Решение суда о защите пенсионных прав № 2-1983/2017 ~ M-1998/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-1983/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Барнаул 16 августа 2017 года                            

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи: Солод Ю.А.                

при секретаре: Цииммер А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьяненко В.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края о защите пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

Решением комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в г. Барнауле № ... от +++ Лукьяненко В.И. отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия у него необходимого стажа деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения продолжительностью не менее 30 лет. При этом ответчик не включил в специальный стаж истца период прохождения интернатуры с 01 августа 1986 года по 29 июля 1987 года в (Больница), а также период работы в должности врача отдела функциональных методов исследования в ГУМП «А» с 01 ноября 1999 года по 27 ноября 2002 года, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком.

Считая, что принадлежащие ему социальные права нарушены, обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края, с учетом уточненных требований, просил включить вышеперечисленные периоды, а также период работы в должности врача ультразвуковой диагностики отделения ультразвуковой диагностики КГБУЗ «А» с 16 декабря 2016 года по 18 февраля 2017 года в специальный стаж, назначить страховую пенсию по старости с 19 февраля 2017 года.

    В судебном заседании истец Лукьяненко В.И., его представитель Рыбалко Т.П. на удовлетворении исковых требований настаивали по доводам, изложенным в иске.

    Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. В письменном отзыве против удовлетворения требований возражала.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства установлено, что +++ Лукьяненко В.И. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края (далее - Управление ПФР в г. Барнауле) за назначением досрочной пенсии по старости.

Решением Управления ПФР в г. Барнауле от +++ Лукьяненко В.И. отказано в досрочном назначении пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа.

Согласно расчету ответчика специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, составляет 25 лет 9 месяцев 4 дня.

В специальный стаж Лукьяненко В.И. не были включены вышеуказанные периоды работы.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом положений части третьей статьи 35 указанного Закона - при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 6,6) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации 16 июля 2014 года утвердило Постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", подпунктом "н" пункта 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений", с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, согласно части 3 статьи 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в части 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет") в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464).

Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение N 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 года N 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 года, Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 года) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).

Таким образом, период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, может быть засчитан им в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста в полном объеме.

Следовательно, обстоятельством, имеющим значение для разрешения настоящего спора в указанной части, является установление выполнения истцом в полном объеме функциональных обязанностей врача - хирурга при прохождении им интернатуры в оспариваемый период.

Как усматривается из материалов дела, приказом главного врача (Больница) №... от +++ Лукьяненко В.И. с 01 августа зачислен для прохождения интернатуры по детской хирургии, при этом в приказе не указана должность истца.

Из копии карточки формы Т-2 усматривается, что с 01 августа 1986 года Лукьяненко В.И. принят на должность врач-интерн-хирург.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Приказом главного врача от 01 июля 1987 года истец после окончания интернатуры назначен на должность врача-хирурга в детскую поликлинику с 30 июля 1987 года.

В ведомостях по начислению заработной платы за период с августа 1986 года по март 1987 года должность Лукьяненко В.И. указана как врач-интерн, с апреля по июнь 1987 года указание на должность в ведомости отсутствует, в июле 1987 года указана должность – врач.

В судебном заседании представитель истца пояснил, что в спорный период времени Лукьяненко В.И. работал в качестве врача-интерна-хирурга, исполнял обязанности возложенные на врача-хирурга, ему ежемесячно начислялась заработная плата.

Доказательств, опровергающих представленные истцом доказательства, ответчиком суду не представлено, в связи с чем суд находит требования Лукьяненко В.И. о включении в специальный стаж периода работы с 01 августа 1986 года по 29 июля 1987 года обоснованными.

Применительно к спорному периоду работы истца в должности врача отдела функциональных методов исследования в ГУМП «А» с 01 ноября 1999 года по 27 ноября 2002 года подлежит применению Список, утвержденный Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 где предусмотрены учреждения - консультативно-диагностические центры, должность - врачи-специалисты.

Как следует из содержания устава ГУМП «А», данное учреждение было создано решением учредителей: комитета по управлением госимуществом Алтайского края по согласованию с комитетом по здравоохранению Алтайского края. Согласно п. 1.4 Устава предприятие организует свою деятельность на основе лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Указанный период работы истца в ГУМП «А» ответчиком не включается в льготный стаж по той причине, что наименование учреждения не предусмотрено Списком. Суд полагает, что данная позиция ответчика не основана на законе и фактических обстоятельствах дела.

Анализируя содержание устава медицинского учреждения, суд пришел к выводу, что данное учреждение осуществляло деятельность по охране здоровья населения.

Так, в п. 2.2 Устава указано, что основной задачей предприятия является квалифицированное и качественное проведение диагностики в полном объёме с применением аппаратных и инструментальных методов исследования на догоспитальном этапе, расширение возможности контроля за больными в амбулаторных условиях. В предмет деятельности предприятия входило: непосредственное обследование больного; подготовка и повышение квалификации медицинских кадров; оказание высококвалифицированной консультативной помощи для решения вопроса дополнительного обследования, уточнения диагноза; выдача заключений о результатах обследования и рекомендаций по лечению, динамическому наблюдению в лечебно-профилактическом учреждении по месту постоянного медицинского наблюдения и т.д.

Из представленных в материалы дела копий штатных расписаний на 2000-2001 годы усматривается, что в состав ГУМП «А» входило 8 отделений для проведения различных исследований, в которых были предусмотрены должности врачей-специалистов, четыре лаборатории, отделение дневного стационара, взрослое и детское консультативно-поликлиническое отделения.

Как в спорный период времени, так и впоследствии, истец исполнял работу врача отдела функциональных методов исследования и врача отделения ультразвуковой диагностики, а также продолжает исполнять ее в настоящее время. За период своего существования А неоднократно менял организационно-правовую форму и наименование, но не направление деятельности, оставаясь лечебным учреждением с неизменным назначением. При этом характер и условия работы истца, как и других медицинских работников центра не менялись.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что учреждение, в котором Лукьяненко В.И. работал в спорный период, являлось учреждением здравоохранения и остается таковым до настоящего времени, истец занимал там должность предусмотренную Списком.

Федеральным законодателем не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере здравоохранения. Право на получение досрочной пенсии имеет не любое лицо, а лишь осуществляющее такую работу и в таком учреждении, при выполнении которой работник подвергался неблагоприятным факторам, обусловленным именно спецификой и характером труда.

Пенсия за выслугу лет назначается в зависимости от вида деятельности, а не названия должности либо учреждения, которую занимал истец. Аналогичная позиция изложена в постановлении Конституционного Суда РФ № 11-П от 03 июня 2004 года. В судебном заседании установлено, что изменялось лишь название учреждения в котором трудился истец, сама же деятельность врача Лукьяненко В.И. была неизменна. В связи с чем период работы Лукьяненко В.И. с 01 ноября 1999 года по 27 ноября 2002 года в ГУМП «А» подлежит включению в специальный стаж.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Из материалов дела следует, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии +++, к указанному моменту продолжительность его специального стажа составляет 29 лет 10 месяцев, что не достаточно для назначения пенсии с даты обращения.

В судебном заседании, истец и его представитель просили назначить Лукьяненко В.И. страховую пенсию с +++, включив в специальный стаж период работы с 16 декабря 2016 года по 18 февраля 2017 года. Изучив трудовую книжку Лукьяненко В.И., справку уточняющую особые условия труда, выданную КГБУЗ «А» +++ из которой усматривается, что Лукьяненко В.И. с 28 ноября 2002 года работает в должности врача ультразвуковой диагностики отделения ультразвуковой диагностики на одну ставку, полный рабочий день, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и необходимости зачесть в специальный стаж истца период работы с 16 декабря 2016 года по 18 февраля 2017 года, возложить на ответчика обязанность назначить Лукьяненко В.И. страховую пенсию по старости с +++.

Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Лукьяненко В.И. удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края от +++ № ... в части отказа в зачете в специальный стаж Лукьяненко В.И. периода прохождения интернатуры в (Больница) с 01 августа 1986 года по 29 июля 1987 года, периода работы в должности врача отдела функциональных методов исследования в ГМП «А» с 01 ноября 1999 года по 27 ноября 2002 года.

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края обязанность включить в специальный стаж Лукьяненко В.И.:

- период работы в должности врача-интерна в (Больница) с 01 августа 1986 года по 29 июля 1987 года,

- период работы в должности врача отдела функциональных методов исследования в ГУМП «А» с 01 ноября 1999 года по 27 ноября 2002 года;

- период работы в должности врача ультразвуковой диагностики отделения ультразвуковой диагностики КГБУЗ «А» с 16 декабря 2016 года по 18 февраля 2017 года.

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края обязанность назначить Лукьяненко В.И. страховую пенсию по старости на основании подпункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 19 февраля 2017 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края в пользу Лукьяненко В.И. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

    

Судья Ю.А. Солод

Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2017 года.