Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-3739/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Гунгера Ю.В.
при секретаре Потаниной Е.С.,
рассмотрев 29 сентября 2017 года в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску Милютина Е.В. к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска об обязании назначения досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Милютина Е.В. обратилась с иском к ответчику ГУ – УПФ РФ в ЦАО г. Омска о признании права на досрочное назначение пенсии, в обоснование указав, что 07.02.2017 года истец обратился с заявлением в ГУ – УПФР в Центральном АО г. Омска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Ответчик отказал ей в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа продолжительности стажа и не подтвержден факт инвалидности по категории «ребенок-инвалид». Ответчик не включил в страховой стаж работы истицы период работы с 10.09.1991 года по 01.01.2006 года в должности проводника пассажирских вагонов в Павлодарской дирекции по обслуживанию пассажиров.
Просит включить в страховой стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии указанный выше период, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, и назначить ее с момента обращения, то есть с 07.02.2017 года.
Истец Милютина Е.В., представитель истца по доверенности (л.д. 43) Гомелев М.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что у истца ребенок родился в 1985 году с отклонениями, освидетельствование МСЭ на территории РФ не проходили, поскольку проживали на территории республики Казахстана, которое входило в состав СССР. Ответчик отказал включить спорный период работы в страховой стаж.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска по доверенности (л.д. 48) Лащевская Е.Е. возражала против удовлетворения заявленных требований на основании доводов, изложенных в отзыве на заявленные требования (л.д. 95-96), из которого следует, что Милютина Е.В. обратилась 07.02.2017 г. по вопросу назначения пенсии в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Согласно п. 74 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 г. № 958н, документом, подтверждающим, что гражданин, в том числе ребенок в возрасте до 18 лет, являлся инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности является выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Согласно ответа на запрос ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» Министерства труда и социальной защиты РФ № 02-35/749 от 04.05.2017 г., Российская Федерация не имеет международных договоров (соглашений) о взаимном урегулировании правил признания граждан инвалидами, поэтому подтвердить факт инвалидности по категории «ребенок-инвалид» Милютина А.А., 14.04.1985 г.р. за период 21.04.1985 - 04.11.2000 гг., на основании выписок из акта освидетельствования МСЭК в Республике Казахстан, в соответствии с российским законодательством не представляется возможным. Для назначения пенсии требуется: страхового стажа 15 лет. По представленным документам имеется у истца страховой стаж в 15 лет. Также представитель ответчика дополнила, что в период рассмотрения дела в Пенсионный фонд поступили документы, подтверждающие стаж истца в спорный период, Милютиной Е.В. спорный период включен в страховой стаж.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В п. 2 ст. 27 вышеуказанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 указал что, у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Применительно к положениям статьи 30 ФЗ о трудовых пенсиях данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ» и при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе, стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ о трудовых пенсиях.
Из вышеприведенного положения следует, что при оценке права истца на досрочную пенсию необходимо учитывать нормы, как ранее действовавшего, так и действующего законодательства.
Судом установлено, что 07.02.2017 года истец истица Милютина Е.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости (л.д. 55-57).
Ответчиком было отказано, о чем вынесено решение от 25.05.2017 года № в связи с отсутствием требуемого минимального страхового стажа и не подтверждением факта инвалидности по категории «ребенок-инвалид» (л.д. 51).
Из решения об отказе в установлении пенсии от 25.05.2017 года № следует, что комиссия определила размер страхового стажа – 06 лет 06 месяцев 14 дней, при этом комиссия рекомендовала не учитывать в страховой стаж Милютиной Е.В. период работы с 10.09.1991 г. по 01.01.2006 г. в должности проводника пассажирских вагонов в Павлодарской дирекции по обслуживанию пассажиров, поскольку был сделан запрос в Департамент Комитета труда социальной защиты и миграции по павлодарской области на достоверность сведений в трудовой книжке и подтверждении достоверности выдачи справки по заработной плате. На дату истечения 3-месячного срока приостановления рассмотрения заявления о назначении пенсии, ответы не поступили. Согласно п. 74 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 г. № 958н, документом, подтверждающим, что гражданин, в том числе ребенок в возрасте до 18 лет, являлся инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности является выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Согласно ответа на запрос ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» Министерства труда и социальной защиты РФ № 02-35/749 от 04.05.2017 г., Российская Федерация не имеет международных договоров (соглашений) о взаимном урегулировании правил признания граждан инвалидами, поэтому подтвердить факт инвалидности по категории «ребенок-инвалид» Милютина А.А., 14.04.1985 г.р. за период 21.04.1985 - 04.11.2000 гг., на основании выписок из акта освидетельствования МСЭК в Республике Казахстан, в соответствии с российским законодательством не представляется возможным (л.д. 51-52)
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Аналогичные положения были закреплены в пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», применяемого до 01.01.2015 года.
Факт работы истицы с 10.09.1991 года по 01.01.2006 года в должности проводника пассажирских вагонов в Павлодарской дирекции по обслуживанию пассажиров подтверждается данными трудовой книжки и представленными архивными справками.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Из архивных справок от 21.02.2017 года, выданной филиалом АО «Национальная компания Казахстан темiр жолы «Павлодарское отделение магистральной сети» (л.д. 97), следует, что в документах архивного фонда «павлодарская дирекции по обслуживанию пассажиров», хранящегося в архиве филиала АО «Национальная компания Казахстан темiр жолы «Павлодарское отделение магистральной сети», имеются сведения, что в период с января 1993 года по декабрь 2001 г. истец получала заработную плату (л.д. 93-94).
Аналогичные справки от 01.06.2017 года имеются и в пенсионном деле.
Решение ответчика о включении указанного периода в страховой стаж истицы отсутствует.
Таким образом, при указанных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что период работы истицы с 10.09.1991 года по 01.01.2006 года в должности проводника пассажирских вагонов в Павлодарской дирекции по обслуживанию пассажиров подлежит включению в ее страховой стаж.
Не включение в страховой стаж данного периода влечет необоснованное ограничение объема пенсионных прав истца.
Согласно п. 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года № 16/19па, действовавшего до 01.01.2015 года, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости на основании пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», должны быть приложены документы, подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом.
Согласно п. 74 действующего с 01.01.2015 года Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2017 года № 958н, документом, подтверждающим, что гражданин, в том числе ребенок в возрасте до 18 лет, является (являлся) инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности является выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», признание лица инвалидом осуществляетсяфедеральным учреждением медико-социальной экспертизы. При этом порядок и условияпризнания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Правила признания лица инвалидом в Российской Федерации утвержденыПостановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года № 95.
Между тем доказательств признания ребенка истца инвалидом с детства/ребенком-инвалидом в соответствии с Правилами, действующими в Российской Федерации, неимеется, международных договоров (соглашений) о взаимном урегулировании правилпризнания граждан инвалидами, что также следует из ответа ФКУ «Главное бюромедико-социальной экспертизы по Омской области» Министерства труда и социальнойзащиты РФ от 19.02.2016 года, Российская Федерация не имеет.
На основании изложенного суд приходит к выводу о невозможностипринятия представленных Милютиной Е.В. медицинского заключения № 29 от 21.10.1992 года (л.д. 25), справок (л.д. 26, 84), выписки из акта освидетельствования МСЭК (л.д. 87-90), составленных в Республике Казахстан, в качестве достоверного и достаточного доказательства инвалидности ее ребенка в период с 21.04.1985 года по 04.11.2000 года по категории «ребенок-инвалид», полагая правомерным отказ ответчика в назначении истцу пенсии по данному основанию.
Указанное заключение было выдано не в союзной республике Казахстан, входившей в состав СССР, а уже отдельным государством после распада СССР – Республикой Казахстан.
При этом ссылка истца на положения Соглашения от 13.03.1992 года неправомерен, поскольку данное Соглашение действует только в сфере пенсионного обеспечения и не полежит применению в сфере социальной защиты инвалидов в РФ, регулирующей правила признания лица инвалидом, в связи с чем не влечет возможность принятия актов медико-социальной экспертизы стран СНГ об инвалидности лица в Российской Федерации.
Истице следует в установленном порядке изначально обратиться в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» Министерства труда и социальной защиты РФ для признания ребенка инвалидом с детства.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие надлежащих документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства РФ, подтверждающих признание ребенка истца инвалидом с детства/ребенком-инвалидом, у суда не имеется оснований для назначения Милютиной Е.В. пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
На основании положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату госпошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования истца удовлетворить в части.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска включить в страховой стаж работы Милютина Е.В. , дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период работы с 10.09.1991 года по 01.01.2006 года в должности проводника пассажирских вагонов в Павлодарской дирекции по обслуживанию пассажиров.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска в пользу Милютина Е.В. расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 04.10.2017 года.
Судья: Ю.В. Гунгер