Решение суда об обязании произвести перерасчет и выплату пенсии № 02-3478/2016

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2016 года город Москва Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Борисовой К.П., при секретаре Гусевой И.А., с участием истца, представителя ответчика ГУ - Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

дело № 02-3478/16 по иску Поповой Н.В. к ГУ- Главному

Управлению Пенсионного фонда № 10 по г. Москве и Московской области о восстановлении нарушенных пенсионных прав, обязании произвести перерасчет назначенной пенсии, установлении ежемесячных компенсаций за утраченное право на получение региональной социальной доплаты к пенсии, об обязании произвести перерасчет и выплату пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Попова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области о восстановлении нарушенных пенсионных прав, обязании произвести перерасчет назначенной пенсии, установлении ежемесячных компенсаций за утраченное право на получение региональной социальной доплаты к пенсии, об обязании произвести перерасчет и выплату пенсии, указав, что имеет непрерывный трудовой стаж 41 год, в том числе до даты наступления пенсионного возраста 30,5 лет, с 10.07.2012 г. прекратила трудовую деятельность. С апреля 2015 года без уведомления ей были сокращены пенсионные выплаты, в связи с чем 25.06.2015 г. обратилась с заявлением к ответчику за разъяснением причин снижения размера пенсии. По вине ответчика ей необоснованно был произведен неверный расчет страховой части трудовой пенсии на период достижения пенсионного возраста и назначения трудовой пенсии по старости, в результате чего с момента прекращения трудовой деятельности, поскольку ее пенсия была ниже, чем изначально рассчитана ответчиком она могла бы иметь право на региональную социальную доплату к пенсии, право на получение которой в результате виновных действий ответчика в настоящее время утратила, в связи с чем находится в неравных условиях по сравнению с другими неработающими пенсионерами, получающими региональную социальную доплату к пенсии и основную пенсию, так как получаемая ими сумма значительно превышает ее размер пенсии.

Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Попова Н.В. является получателем трудовой пенсии по старости с 15.01.2002 г.

Размер пенсии на дату назначения составил *** руб., в том числе базовая часть ** руб., страховая часть *** руб., при общем трудовом стаже 30 лет 06 месяцев 10 дней (стажевый коэффициент 0,65), отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в РФ – 1,588.

Так, страховой стаж составил 41 г. 00 мес. 12 дн., общий трудовой стаж на 01.01.2002 г. – 30 л. 06 мес.10.дн.

В соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» стажевый коэффициент для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стаж, но не более чем 0,20, поэтому стажевый коэффициент истца составил 0,65 (30-20=10; 0,55 +0,10) Заработная плата принята за период с января 2000 г. по декабрь 2001 г., отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) за тот же период составляет 1,588. На основании п.3. ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

По состоянию на 01.01.2002 г. произведен расчет пенсии следующим образом: ПК= (0,65х1,2х1671)-450)х144 = *** руб., где 1671 – среднемесячная заработная плата на 01.01.2002 г.

СЧ (страховая часть) по состоянию на 01.01.2002 г. = ПК/Т =***=*** руб.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", согласно заявлениям истца с 2003 года производились перерасчеты страховой части пенсии с учетом страховых взносов, уплаченных работодателем за осуществление трудовой деятельности после 01.01.2002 г.

В последующем размер пенсии изменялся с учетом произведенных беззаявительных корректировок страховой части трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 17 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", а также индексаций пенсий в соответствии с Постановлениями Правительства.

Согласно представленным ответчиком документам в марте 2015 г. проведена проверка пенсионного дела истца, которая показала, что в автоматическом режиме при проведении беззаявительной корректировки с 01.08.2009 г. по техническим причинам было произведено необоснованное увеличение пенсии , а именно неверно учтена страховая часть на перерасчет 2003 года. Размер страховой части пенсии на 01.03.2003 г. составил *** руб. вместо *** руб.

Размер пенсии с 01.08.2009 г. должен был составить *** руб., в том числе базовая часть ***., страховая часть ***., при этом с августа 2009 года истцу выплачивалась пенсия в размере *** руб., в том числе базовая часть ***руб., страховая часть *** руб.

В дальнейшем, с 01.12.2009 г. размер пенсии по старости с учетом прошедших индексаций и перерасчетов составил *** руб. (базовая часть – *** руб., страховая часть – *** руб.) Верный размер пенсии на 01.12.2009 г. должен был составить *** руб., в том числе базовая часть ***руб., страховая часть *** руб.

С 01.04.2012 г. размер пенсии с учетом индексации составил *** руб., в том числе фиксированная базовая часть *** руб., страховая часть *** руб.

Верный размер пенсии с 01.04.2012 г. составил *** руб., в том числе фиксированная базовая часть *** руб., страховая часть *** руб.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

На период 01.02.2015 г. правильный размер пенсии составлял *** руб., в том числе фиксированная выплата *** руб., страховая пенсия *** руб., а выплачивалась пенсия в размере *** руб., в том числе фиксированная выплата *** руб., страховая – *** руб.

В апреле 2015 г. размер пенсии был приведен в соответствие и составил *** руб., в том числе фиксированная выплата *** руб., страховая пенсия *** руб.

Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, переплата пенсии истцу в связи с допущенной ошибкой составила *** рублей.

Согласно ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

В целях дополнительной социальной поддержки неработающих пенсионеров и реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ Правительством Москвы принято постановление от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", которым с 1 января 2010 года для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии и утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии.

Право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.

В соответствии с п. 5 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-1111, право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания.

К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.

При этом п. 30 Порядка устанавливает, что размер региональной социальной доплаты для каждого неработающего пенсионера определяется индивидуально и зависит от общей суммы его материального обеспечения.

Неработающим пенсионерам, указанным в пункте 5(1) настоящего Порядка, размер региональной социальной доплаты определяется как разница между величиной городского социального стандарта, установленной Правительством Москвы, и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату назначения (перерасчета) региональной социальной доплаты в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка. (п. 30.1. Порядка).

Пунктом 31 указанного Порядка в редакции действующей до 01.01.2013 г., на момент возникновения спорных правоотношений было предусмотрено, что при индексации размера пенсии или ее увеличении в рамках отдельных федеральных законов размер региональной социальной доплаты не изменяется.

Пунктом 31, в редакции постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 N 396-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", действующей с 01.01.2013, предусмотрено, что при индексации размера пенсии размер региональной социальной доплаты не изменяется по 31 декабря года, в котором осуществлена индексация размера пенсии, пересмотр размера региональной социальной доплаты осуществляется с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлена индексация размера пенсии.

п. 32 Порядка предусматривает, что размеры региональной социальной доплаты к пенсии подлежат перерасчету: а) при изменении величины городского социального стандарта, влекущем увеличение размера региональной социальной доплаты, - со дня ее изменения (для получателей региональной социальной доплаты из числа неработающих пенсионеров, указанных в пункте 5(1) настоящего Порядка); б) при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве, влекущем увеличение размера региональной социальной доплаты, - ежегодно с 1 января (для получателей региональной социальной доплаты из числа неработающих пенсионеров, не имеющих права на региональную социальную доплату до городского социального стандарта); в) при изменении (назначении или прекращении выплаты, перерасчете или корректировке размера) денежных выплат, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором управлениями социальной защиты населения города Москвы получены сведения о таком изменении, а при изменении размеров денежных выплат, выплачиваемых управлениями социальной защиты населения города Москвы, - со дня их изменения; г) при изменении размеров денежных эквивалентов мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, - со дня их изменения; 32(1). При перерасчете размера региональной социальной доплаты в случае, предусмотренном подпунктом "в" пункта 32 настоящего Порядка, в связи с изменением общей суммы материального обеспечения пенсионера в большую сторону размер региональной социальной доплаты изменяется на сумму такого изменения в меньшую сторону.

При перерасчете размера региональной социальной доплаты в случае, предусмотренном подпунктом "в" пункта 32 настоящего Порядка, в связи с изменением общей суммы материального обеспечения пенсионера в меньшую сторону региональная социальная доплата устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом региональной социальной доплаты составила не менее величины городского социального стандарта для получателей региональной социальной доплаты, указанных в пункте 5(1) настоящего Порядка, либо величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве для получателей региональной социальной доплаты, не имеющих права на региональную социальную доплату до городского социального стандарта.

При перерасчете размера региональной социальной доплаты в случае, предусмотренном подпунктом "г" пункта 32 настоящего Порядка, размер региональной социальной доплаты изменяется в меньшую сторону на сумму увеличения размера денежного эквивалента мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме.

При перерасчете размера региональной социальной доплаты в случае, предусмотренном подпунктом "ж" пункта 32 настоящего Порядка, размер региональной социальной доплаты определяется в соответствии с пунктом 30(1) настоящего Порядка.

Таким образом, изменение (назначение или прекращение выплаты, перерасчет или корректировка размера) денежных выплат, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера, а также изменение льготного статуса пенсионера, влияющего на общую сумму его материального обеспечения, является основанием для перерасчета размера региональной социальной доплаты к пенсии.

Получаемая истцом пенсия учитывается при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера и влияет на размер региональной социальной доплаты к пенсии, который определяется именно как разница между величиной городского социального стандарта, установленной Правительством Москвы (для неработающих пенсионеров, получающих пенсию в городе Москве и зарегистрированным в городе Москве по месту жительства), и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату, как назначения, так и перерасчета региональной социальной доплаты.

Такой же порядок определения общей суммы материального обеспечения и пересмотра социальной доплаты к пенсии предусмотрен в п. п. 2, 8 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Пунктом 3 постановления Правительства Москвы от 01 ноября 2011 года N 514-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат некоторым категориям граждан на 2012 и 2013 годы" в целях определения размера региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам с 1 января 2012 года установлена величина городского социального стандарта в сумме *** рублей.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования истца о восстановлении ее нарушенных прав на получение региональной социальной доплаты к пенсии с момента прекращения трудовой деятельности в 2012 году, в результате неправильного расчета размера пенсии ответчиком в сторону увеличения, обязании произвести перерасчет назначенной пенсии и выплату пенсии в ранее установленном размере до апреля 2015 года, а также установлении ежемесячных компенсаций в размере утраченного права на получение региональной социальной доплаты к пенсии, удовлетворению не подлежат, поскольку размер выплачиваемой истцу пенсии превышает и превышал как величину прожиточного минимума пенсионера, установленного в г. Москве, так и величину городского социального стандарта, установленного постановлениями Правительства Москвы, в этой связи оснований полагать, что социальные права истца нарушены у суда не имеется. Более того, действующими нормами пенсионного законодательство не предусмотрена возможность установления ответчиком компенсационных выплат на будущее время в размере региональной социальной доплаты к пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Поповой Н.В. к ГУ- Главному Управлению Пенсионного фонда № 10 по г. Москве и Московской области о восстановлении нарушенных пенсионных прав, обязании произвести перерасчет назначенной пенсии, установлении ежемесячных компенсаций за утраченное право на получение региональной социальной доплаты к пенсии, об обязании произвести перерасчет и выплату пенсии, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Апелляционная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.

Судья К.П. Борисова.