое правовое регулирование не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2015 №1642-О).

Как следует из объяснений представителей сторон, после 01.01.2015 (как и до этого) Резниченко Н. А. с соответствующим заявлением о перерасчете пенсии и представлением необходимых для такого перерасчета документов не обращалась.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Резниченко Н. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга об обязании произвести перерасчет пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 10.10.2017.

Судья