Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
гр. дело № 2-3111/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«25» июля 2017 г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.,
при секретаре Куренковой Т.В.
с участием представителя ответчика по доверенности Байбаковой М.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чаповского Александра Николаевича к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в стаж период работы в районах Крайнего Севера 1 год 10 месяцев 4 дня, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом периода 1 год 10 месяцев 4 дня,
УСТАНОВИЛ:
Чаповский А.Н. обратился в суд с настоящим иском, указал, что ДД.ММ.ГГГГ. ему назначена досрочная трудовая пенсия по старости за работу в Районах Крайнего Севера (РКС) в г. Мурманске в размере 8 418. 71 руб.
Истец обратился в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее УПФР) с заявлением о разъяснении порядка расчета суммы пенсии и оснований невыплаты повышенной «северной» пенсии и требованием о перерасчете пенсии по старости. Письмом УПФР от ДД.ММ.ГГГГ. № истцу сообщено, что размер его пенсии на 01.04.2017г. составил <данные изъяты> руб.; назначение льготного вида пенсии по старости в связи с работой в РКС невозможно в силу того что, согласно подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсии такого вида назначаются мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в РКС, и имеют страховой стаж не менее 25 лет, страховой стаж истца составляет 26 лет 04 месяца 18 дней и стаж работы в РКС - 13 лет 04 месяца 20 дней, с чем истец не согласился, поскольку согласно трудовой книжке общий стаж работы истца в РКС составляет 15 лет 02 месяца 24 дня.
По мнению истца, ответчик необоснованно исключил из трудового стажа период трудовой деятельности в размере 01 год 10 месяцев 04 дня, однако отсутствие данных персонифицированного учета не может служить причиной отказа в назначении пенсии при условии предоставления гражданином документов, подтверждающих его страховой стаж, предоставление сведений в органы Пенсионного фонда является обязанностью работодателя, поэтому отсутствие данных в сведениях персонифицированного учета по причине ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей не может лишать права на включение этих периодов в ее специальный стаж.
В связи с изложенным истец просит обязать УПФР включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период в размере 01 год 10 месяцев 4 дня и произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом указанного периода.
Истец Чаповский А.Н., его представитель по доверенности Костюченкова В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем имеются уведомление и расписка (л.д.59,61).
Представитель ответчика по доверенности Байбакова М.А. с иском не согласилась, представлены письменные возражения (л.д.32-33).
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующего на день возникновения правоотношений сторон и на день назначения пенсии истцу (в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ данный документ не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
На основании протоколов, расчетов, заявления, сообщений, имеющихся в деле, судом установлено, что решением УПФР в Ленинском округе г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ. № рассмотрено заявление Чаловского А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.47-49), в страховой стаж с учетом льготного исчисления были включены периоды работы в РКС – 26 лет 04 месяца 26 дней, и стаж работы в РКС составил13 лет 03 месяца 20 дней; в назначении пенсии отказано в виду отсутствия стажа работы в РКС (л.д.50-51).
ДД.ММ.ГГГГ. истец повторно обратился в УПФР г. Мурманска с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости (л.д.52), которая назначена истцу с ДД.ММ.ГГГГ. за работу в РКС, в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом уменьшения возраста установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах (л.д.30-40,53).
Таким образом, пенсия назначена истцу с учетом страхового стажа 15 лет 11 месяцев 12 дней и стажа работы в РКС - 13 лет 03 месяца 20 дней (л.д.51).
С 01.09.2015г. в связи с переездом на новое место жительства истец является получателем пенсии по старости в УПФР в г. Воронеже, выплата пенсии осуществляется по документам, имеющимся в пенсионном деле.
Согласно документов, имеющихся в пенсионном деле, в стаж работы не включены периоды работы в кооперативе «<данные изъяты>» с 01.01.1991 г. по 31.03.1991 г. (3 месяца 1 день), с 01.06.1991 г. по 31.08.1991 г. (3. месяца 1 день), с 01.10.1991 г. по 30.11.1991 г. (3 месяца), с 01.01.1992 г. по 29.02.1992 г. (1 месяц 29 дней), с 01.05.1992 г. по 31.05.1992 г. (1 месяц 1 день), с 0108.1992 г по 30.11 1992 г. (4 месяца), с 01.01.1993 г. по 31.03.1993 г. (3 месяца 1 день), с 01.05.1993 г. по 10.19.1993 г., так как согласно ответа ГУ – УПФР в Первомайском округе г. Мурманска № 04-10/4423 от 11.09.2013г. страховые взносы за Чаповского А.Н. не начислялись и не уплачивались в указанные периоды. С 17.12.2001г. кооператив «<данные изъяты>» ликвидирован (л.д.54). Суд учитывает, что согласно трудовой книжки в кооперативе «<данные изъяты>» истец работал с 02.07.1989г. (л.д.18), однако данный кооператив зарегистрирован в Пенсионном Фонде г. Мурманска с 28.01.1992г., и согласно представленной справке в периоды апрель-май, сентябрь, декабрь 1991г., март-апрель, июнь-июль, декабрь 1992г. и апрель 1993г. страховые взносы начислялись, поэтому эти периоды включены в стаж, а спорные периоды не включены в стаж, поскольку страховые взносы не начислялись и не уплачивались, что свидетельствует о том, что в спорные периоды истец не подлежал государственному социальному страхованию, то есть трудовые отношения между работником и работодателем не осуществлялись.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Ссуд учитывает разъяснения, содержащиеся в п. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
Между тем, согласно вышеназванной справке в определенные периоды работодатель начислял страховые взносы, а в спорные периоды страховые взносы не только не выплачивались, но и не начислялись, что по мнению суда, свидетельствует об отсутствии трудовой деятельности истца.
В стаж работы не включен также период работы в Индивидуальном частном предприятии <данные изъяты>» с 11.10.1993г. по 14.11.1994г., так как в соответствии с ответом отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности в Ленинском округе г. Мурманска № б/н от 22.01.2013г. ИЧП <данные изъяты>» не зарегистрировано в системе Пенсионного фонда РФ, следовательно, в этот период истец не подлежал государственному социальному страхованию и трудовые отношения между работником и работодателей не осуществлялись (л.д.50).
Согласно п. п. а п. 1 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590, В соответствии с Законом СССР от 15.05.1990г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» пенсии назначаются и выплачиваются рабочим, служащим и другим гражданам, на которых распространяется государственное социальное страхование.
В п. 108 Положения указано, что в общий стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов, в частности работа в качестве рабочего или служащего, выполнявшаяся на дому. Выполнение для отдельных граждан кратковременных, случайных и мелких работ, на которых работник не подлежал государственному социальному страхованию, не засчитывается в стаж. Подпунктом "а" пункта 109 этого же Положения предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также всякая работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию.
В силу ст. 89 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего в спорные периоды и до 01.01.2002 г.) в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Таким образом, периоды индивидуальной трудовой деятельности включались в общий трудовой стаж при условии уплаты за них страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991г. № 190, предусмотрено, что с 01.01.1991 г. время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.
Время работы лиц, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, устанавливается по справкам финансовых органов об уплате ими налогов с доходов, получаемых от этой деятельности. Время работы лиц, занимавшихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам государственного фонда социального страхования (п.2 Положения).
Таким образом, с 01.01.1991г. время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.
В соответствии с абзацем 3 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 ст. 29 Федерального закона № 173-ФЗ). Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующего на день назначения пенсии истцу, страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно ст. ст. 3, 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, обязательным условием включения периодов работы в стаж для назначения пенсии законодатель всегда предусматривал уплату начисленных на заработную плату взносов первоначально - в фонд государственного социального страхования, а с 1992г. - в Пенсионный фонд РФ. А поскольку в спорный период и не уплачивались и не начислялись страховые взносы, соответственно спорные периоды работы в кооперативе не подлежит зачету в трудовой стаж для назначения пенсии.
Рассматривая настоящее дело, суд учитывает Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П, которым пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац 3 пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2002г. № 407, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие трудовые периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Но анализируя указанное Постановление, в том числе и его вывод о том, что впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (ст. 237 КЗоТ РФ в редакции Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1), не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований ст. 89 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В связи с изложенным суд считает, что отсутствуют основания для включения в стаж спорных периодов работы и соответственно для осуществления перерасчета пенсии.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Отказать в удовлетворении исковых требований Чаповского Александра Николаевича к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в стаж период работы в районах Крайнего Севера 1 год 10 месяцев 4 дня, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом периода 1 год 10 месяцев 4 дня.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.