Решение суда об обязании назначить государственную пенсию № 2-2841/2017 ~ М-2069/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-2841/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2017 года

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего Плотниковой Л.В.

при секретаре Кетовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нуринбековой Г. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в (адрес) об установлении факта проживания в интернате, признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, признании права на снижение возраста выхода на пенсию, об обязании назначить государственную пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Нуринбекова Г.Н. предъявила иск к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в (адрес) (далее – УПФР) об установлении факта ее проживания в интернате для пребывания учащихся из других населенных пунктов при Муслюмовской средней школе (адрес) (далее - интернат) с (дата) по (дата); о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии № от (дата); о признании права на снижение возраста выхода на пенсию на 4 года; об обязании ответчика назначить ей государственную пенсию с (дата).

В обоснование иска указала, что (дата) она обратилась в УПФР по вопросу назначения досрочной пенсии по старости в связи с тем, что она имеет право на снижение пенсионного возраста на 2 года и еще на 1 год за каждые три года проживания в зоне с правом на отселение, так как проживала в интернате в (адрес) 6 лет. Однако решением комиссии от (дата) ей было отказано в удовлетворении заявления. Считает указанное решение незаконным. Она имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1, в том числе на уменьшение пенсионного возраста на первоначальную величину 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, независимо от времени пребывания в данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. На момент подачи заявления о назначении пенсии ей было 53 года.

В судебном заседании истец Нуринбекова Г.Н. и ее представитель по доверенности Ионов С.С. исковые требования поддержали по указанным в иске основаниям. Суду истец пояснила, что с понедельника по субботу проживала и обучалась в интернате, а в воскресенье, праздники и каникулы она находилась дома; в 1993 г. ей выдали справку о проживании в (адрес), которую заменили на удостоверение на льготы; просит назначить пенсию с (дата) - дату достижения возраста 51 год; по примечанию в ст.ст.32-35 Закона N1244-1 право на снижение возраста распространяется на проживающих независимо от времени пребывания на зараженной территории.

Представитель ответчика УПФР по доверенности Гуляева Е.А. возражала против иска, ссылаясь на отсутствие документов о проживании на территории зоны проживания с правом на отселение; право на первоначальное снижение на 2 года распространяется только на тех, кто проживал на указанной территории с 1949 г. по 1962 г.; на момент обращения истцу было 50 лет, что не дает ей право на назначение пенсии, при этом заблаговременное обращение за назначением пенсии допускается не ранее, чем за месяц до даты возникновения права на пенсию.

Выслушав объяснения истца, представителей сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования Нуринбековой Г.Н. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Нуринбекова Г.Н., (дата) года рождения, имеет статус выехавшей добровольно в *** из населенного пункта Муслюмово, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в *** на производственном объединении "Маяк", сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (л.д. 12,13).

(дата) Нуринбекова Г.Н. обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной пенсии в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (л.д. 46-48).

Решением УПФР от (дата) № Нуринбековой Г.Н. в назначении досрочной пенсии отказано в связи с отсутствием подтвержденного документально факта проживания на радиационно -зараженной территории, в том числе в *** для применения первоначальной величины снижения пенсионного возраста на 2 года (л.д. 40).

Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от (дата) Нуринбековой Г.Н. не может быть назначена досрочная пенсия в связи с отсутствием права на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьями 33,37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 (далее - Закон ЧАЭС) (л.д. 41-44).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с нормами статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, указанным в подпунктах 3,5-10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом ЧАЭС.

Согласно статье 28.1 Закона ЧАЭС условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрены статьями 30-37 данного закона и зависят от категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

В силу статьи 37 Закона ЧАЭС гражданам, выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение (пункт 11 части 1 статьи 13), пенсия по старости назначается в соответствии со статьей 33 данного Закона, предусматривающей назначение пенсии с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Согласно примечанию к статье 35 Закона ЧАЭС первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Из приведенных правовых норм следует, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста предоставляется за факт проживания (независимо от продолжительности) на загрязненной территории в определенный законом период, непосредственно следовавший за аварией, когда проводилась эвакуация населения и основные защитные мероприятия загрязненной территории, дополнительная величина снижения пенсионного возраста зависит от продолжительности проживания в соответствующей зоне.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

По смыслу Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ (далее - Закон ПО «Маяк») в системной связи с Законом ЧАЭС, при разрешении вопросов предоставления гражданам права на первоначальное снижение общеустановленного пенсионного возраста на два года следует выделять два периода радиоактивного загрязнения бассейна реки Теча (первый - с 1949 года по 1962 год, второй - после 1962 года).

В этой связи примечание к статье 35 Закона ЧАЭС по аналогии распространяется на граждан, проживавших в период с 1949 года по 1962 год включительно в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в (адрес).

Как было отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 19 мая 2009 года N 573-О-О, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, Конституция Российской Федерации относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к исключительной компетенции законодателя (статья 7 часть 1; статья 39 части 1 и 2).

С учетом смысла, придаваемого положениям пункта 7 части первой ст. 13 и ст. 33 Закона ЧАЭС правоприменительной практикой, граждане, которые переехали после 1962 года на постоянное жительство в населенные пункты, подвергшиеся воздействию радиации вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, не имеет права на уменьшение пенсионного возраста на первоначальную величину (два года).

Как следует из объяснений истца, показаний свидетелей *** свидетельства о рождении от (дата), аттестата от (дата),

Нуринбекова (до брака - *** Г.Н. родилась (дата) в (адрес), с рождения проживала в (адрес), где окончила начальную школу.

С (дата) по (дата) Нуринбекова Г.Н. Н. училась в ***, в указанный период факт ее проживания в (адрес) подтвержден быть не может в связи с отсутствием данных в похозяйственных книгах, что подтверждается справкой Администрации Муслюмовского сельского поселения Кунанакского муниципального района (адрес) от (дата) (л.д.14).

Из справки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа посёлка Муслюмово железнодорожной станции" от (дата) *** следует, что *** (после брака - Нуринбекова) Г.Н. училась в Муслюмовской средней школе с 4 по 10 классы в период с (дата) по (дата) (л.д. 16).

*** при Муслюмовской средней школе существовал интернат для круглосуточного пребывания учащихся из других населенных пунктов, что подтверждается справкой администрации Муслюмовского сельского поселения Кунашакского муниципального района (адрес) от (дата) (л.д. 15).

В период обучения Нуринбекова Г.Н. проживала в интернате с понедельника по субботу, после чего на автобусе учащихся отвозили по месту жительства к родителям, а утром в понедельник привозили обратно в интернат; в праздничные дни и в период школьных каникул истец проживала в (адрес).

Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда не имеется оснований, поскольку они последовательны и непротиворечивы, согласуются с объяснениями истца и письменными материалами дела, отсутствуют доказательства наличия у данных свидетелей заинтересованности в исходе дела.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что факт проживания Нуринбековой Г.Н. на территории (адрес) с (дата) по (дата), за исключением периодов каникул, то есть в период обучения в Муслюмовской средней школе, при которой был интернат для учащихся, нашел свое подтверждение, в связи с чем в указанной части исковые требования истца подлежат удовлетворению.

Таким образом, Нуринбекова Г.Н., как лицо, которое проживало после 1962 года в населенном пункте Муслюмово, подвергшемся воздействию радиации вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, не имеет права на уменьшение пенсионного возраста на первоначальную величину 2 года. Период проживания истца в (адрес) с (дата) по (дата), за исключением периодов каникул, составляет 5 полных лет, соответственно, она имеет право на снижение пенсионного возраста на 1 год и вправе обратиться за назначением пенсии по достижении возраста 54 лет.

Поскольку Нуринбекова Г.Н., родившаяся (дата), обратилась с заявлением о назначении пенсии в УПФР (дата), то есть в возрасте 50 лет, суд приходит к выводу о том, что у истца право на пенсию с уменьшением возраста на момент обращения отсутствовало.

Учитывая изложенное, решение комиссии УПФР от (дата) № об отказе в установлении досрочной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от (дата) N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" является правомерным, ввиду чего основания для удовлетворения исковых требований о признании его незаконным отсутствуют, равно как и основания для признания за истцом права на снижение возраста выхода на пенсию на 4 года и для возложения на УПФР обязанности назначить Нуринбековой Г.Н. досрочную пенсию по старости с (дата).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194–199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

        Исковые требования Нуринбековой Г. Н. удовлетворить частично.

        Установить факт проживания Нуринбековой Г. Н. в интернате при Муслюмовской средней школе (адрес) с (дата) по (дата) за исключением периодов каникул.

        В удовлетворении исковых требований Нуринбековой Г.Н. в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд (адрес) в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий                    Л.В. Плотникова