Решение суда об обязании произвести начисления и выплатить пенсию № 2-1663/2017 ~ М-1144/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2017 года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи Самсоновой О.В., при секретаре судебного заседания Васильевой Е.В., с участием истца Грибовской А.В., представителя ответчика Ирвад Н.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело *** по иску Грибовской А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в *** г. Иркутска об обязании произвести начисления и выплатить пенсию.

УСТАНОВИЛ:

Грибовская А.В. обратилась к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в *** г. Иркутска об установлении факта постоянного проживания З*** на территории РФ с ***, признании незаконным решения об отказе в доначислении и выплате пенсии недееспособной З***, обязании начислить и выплатить пенсию за период с *** по *** включительно в размере *** руб., обязании возместить моральный вред.

Определением от *** судом были приняты уточненные исковые требования, согласно которым истец просит установить факт постоянного проживания иностранного гражданина З*** на территории РФ по месту жительства по адресу: *** с даты принятия решения о выдаче вида на жительство УФМС по *** с ***, обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска начислить и выплатить пенсию пенсионеру З*** за весь период постоянного проживания на территории РФ, с учетом даты прекращения выплаты пенсии Пенсионным фондом *** (***) и ранее произведенных начислений Пенсионным фондом в *** году, за шесть месяцев предшествующего регистрации З*** по месту жительства, обязать произвести начисления и выплату пенсии на основании данных о стаже, имеющихся в материалах пенсионного дела З*** с применением коэффициента индексации, подлежащих применению в соответствующие периоды, обязать выплатить пенсионеру З*** денежную компенсацию в счет возмещения причиненного морального вреда в размере *** руб.

В обосновании исковых требований указано, что с *** года З*** постоянно и непрерывно, на законных основаниях проживала на территории РФ в г.Иркутске, ***. С *** по *** ей было разрешено временное проживание на территории РФ, о чем сделана отметка в паспорте иностранного гражданина. В период временного проживания с *** по *** она была зарегистрирована в принадлежащей ей на праве собственности квартире по адресу: ***. *** УФМС по *** на основании личного заявления З*** было принято решение *** о выдаче вида на жительство, о чем имеется запись в виде на жительство. Однако, несмотря на то, что все действия по оформлению документов были совершены, З*** самостоятельно, документ, подтверждающий постоянное проживание на территории РФ — вид на жительство не смогла получить, в связи с прогрессированием психического заболевания, установленного впоследствии заключением судебно-психиатрической экспертизы при рассмотрении дела о признании З*** недееспособной. В связи с развивающимся заболеванием не были совершены и дальнейшие действия по регистрации З*** по месту жительства и обращению в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении пенсии. Как следствие с *** года, проживая в РФ, пенсионер З*** была лишена основного и единственного для нее источника дохода. Данные обстоятельства усугубили психическое заболевание З***, причинили ей физические и нравственные страдания. Вид на жительство был получен в УФМС по *** *** Грибовской А.В. (законным представителем З***) только после признания З*** недееспособной и назначении Грибовской А.В. ее опекуном. *** З*** была зарегистрирована по месту жительства: ***. Оформление документов послужило основанием для обращения в Пенсионный фонд с заявлением о начислении и выплате пенсии. *** в Управление Пенсионного фонда РФ по *** в *** г. Иркутска было подано заявление о начислении и выплате пенсии. *** ответчиком была начислена пенсия. Согласно справке о начисленной пенсии от *** размер пенсии составил *** руб. в месяц. Пенсия начислена с ***, в том числе за шесть месяцев, предшествующих регистрации З*** по месту жительства. Право на назначение пенсии у З*** возникло с даты принятия УФМС по *** решения *** от *** о выдаче вида на жительство. Как следует из заключения комиссии судебно-психиатрических экспертов № *** от *** у З*** обнаружены признаки тяжелого эндогенного заболевания в форме шизофрении с параноидной симптоматикой, выраженным дефектом личности, Выраженность психических нарушений столь значительна, что З*** не может понимать значение своих действий и руководить ими. Заболевание возникло и начало развиваться более десяти лет назад, однако З*** добровольно лечиться отказывалась. В *** году она проходила лечение в пограничном отделении ОГБУЗ ***. В *** была попытка принудительной госпитализации З*** на лечение в стационар, однако от лечения она вновь отказалась. В марте *** года З*** в тяжелом психическом состоянии была экстренно госпитализирована в стационар, где получала длительное, в течение трех месяцев, лечение на основании судебного решения. *** решением Октябрьского районного суда г. Иркутска она была признана недееспособной. Установление факта постоянного проживания З***. на территории РФ является основополагающим для назначения пенсии З*** Истец просит суд учесть отсутствие возможности самостоятельною получения вида на жительства в административном порядке «задним числом», так как законодательством РФ такая возможность не предусмотрена, несмотря па принятие положительного решения УФМС по *** о его выдаче ***. Заключение комиссии судебно-психиатрических экспертов является доказательством причиненных ответчиком физических и нравственных страданий.

Истец Грибовская А.В. в судебном заседании требования заявления поддержала в полном объеме, пояснив, что пенсия З*** должна выплачиваться с *** года, поскольку решение о выдаче вида на жительство было принято в *** году. По состоянию здоровья З*** была признана недееспособной и только после этого получен вид на жительство. Несмотря на это З*** с *** года постоянно проживает на территории г. Иркутска.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив, что решение пенсионного органа принято в соответствии с нормами действующего законодательства. Компенсация морального вреда по данным категориям дел не предусмотрена.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что в настоящее время полное наименование ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).

Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости подают заявление о назначении пенсии и представляют документы, подтверждающие периоды работы, включаемые в страховой стаж.

На основании п. 3 ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ право на назначение пенсии имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом № 400-ФЗ, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Постоянное проживание в Российской Федерации является основополагающим юридическим фактом, необходимым для реализации иностранным гражданином права на пенсионное обеспечение.

Согласно ст. 60 Приказа Министерства Труда России от 28.11.2014 № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», документом, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации иностранного гражданина, является вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальным органом Федеральной миграционной службы, а документом, подтверждающим его место жительства — вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона РФ №400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 «Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее Соглашения) от 13.03.1992, пенсия гражданам государств-участников Соглашения назначается по законодательству государства, на территории которого они постоянно проживают.

Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение от 13.03.1992).

Из преамбулы Соглашения от 13.03.1992 следует, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

Согласно ст. 6-7 Соглашения, а также письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 №1-369-18 (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.1994), сроки установления пенсии зависят от правового статуса гражданина. При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты по прежнему месту жительства, но не более 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории РФ, при условии обращения за пенсией в течение 6 месяцев с момента регистрации.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Абзацем 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусмотрено, что иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на пенсию на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Следовательно, назначение пенсии иностранному гражданину производится только при том условии, если он постоянно проживал на территории РФ. В противном случае право на пенсию у него не возникает (ст. 2 указанного Закона).

Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство (абз. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).

В силу п. 2 ст. 24 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ, Перечня, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, при обращении с заявлением об установлении пенсии иностранный гражданин обязан предоставить паспорт иностранного гражданина либо иной документ, удостоверяющий личность, вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории РФ, заявление о фактическом проживании на территории РФ, российскую трудовую книжку установленного образца, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования РФ, выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, по смыслу приведенных положений международного Соглашения и норм указанных Федеральных законов пенсионер признается переселившимся из государства - участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации, то есть со дня получения вида на жительство. С этого времени у него возникает право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, что является основанием прекращения выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства.

Абзац 6 п. 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 в настоящее время применяется в контексте действующего законодательства Российской Федерации, предусматривающего пенсионное обеспечение иностранных граждан при условии их постоянного проживания на территории Российской Федерации, подтверждаемого видом на жительство.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В соответствии с п. 6 ст. 17 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости) подлежит индексации. Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период.

Судом установлено, что З*** *** г.р. является гражданкой ***.

С *** по *** З*** была зарегистрирована по месту жительства по адресу ***, что подтверждается паспортом гражданина Украины.

Согласно сведениям Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска в ответ на их запрос из Украины, З*** является получателем пенсии по старости, выплата пенсии прекращена с ***.

На основании решения *** суда г. Иркутска от *** З*** признана недееспособной.

Распоряжением Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства *** от *** ***/ру опекуном З*** назначена Грибовская А.В.

*** З*** получила вид на жительство, на основании решения *** от ***.

Согласно сведениям, указанным в виде на жительство, З*** зарегистрирована по месту жительства по адресу ***, с *** по ***.

*** в Управление Пенсионного Фонда России в Ленинском районе г. Иркутска Грибовская А.В., действующая в интересах недееспособной З***, обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

С *** Управлением Пенсионного Фонда России в Ленинском районе г. Иркутска З*** назначена страховая пенсия по старости.

Анализируя представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что З*** имеет право на назначение пенсии только с момента получения вида на жительства – ***, в связи с чем, исковые требования об обязании начислить и выплатить пенсию пенсионеру ФИО11 за весь период постоянного проживания на территории РФ, с учетом даты прекращения выплаты пенсии Пенсионным фондом *** и ранее произведенных начислений Пенсионным фондом РФ в *** году, за шесть месяцев предшествующих регистрации З*** по месту жительства, на основании данных о стаже, имеющихся в материалах пенсионного дела З*** с применением коэффициентов индексации, подлежащих применению в соответствующие периоды и обязании выплатить пенсионеру З*** денежную компенсацию в счет возмещения причиненного морального вреда в размере *** руб. не подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования об установлении факта постоянного проживания иностранного гражданина З*** на территории РФ по месту жительства по адресу *** с даты принятия решения о выдаче вида на жительство УФМС по *** — с ***, суд приходит к следующему.

З*** выдан вид на жительство, с этого момента она, приобретя статус постоянно проживающего на территории Российской Федерации лица, получила право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ в силу положений ч. 3 ст. 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

По правилам статей 264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или невозможности восстановления утраченных документов.

Письмом Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 № 1-369-18 разъяснено, факт постоянного проживания на территории РФ подтверждается видом на жительство, который у истца имеется.

Таким образом, указанные требования так же не подлежат удовлетворению, поскольку установление факта проживания на территории РФ иностранного гражданина является полномочиями специализированного органа миграционной службы и предусматривает иной порядок.

Факт обращения в 2011 году З*** в Управление федеральной миграционной службы *** с заявлением о выдаче вида на жительства, а так же факт принятии решения о выдаче вида на жительства *** не является основанием для удовлетворения исковых требований.

Наличие заболевания у З***, в результате которого она была признана недееспособной, не колеблет решения суда, поскольку это обстоятельство не является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Довод истца о том, что в связи с длительной процедурой признания З*** недееспособной вид на жительство был получен только ***, несмотря на то, что решение о выдаче вида на жительство было принято ***, не имеет юридического значения при рассмотрении заявленных требований.

Позиция истца о том, что согласно сведениям о месте регистрации, указанных в паспорте гражданина ***, З*** с *** зарегистрирована на территории РФ по адресу: ***, не влияет на выводы суда, поскольку отметка о месте регистрации миграционной службы является разрешением на временное проживание на территории РФ и не является видом на жительство, и не подтверждает постоянного проживания на территории РФ.

Довод Грибовской А.В. о том, что письмо Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 №1-396-18, не является нормативно-правовым актом и не несет юридической силы является не состоятельным, поскольку письмо лишь разъясняет порядок пенсионного обеспечения, установленное международным Соглашением и законами РФ, не изменяя правового положения иностранных граждан, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное жительство. Кроме того, данный нормативный правовой акт принят с соблюдением действовавшего на то время порядка, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21.02.1994, регистрационный № 497, официально опубликован в газете «Российские вести» 01.03.1994.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ

Отказать в удовлетворении иска Грибовской А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в *** г. Иркутска об установлении факта постоянного проживания иностранного гражданина З*** *** г.р. на территории РФ по месту жительства по адресу *** с даты принятия решения о выдаче вида на жительство УФМС по *** — с ***; обязании начислить и выплатить пенсию пенсионеру З*** за весь период постоянного проживания на территории РФ, с учетом даты прекращения выплаты пенсии Пенсионным фондом *** и ранее произведенных начислений Пенсионным фондом РФ в *** году, за шесть месяцев предшествующих регистрации З*** по месту жительства, на основании данных о стаже, имеющихся в материалах пенсионного дела З*** с применением коэффициентов индексации, подлежащих применению в соответствующие периоды и обязании выплатить пенсионеру З*** денежную компенсацию в счет возмещения причиненного морального вреда в размере *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Самсонова

Срок изготовления решения в окончательной форме ***.