Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2016 года город Москва Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Борисовой К.П., при секретаре Гусевой И.А., с участием истца, представителя ответчика ГУ - Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело № 02-3478/16 по иску Поповой Н.В. к ГУ- Главному
Управлению Пенсионного фонда № 10 по г. Москве и Московской области о восстановлении нарушенных пенсионных прав, обязании произвести перерасчет назначенной пенсии, установлении ежемесячных компенсаций за утраченное право на получение региональной социальной доплаты к пенсии, об обязании произвести перерасчет и выплату пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Попова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области о восстановлении нарушенных пенсионных прав, обязании произвести перерасчет назначенной пенсии, установлении ежемесячных компенсаций за утраченное право на получение региональной социальной доплаты к пенсии, об обязании произвести перерасчет и выплату пенсии, указав, что имеет непрерывный трудовой стаж 41 год, в том числе до даты наступления пенсионного возраста 30,5 лет, с 10.07.2012 г. прекратила трудовую деятельность. С апреля 2015 года без уведомления ей были сокращены пенсионные выплаты, в связи с чем 25.06.2015 г. обратилась с заявлением к ответчику за разъяснением причин снижения размера пенсии. По вине ответчика ей необоснованно был произведен неверный расчет страховой части трудовой пенсии на период достижения пенсионного возраста и назначения трудовой пенсии по старости, в результате чего с момента прекращения трудовой деятельности, поскольку ее пенсия была ниже, чем изначально рассчитана ответчиком она могла бы иметь право на региональную социальную доплату к пенсии, право на получение которой в результате виновных действий ответчика в настоящее время утратила, в связи с чем находится в неравных условиях по сравнению с другими неработающими пенсионерами, получающими региональную социальную доплату к пенсии и основную пенсию, так как получаемая ими сумма значительно превышает ее размер пенсии.
Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Попова Н.В. является получателем трудовой пенсии по старости с 15.01.2002 г.
Размер пенсии на дату назначения составил *** руб., в том числе базовая часть ** руб., страховая часть *** руб., при общем трудовом стаже 30 лет 06 месяцев 10 дней (стажевый коэффициент 0,65), отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в РФ – 1,588.
Так, страховой стаж составил 41 г. 00 мес. 12 дн., общий трудовой стаж на 01.01.2002 г. – 30 л. 06 мес.10.дн.
В соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» стажевый коэффициент для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стаж, но не более чем 0,20, поэтому стажевый коэффициент истца составил 0,65 (30-20=10; 0,55 +0,10) Заработная плата принята за период с января 2000 г. по декабрь 2001 г., отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) за тот же период составляет 1,588. На основании п.3. ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
По состоянию на 01.01.2002 г. произведен расчет пенсии следующим образом: ПК= (0,65х1,2х1671)-450)х144 = *** руб., где 1671 – среднемесячная заработная плата на 01.01.2002 г.
СЧ (страховая часть) по состоянию на 01.01.2002 г. = ПК/Т =***=*** руб.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", согласно заявлениям истца с 2003 года производились перерасчеты страховой части пенсии с учетом страховых взносов, уплаченных работодателем за осуществление трудовой деятельности после 01.01.2002 г.
В последующем размер пенсии изменялся с учетом произведенных беззаявительных корректировок страховой части трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 17 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", а также индексаций пенсий в соответствии с Постановлениями Правительства.
Согласно представленным ответчиком документам в марте 2015 г. проведена проверка пенсионного дела истца, которая показала, что в автоматическом режиме при проведении беззаявительной корректировки с 01.08.2009 г. по техническим причинам было произведено необоснованное увеличение пенсии , а именно неверно учтена страховая часть на перерасчет 2003 года. Размер страховой части пенсии на 01.03.2003 г. составил *** руб. вместо *** руб.
Размер пенсии с 01.08.2009 г. должен был составить *** руб., в том числе базовая часть ***., страховая часть ***., при этом с августа 2009 года истцу выплачивалась пенсия в размере *** руб., в том числе базовая часть ***руб., страховая часть *** руб.
В дальнейшем, с 01.12.2009 г. размер пенсии по старости с учетом прошедших индексаций и перерасчетов составил *** руб. (базовая часть – *** руб., страховая часть – *** руб.) Верный размер пенсии на 01.12.2009 г. должен был составить *** руб., в том числе базовая часть ***руб., страховая часть *** руб.
С 01.04.2012 г. размер пенсии с учетом индексации составил *** руб., в том числе фиксированная базовая часть *** руб., страховая часть *** руб.
Верный размер пенсии с 01.04.2012 г. составил *** руб., в том числе фиксированная базовая часть *** руб., страховая часть *** руб.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58На период 01.02.2015 г. правильный размер пенсии составлял *** руб., в том числе фиксированная выплата *** руб., страховая пенсия *** руб., а выплачивалась пенсия в размере *** руб., в том числе фиксированная выплата *** руб., страховая – *** руб.
В апреле 2015 г. размер пенсии был приведен в соответствие и составил *** руб., в том числе фиксированная выплата *** руб., страховая пенсия *** руб.
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, переплата пенсии истцу в связи с допущенной ошибкой составила *** рублей.
Согласно ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
В целях дополнительной социальной поддержки неработающих пенсионеров и реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ Правительством Москвы принято постановление от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", которым с 1 января 2010 года для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии и утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии.
Право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В соответствии с п. 5 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-1111, право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания.
К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
При этом п. 30 Порядка устанавливает, что размер региональной социальной доплаты для каждого неработающего пенсионера определяется индивидуально и зависит от общей суммы его материального обеспечения.
Неработающим пенсионерам, указанным в пункте 5(1) настоящего Порядка, размер региональной социальной доплаты определяется как разница между величиной городского социального стандарта, установленной Правительством Москвы, и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату назначения (перерасчета) региональной социальной доплаты в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка. (п. 30.1. Порядка).
Пунктом 31 указанного Порядка в редакции действующей до 01.01.2013 г., на момент возникновения спорных правоотношений было предусмотрено, что при индексации размера пенсии или ее увеличении в рамках отдельных федеральных законов размер региональной социальной доплаты не изменяется.
Пунктом 31, в редакции постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 N 396-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", действующей с 01.01.2013, предусмотрено, что при индексации размера пенсии размер региональной социальной доплаты не изменяется по 31 декабря года, в котором осуществлена индексация размера пенсии, пересмотр размера региональной социальной доплаты осуществляется с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлена индексация размера пенсии.
п. 32 Порядка предусматривает, что размеры региональной социальной доплаты к пенсии подлежат перерасчету: а) при изменении величины городского социального стандарта, влекущем увеличение размера региональной социальной доплаты, - со дня ее изменения (для получателей региональной социальной доплаты из числа неработающих пенсионеров, указанных в пункте 5(1) настоящего Порядка); б) при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве, влекущем увеличение размера региональной социальной доплаты, - ежегодно с 1 января (для получателей региональной социальной доплаты из числа неработающих пенсионеров, не имеющих права на региональную социальную доплату до городского социального стандарта); в) при изменении (назначении или прекращении выплаты, перерасчете или корректировке размера) денежных выплат, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором управлениями социальной защиты населения города Москвы получены сведения о таком изменении, а при изменении размеров денежных выплат, выплачиваемых управлениями социальной защиты населения города Москвы, - со дня их изменения; г) при изменении размеров денежных эквивалентов мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, - со дня их изменения; 32(1). При перерасчете размера региональной социальной доплаты в случае, предусмотренном подпунктом "в" пункта 32 настоящего Порядка, в связи с изменением общей суммы материального обеспечения пенсионера в большую сторону размер региональной социальной доплаты изменяется на сумму такого изменения в меньшую сторону.
При перерасчете размера региональной социальной доплаты в случае, предусмотренном подпунктом "в" пункта 32 настоящего Порядка, в связи с изменением общей суммы материального обеспечения пенсионера в меньшую сторону региональная социальная доплата устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом региональной социальной доплаты составила не менее величины городского социального стандарта для получателей региональной социальной доплаты, указанных в пункте 5(1) настоящего Порядка, либо величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве для получателей региональной социальной доплаты, не имеющих права на региональную социальную доплату до городского социального стандарта.
При перерасчете размера региональной социальной доплаты в случае, предусмотренном подпунктом "г" пункта 32 настоящего Порядка, размер региональной социальной доплаты изменяется в меньшую сторону на сумму увеличения размера денежного эквивалента мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме.
При перерасчете размера региональной социальной доплаты в случае, предусмотренном подпунктом "ж" пункта 32 настоящего Порядка, размер региональной социальной доплаты определяется в соответствии с пунктом 30(1) настоящего Порядка.
Таким образом, изменение (назначение или прекращение выплаты, перерасчет или корректировка размера) денежных выплат, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера, а также изменение льготного статуса пенсионера, влияющего на общую сумму его материального обеспечения, является основанием для перерасчета размера региональной социальной доплаты к пенсии.
Получаемая истцом пенсия учитывается при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера и влияет на размер региональной социальной доплаты к пенсии, который определяется именно как разница между величиной городского социального стандарта, установленной Правительством Москвы (для неработающих пенсионеров, получающих пенсию в городе Москве и зарегистрированным в городе Москве по месту жительства), и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату, как назначения, так и перерасчета региональной социальной доплаты.
Такой же порядок определения общей суммы материального обеспечения и пересмотра социальной доплаты к пенсии предусмотрен в п. п. 2, 8 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Пунктом 3 постановления Правительства Москвы от 01 ноября 2011 года N 514-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат некоторым категориям граждан на 2012 и 2013 годы" в целях определения размера региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам с 1 января 2012 года установлена величина городского социального стандарта в сумме *** рублей.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования истца о восстановлении ее нарушенных прав на получение региональной социальной доплаты к пенсии с момента прекращения трудовой деятельности в 2012 году, в результате неправильного расчета размера пенсии ответчиком в сторону увеличения, обязании произвести перерасчет назначенной пенсии и выплату пенсии в ранее установленном размере до апреля 2015 года, а также установлении ежемесячных компенсаций в размере утраченного права на получение региональной социальной доплаты к пенсии, удовлетворению не подлежат, поскольку размер выплачиваемой истцу пенсии превышает и превышал как величину прожиточного минимума пенсионера, установленного в г. Москве, так и величину городского социального стандарта, установленного постановлениями Правительства Москвы, в этой связи оснований полагать, что социальные права истца нарушены у суда не имеется. Более того, действующими нормами пенсионного законодательство не предусмотрена возможность установления ответчиком компенсационных выплат на будущее время в размере региональной социальной доплаты к пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Поповой Н.В. к ГУ- Главному Управлению Пенсионного фонда № 10 по г. Москве и Московской области о восстановлении нарушенных пенсионных прав, обязании произвести перерасчет назначенной пенсии, установлении ежемесячных компенсаций за утраченное право на получение региональной социальной доплаты к пенсии, об обязании произвести перерасчет и выплату пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.
Судья К.П. Борисова.